Dennis eCollect. Электрический мусорщик
Новости отрасли
Самое читаемое
Изготовление мусоровозов – главный конек британского производителя автоспецтехники Dennis Eagle. Компания давно и прочно вошла в число ведущих европейских разработчиков специальных шасси под установку кузовов для сбора и перевозки бытовых отходов, которые отличаются наличием всех необходимых приводов и систем, повышенной маневренностью, а также пониженным уровнем кабины для облегчения посадки-высадки экипажа. Вовремя уловив набирающий обороты тренд на электрификацию грузовых автомобилей, в компании занялись разработкой собственного шасси с электрическим силовым агрегатом. И этот проект принес успех, сделав Dennis Eagle одним из пионеров в деле перевода европейского коммерческого автотранспорта на электрическую тягу. Итогом усилий конструкторов компании стал Dennis eCollect – электротрак с электрической силовой установкой, прототип которого увидел свет около двух лет назад. С тех пор электрический мусоровоз интенсивно проходил всесторонние испытания, в том числе в режиме реальной эксплуатации, которые успешно завершились к концу 2020 года. На сегодняшний день Dennis eCollect состоялся как серийный образец, что подтверждается началом его поставок клиентам.
Так что же представляет собой британский электрический мусоровоз? С виду это привычный для местных коммунальщиков Dennis Elite 6 полной массой 26 тонн в зауженном исполнении (ширина 2250 мм), с колесной формулой 6х2, управляемыми колесами третьей оси и классическим загружаемым сзади мусоровозным кузовом Olympus OL19 емкостью 19 кубов. Но если приглядеться, в пределах колесной базы, за боковой противоподкатной защитой, вместо топливного бака можно увидеть блоки аккумуляторных батарей. Всего таких блоков пять, по 12 ячеек каждый. Все они размещены под кузовом и скомпонованы из аккумуляторов Li-NMC, в состав которых помимо лития входят никель, марганец и кобальт. Разработчики считают, что именно такой их состав обеспечит максимально продолжительный срок службы. Сама компания дает трехлетнюю гарантию на батареи, а также обещает обеспечить их утилизацию после завершения службы мусоровоза. Суммарно аккумуляторы производят 300 кВтч электроэнергии, что более чем достаточно для обеспечения работы электродвигателя мощностью 200 кВт (270 л.с.).
Компания отмечает, что, как и любые другие выпускаемые ею мусоровозы, Dennis eCollect может быть укомплектован несколькими внешними видеокамерами с обзором в 360о и выводом изображения на находящийся в кабине дисплей – эти камеры позволяют водителю видеть обстановку в том числе в мертвых зонах, повышая тем самым безопасность управления на многолюдных улицах. Передача информации ведется в режиме видеозаписи, которая в течение двух месяцев сохраняется на жестком диске. Кроме того, Dennis eCollect оборудован фирменной коммуникационной системой DE-Connect, в которую теперь интегрированы дополнительные функции с учетом электрического привода мусоровоза.
Самый важный для любой эксплуатирующей организации вопрос: насколько хватает запаса электроэнергии? Ведь электрический силовой агрегат должен приводить в движение не только сам электротрак, но и механизмы его надстройки. Опираясь на данные продолжительных испытаний в ходе реальных работ по вывозу бытовых отходов, разработчики обещают, что Dennis eCollect на одной зарядке сможет без проблем функционировать в течение 8-часовой смены, за которую в Англии мусоровозы обычно успевают сделать два рейса, собрав и перевезя примерно 20 тонн мусора. И даже после этого уровень заряда аккумуляторов не должен упасть ниже 30%! Это, кстати, при условии использования водителем по необходимости обогревателя или кондиционера, на которые, по расчетам специалистов, за час расходуется порядка 5 кВт. Таким образом, при самом интенсивном использовании упомянутых климатических устройств в результате ими будет израсходовано до 15% емкости аккумуляторов. Эксплуатация двух первых серийных образцов Dennis eCollect в Ноттингеме в принципе подтверждает выкладки испытателей: в названном городе и его пригородах с частично холмистой местностью электрические мусоровозы без подзарядки спокойно работают в течение всей 7-часовой смены, возвращаясь в парк примерно с 40-процентным зарядом батарей.
Данные о состоянии их разряженности в режиме реального времени выводятся на дисплей в кабине, и, когда запас электроэнергии падает ниже определенного минимума, загорается пиктограмма в виде черепашки. Это означает, что следует как можно быстрее прекратить все погрузочно-разгрузочные работы и отправиться в парк для подзарядки. При этом потребляемый электродвигателем мусоровоза ток будет принудительно ограничен, что, соответственно, уменьшит величину крутящего момента. Разряжать батареи до нуля производитель крайне не рекомендует – это путь к преждевременному исчерпанию их ресурса. Сколько времени уйдет на полную зарядку аккумуляторов? Если использовать зарядное устройство мощностью 50 кВт со стандартным штекером типа CCS2, то пополнить запас электроэнергии на борту Dennis eCollect с 15% до полного заряда можно за 7–8 часов.
Будущим заказчикам нужно учитывать, что в случае приобретения электрического мусоровоза мало будет обеспечить свой автопарк промышленным источником электропитания. Следует брать в расчет и то, что мастерская, где Dennis eCollect предстоит обслуживать, потребует инвестиций в переоборудование. Поэтому на своем сайте компания Dennis Eagle честно признает, что, хотя сам по себе электродвигатель проще двигателя внутреннего сгорания, что ему не требуются смазочные масла и сменные фильтры, тем не менее, затраты на сервисное обслуживание электрического мусоровоза будут сопоставимы с затратами на сервисное обслуживание его дизельного аналога. А ведь электротрак сам по себе стоит куда дороже!
Тем не менее в проект создания электрических мусоровозов компания Dennis Eagle вложилась не зря: рынок подобной техники в Европе пусть пока небольшой, но уже появился, а раз возник спрос, то требуется и предложение. Поставки Dennis eCollect пусть потихоньку, но идут! Так, в 2021 году электрические мусоровозы уже начали работать на улицах Ноттингема, Кембриджа, Йорка, Уэльса и, конечно же, Лондона. Нетрудно заметить, что в этом списке пока только британские города. Дело в том, что Dennis eCollect не экспортируют за пределы Великобритании. Но это – пока: в планах компании вывести электрический мусоровоз и на рынки других стран. Причем не только в его нынешнем виде, на трехосном зауженном шасси с подруливающими колесами третьей оси. Когда Dennis eCollect будут достаточно обкатаны и в их конструкции устранят детские болезни, Dennis Eagle обещает электрифицировать и другие типы выпускаемых шасси, включая двухосные, трехосные с центральной поддерживающей осью и четырехосные с самыми разными колесными формулами.
Константин Закурдаев
С нами уже 1039 профессионалов