COMTRANS 2021. Водород ведет вперед
Новости отрасли
Самое читаемое
Как известно, аккумуляторные источники энергии – не самый подходящий вариант для автотехники со значительным суточным пробегом, когда нет возможности подзарядить их где-то в пути. Речь идет прежде всего о магистральных тягачах с их огромным плечом перевозки, а также об электробусах, которым периодически приходится менять маршруты, что делает трудноосуществимым применение станций ультрабыстрой зарядки. Тем более, что в большинстве городов их нет совсем. Значительная протяженность перевозок требует слишком большого количества аккумуляторных батарей на борту, а значит, слишком большой их массы, что критически снижает грузоподъемность. Поэтому мировой тренд – снабдить подобные электротраки и электробусы водородными топливными элементами: заправляешь в баки водород, а топливный элемент преобразует его в электроэнергию, которая, в свою очередь, сначала аккумулируется в сравнительно небольшой батарее, которая, в свою очередь, питает электродвигатель. При этом в качестве выхлопа – экологически безопасный водяной пар.
Если метан в качестве топлива для Камского автозавода – это настоящее, то водородное топливо – это будущее. Точнее сказать, один из вариантов будущего. Именно такие топливные элементы и получил трехосный КАМАЗ-65208 с кабиной поколения К4 – их поставила франко-швейцарская инжиниринговая компания CreenGT. Водородный грузовик планируется использовать в составе 40-тонного автопоезда, грузоподъемность которого составляет 23 тонны.
В расположенных по бокам рамы в пределах колесной базы шести прочных баллонах хранится 45 килограммов водорода, которых водородному КАМАЗу хватает для пробега в 500 км. Заправка занимает всего 10 мин – это в разы меньше, чем уходит на зарядку аккумуляторов электротраков. Мощность топливных элементов составляет 170 кВт, пиковая мощность электрического двигателя – 400 кВт, что эквивалентно 545 л.с.
На выставке дебютировал опытный водоробус, разработанный специалистами Камского автозавода. Это снабженный топливными элементами КАМАЗ-6290 габаритной длинной 12,4 м, рассчитанный на перевозку 80 человек. Вместо нескольких пакетов аккумуляторов у него шесть установленных на крыше баллонов для хранения водорода. В движение водоробус приводит портальный ведущий мост производства ZF, снабженный двумя асинхронными двигателями мощностью 125 кВт каждый. Мощность топливного элемента составляет 45 кВт.
ГАЗ представил на своем стенде водородный вариант малого городского автобуса «Газель Сити», то есть его электрическую модификацию с топливными элементами, фактически – с собственной электростанцией на борту. Самое интересное, что переход на электропривод, по крайней мере на первый взгляд, никак не отразился на компоновке салона, выполненного в соответствии с требованиями стандарта «Доступная среда»: вместимость «Газель Сити» по-прежнему составляет 22 пассажира.
Второй показанный на выставке созданный специалистами «Группы ГАЗ» водоробус относится к моделям большой вместимости. Называется он CITYMAX Hydrogen и рассчитан на перевозку 85 пассажиров. По сути, это тот же электробус, на протяжении нескольких лет выпускаемый Ликинским автобусным заводом, у которого вместо пакетов аккумуляторных батарей установлены топливные элементы и баллоны для хранения водорода.
Баллоны с водородом и прочее электрооборудование у CITYMAX Hydrogen расположены на крыше. Почему там? И почему баллоны не прикрыты никаким кожухом? Потому что водород – горючий, но, что удачно, летучий газ, и в случае утечки пусть лучше он уйдет в атмосферу, чем скопится в какой-либо полости и потом рванет. Причем это вам не метан: если взорвется водород – мало не покажется.
Салон у водоробуса выполнен в соответствии со всеми требованиями программы «Доступная среда», то есть с широкими дверными проемами без ступенек на входе, с вместительной накопительной площадкой, куда можно поставить детскую коляску, самокат или велосипед, с низким уровнем пола от задней до передней стенки, и с отделенной от салона кабиной водителя.
Константин Закурдаев
С нами уже 1039 профессионалов