view counter
Главная страница > Репортаж > COMTRANS 2021. Водород ведет вперед

COMTRANS 2021. Водород ведет вперед

Электрическая тема в нашем автопроме получила водородное развитие: на COMTRANS 2021 показали сразу несколько новинок с топливными элементами.
15.09.2021
742
Gates Fleet Runner
view counter

Как известно, аккумуляторные источники энергии – не самый подходящий вариант для автотехники со значительным суточным пробегом, когда нет возможности подзарядить их где-то в пути. Речь идет прежде всего о магистральных тягачах с их огромным плечом перевозки, а также об электробусах, которым периодически приходится менять маршруты, что делает трудноосуществимым применение станций ультрабыстрой зарядки. Тем более, что в большинстве городов их нет совсем. Значительная протяженность перевозок требует слишком большого количества аккумуляторных батарей на борту, а значит, слишком большой их массы, что критически снижает грузоподъемность. Поэтому мировой тренд – снабдить подобные электротраки и электробусы водородными топливными элементами: заправляешь в баки водород, а топливный элемент преобразует его в электроэнергию, которая, в свою очередь, сначала аккумулируется в сравнительно небольшой батарее, которая, в свою очередь, питает электродвигатель. При этом в качестве выхлопа – экологически безопасный водяной пар.

Выставка Комтранс, COMTRANS 2021, Комтранс-2021, топливные элементы, СТ-КТ, КАМАЗ-65208, водородный КАМАЗ

Если метан в качестве топлива для Камского автозавода – это настоящее, то водородное топливо – это будущее. Точнее сказать, один из вариантов будущего. Именно такие топливные элементы и получил трехосный КАМАЗ-65208 с кабиной поколения К4 – их поставила франко-швейцарская инжиниринговая компания CreenGT. Водородный грузовик планируется использовать в составе 40-тонного автопоезда, грузоподъемность которого составляет 23 тонны.

Выставка Комтранс, COMTRANS 2021, Комтранс-2021, топливные элементы, СТ-КТ, КАМАЗ-65208, водородный КАМАЗ

В расположенных по бокам рамы в пределах колесной базы шести прочных баллонах хранится 45 килограммов водорода, которых водородному КАМАЗу хватает для пробега в 500 км. Заправка занимает всего 10 мин – это в разы меньше, чем уходит на зарядку аккумуляторов электротраков. Мощность топливных элементов составляет 170 кВт, пиковая мощность электрического двигателя – 400 кВт, что эквивалентно 545 л.с.

Выставка Комтранс, COMTRANS 2021, Комтранс-2021, топливные элементы, СТ-КТ, КАМАЗ-6290, водоробус, водородный КАМАЗ

На выставке дебютировал опытный водоробус, разработанный специалистами Камского автозавода. Это снабженный топливными элементами КАМАЗ-6290 габаритной длинной 12,4 м, рассчитанный на перевозку 80 человек. Вместо нескольких пакетов аккумуляторов у него шесть установленных на крыше баллонов для хранения водорода. В движение водоробус приводит портальный ведущий мост производства ZF, снабженный двумя асинхронными двигателями мощностью 125 кВт каждый. Мощность топливного элемента составляет 45 кВт.

Выставка Комтранс, COMTRANS 2021, Комтранс-2021, топливные элементы, СТ-КТ, водоробус, Газель Сити

ГАЗ представил на своем стенде водородный вариант малого городского автобуса «Газель Сити», то есть его электрическую модификацию с топливными элементами, фактически – с собственной электростанцией на борту. Самое интересное, что переход на электропривод, по крайней мере на первый взгляд, никак не отразился на компоновке салона, выполненного в соответствии  с требованиями стандарта «Доступная среда»: вместимость «Газель Сити» по-прежнему составляет 22 пассажира.

Выставка Комтранс, COMTRANS 2021, Комтранс-2021, топливные элементы, СТ-КТ, водоробус, водородный автобус, Citymax Hidrogen, Ситимакс Гидроген

Второй показанный на выставке созданный специалистами «Группы ГАЗ» водоробус относится к моделям большой вместимости. Называется он CITYMAX Hydrogen и рассчитан на перевозку 85 пассажиров. По сути, это тот же электробус, на протяжении нескольких лет выпускаемый Ликинским автобусным заводом, у которого вместо пакетов аккумуляторных батарей установлены топливные элементы и баллоны для хранения водорода.

Выставка Комтранс, COMTRANS 2021, Комтранс-2021, топливные элементы, СТ-КТ, водоробус, водородный автобус, Citymax Hidrogen, Ситимакс Гидроген

Баллоны с водородом и прочее электрооборудование у CITYMAX Hydrogen расположены на крыше. Почему там? И почему баллоны не прикрыты никаким кожухом? Потому что водород – горючий, но, что удачно, летучий газ, и в случае утечки пусть лучше он уйдет в атмосферу, чем скопится в какой-либо полости и потом рванет. Причем это вам не метан: если взорвется водород – мало не покажется.

Выставка Комтранс, COMTRANS 2021, Комтранс-2021, топливные элементы, СТ-КТ, водоробус, водородный автобус, Citymax Hidrogen, Ситимакс Гидроген

Салон у водоробуса выполнен в соответствии со всеми требованиями программы «Доступная среда», то есть с широкими дверными проемами без ступенек на входе, с вместительной накопительной площадкой, куда можно поставить детскую коляску, самокат или велосипед, с низким уровнем пола  от задней до передней стенки, и с отделенной от салона кабиной водителя.

Константин Закурдаев




x
Вход на сайт
x
Регистрация
x
Новостная рассылка

С нами уже 1012 профессионалов

Image CAPTCHA
Введите символы с картинки