Техцентр «Гранд Т» -  занимается поставками дорожно-строительной техники WEHEAVY
view counter
Главная страница > Репортаж > АСМ-холдинг: российский автопром подвергли анализу

АСМ-холдинг: российский автопром подвергли анализу

Какова ситуация в российском автопроме и на автомобильном рынке? Что нужно сделать, чтобы эта ситуация по крайней мере не ухудшалась?
24.04.2023
2556
view counter

В Москве 19 апреля состоялась конференция «Российский автопром. Анализ текущего состояния и основные направления развития», организованная ОАО «АСМ-холдинг». В ходе конференции выступавшие проанализировали состояние дел в различных сегментах российского автомобильного бизнеса и поделились своими предложениями, как в нынешних непростых условиях можно улучшить ситуацию. Тем более, что ситуация складывается до селе невиданная: произошло глобальное перераспределение российского автомобильного рынка! Европейские, американские, японские и корейские автопроизводители с него ушли, а на их место пришли китайцы. Причем китайские компании не просто занимают те ниши, в которых главенствовала ушедшая с рынка импортная техника, но и, одновременно, теснят отечественных производителей. И это крайне негативно сказывается, и ещё более негативно скажется в дальнейшем на российском производстве как непосредственно автомобилей, так и предназначенных для них автокомпонентов.

АСМ холдинг, АСМ, санкции, антисанкции, российский автопром, ситуация в автопроме, конференция итоги 2022, локализация, СТ-КТ

Один из способов противостоять данной тенденции – унификация используемых комплектующих и материалов, без которой невозможно увеличить их серийное производство до уровня рентабельности. К сожалению, следуя путём локализации, стране придётся вложиться в восстановление целых промышленных направлений, утраченных за три последних десятилетия, например – в производство подшипников. Невозможно будет обойтись без принятия ряда ключевых для отрасли нормативно-правовых документов. В частности, обязывающих при создании СП предоставлять российской стороне определяющую долю управления и передавать ей права на производственные технологии и интеллектуальную собственность. Требуется гарантировать льготный налоговый режим при организации новых компонентных производств, а также ограничить для автомобильных производств стоимость электроэнергии и металлургической продукции.

АСМ холдинг, АСМ, санкции, антисанкции, российский автопром, ситуация в автопроме, конференция итоги 2022, локализация, СТ-КТ

Вице-президент РОАД Андрей Петренко, анализируя нынешнее состояние продаж автомобилей, сервиса и автокредитования, посетовал, что если раньше горизонт планирования у дилеров составлял несколько лет, то в нынешних условиях он не превышает два-три месяца. Это не располагает к инвестициям в бизнес. По его словам, ситуацию в дилерском бизнесе могла бы улучшить реализация таких законодательных инициатив, как отмена двойного НДС при продаже автотехники, принятие законопроекта об авторитейле, который стал бы регулятором взаимоотношений дилеров и автопроизводителей, а также законопроекта об учёте амортизации при возврате компенсационной суммы как препятствие «потребительскому экстремизму».

АСМ холдинг, АСМ, санкции, антисанкции, российский автопром, ситуация в автопроме, конференция итоги 2022, локализация, СТ-КТ

На автобусном рынке, о положении дел на котором рассказал директор департамента маркетинга корпоративного рынка ДРКП «УК Группа ГАЗ» Максим Каров, наблюдается высокая закредитованность региональных бюджетов и низкая доступность кредитных ресурсов, что препятствует обновлению региональных автобусных парков. Не удивительно, что средний возраст автобусов в России за последнее десятилетие вырос с 13,8 до 16,6 лет. Среднее ежегодное обновление городских автобусов в стране составляет примерно 5%, тогда как необходимый минимум – 10%. Для перехода от старения к омоложению парка автобусов их требуется закупать порядка 8 тысяч в год. Но вместо этого происходит сокращение закупок в рамках федеральных программ на 65-70% от ожидания 2021 года – с 4,5 до 1,2 тыс. ед.

АСМ холдинг, АСМ, санкции, антисанкции, российский автопром, ситуация в автопроме, конференция итоги 2022, локализация, СТ-КТ

Производителей легковых автомобилей на конференции представлял «АВТОТОР Холдинг». Директор по его развитию Андрей Верижников рассказал о реализации обширной программы по переходу к выпуску новых моделей автомобилей с поставкой машинокомлектов из дружественных стран и частичной локализацией производства. Кроме того, компания успешно работает над созданием производства легковых автомобилей с гибридной силовой установкой под собственным брендом, а также над созданием технологически независимых и санкционно устойчивых производств автомобильных компонентов как для собственных нужд, так и для поставок другим автопроизводителям. В рамках данного проекта строятся 12 заводов, среди которых есть как металлообрабатывающие, так и заводы по компонентному производству электромобилей, включая производства силовой электроники, электродвигателей и редукторов, малых электрических приводов и аккумуляторных батарей. Завод по выпуску электромобилей планируется запустить в начале 2024 года.

АСМ холдинг, АСМ, санкции, антисанкции, российский автопром, ситуация в автопроме, конференция итоги 2022, локализация, СТ-КТ

Основатель и владелец компании «Механика» Дмитрий Даньшов рассказал о проблемах в отрасли промышленного восстановления агрегатов. В нынешних санкционных реалиях, то есть в условиях прекращения сервисной поддержки со стороны многих западных и восточных автопроизводителей, эта отрасль для российской экономики приобретает очень существенное значение! Чтобы она, при всём её огромном потенциале, получила новый мощный импульс в развитии, государству требуется сделать несколько важных шагов. Среди них – законодательно гарантировать доступ к технической информации производителей, юридически признать промышленное восстановление производством и включить его в списки импортозамещающих производств, а также законодательно исключить претензии правообладателей по сохранению оригинальных кодов и маркировок восстанавливаемых деталей.

АСМ холдинг, АСМ, санкции, антисанкции, российский автопром, ситуация в автопроме, конференция итоги 2022, локализация, СТ-КТ

И в заключение – важный, если можно так выразиться, обобщающий момент: многие из выступавших сошлись во мнении, что недавно принятая стратегия развития российского автопрома до 2035 года в нынешних реалиях выглядит, как бы это мягче выразиться, не совсем адекватно. По крайней мере, участники конференции указали на ряд несоответствующих интересам отрасли декларируемых в ней целей и на неэффективность методов их достижения. Да, эта стратегия ставит ряд важных задач, но в ней отсутствует главный стимул успешного развития автомобильной отрасли, а именно, создание таких экономических условий, при которых инвестиции в эту самую отрасль были бы гарантированно окупаемы. Потому что сейчас основной поток инвестиций идёт от государства. В нынешних условиях сложно прогнозировать, каковы в самом ближайшем будущем у государственных инвестиций будут приоритеты, поэтому для устойчивого развития автомобильной отрасли требуется привлечение в неё частных инвестиций, причём в очень больших объёмах. Но, как уже было сказано, для этого должно быть выполнено главное условие, а именно – гарантирована их окупаемость. За счет чего? К сожалению, в принятой стратегии нет ответа на данный вопрос.

Константин Закурдаев




x
Вход на сайт
x
Регистрация
x
Новостная рассылка

С нами уже 1040 профессионалов

Image CAPTCHA
Введите символы с картинки