Техцентр «Гранд Т» -  занимается поставками дорожно-строительной техники WEHEAVY
view counter
Главная страница > Общественный транспорт > Трамваи и троллейбусы с берегов Невы

Трамваи и троллейбусы с берегов Невы

Как в Санкт-Петербурге выпускают трамваи и троллейбусы. Что они из себя представляют, как производятся и каковы их технические особенности?
30.12.2020
3599
view counter

Невский завод электрического транспорта, ПК Транспортные системы, производство трамваев, производство троллейбусов, трамвай Витязь, трамвай Львенок, трамвай Корсар, троллейбус Адмирал, выпуск трамваев, СТ-КТ, Сергей НазаровС момента своего открытия в 2018 году Невский завод электрического транспорта, входящий в состав компании «ПК Транспортные системы», стал крупнейшим отечественным производителем трамваев. А с 2020 года в его цехах освоен выпуск троллейбусов «Адмирал». Как и в каком направлении развивается предприятие в настоящее время, какими видятся его перспективы и в чем заключаются преимущества выпускаемой им техники? На эти и другие вопросы мы попросили ответить директора Невского завода электрического транспорта Сергея Назарова.

 

– Сергей Николаевич, прежде всего, расскажите об истории Невского завода электрического транспорта.

– История Невского завода электрического транспорта, входящего в состав компании «ПК Транспортные системы», сравнительно недолгая – он официально приступил к работе всего лишь около двух с половиной лет назад: из Твери, где трамваи изготавливались с 2014 года, в Санкт-Петербург было передано их завершающее сборочное производство. Официальная дата открытия нашего предприятия – 20 июля 2018 года.

Невский завод электрического транспорта, ПК Транспортные системы, производство трамваев, производство троллейбусов, трамвай Витязь, трамвай Львенок, трамвай Корсар, троллейбус Адмирал, выпуск трамваев, СТ-КТ

Но за прошедшее с той поры время мы, будучи составной частью производственного комплекса «ПК Транспортные системы», стали крупнейшим производителем трамваев в стране, изготовив их в количестве более трех сотен. А всего, с учетом трамваев, сделанных в Твери, компания изготовила их в количестве более полутысячи. Не случайно наши производственные достижения отражены даже в Книге рекордов России и Европы за 2020 год: по контракту с Санкт-Петербургом в течение двух месяцев завод произвел двадцать один трехсекционный трамвай, естественно, с полным соблюдением всех технологических норм и требований.

Невский завод электрического транспорта, ПК Транспортные системы, производство трамваев, производство троллейбусов, трамвай Витязь, трамвай Львенок, трамвай Корсар, троллейбус Адмирал, выпуск трамваев, СТ-КТ

В сентябре 2020 года на Невском заводе электрического транспорта заработала линия по выпуску троллейбусов «Адмирал». Крупный контракт на их поставку в Санкт-Петербург мы выполняем совместно с другим подразделением компании «ПК Транспортные системы» – Энгельсским заводом электрического транспорта. Это предприятие изготавливает троллейбусные кузова вместе с ходовой частью, после чего или само занимается их окончательной сборкой и комплектацией электрооборудованием, или же передает для этого на наш завод: выполнить в срок весь объем заключенных в 2020 году контрактов на «Адмиралы», которые помимо Санкт-Петербурга также заказали Омск и Иваново, мы могли только сообща.

Невский завод электрического транспорта, ПК Транспортные системы, производство трамваев, производство троллейбусов, трамвай Витязь, трамвай Львенок, трамвай Корсар, троллейбус Адмирал, выпуск трамваев, СТ-КТ

– Давайте уточним: на заводе в Твери сейчас продолжается производство трамваев? Как распределены производственные компетенции между ним и вашим заводом?

– В 2018 году в Твери на нашей производственной площадке началась масштабная модернизация, результатом которой стало открытие в конце 2019 года завода полного цикла по производству алюминиевых кузовов для городского электрического транспорта, аналогов которому в России нет. Сейчас Тверской механический завод электротранспорта изготавливает трамвайные тележки, а также сваривает и окрашивает трамвайные кузова. Для производства последних, в частности, там действуют целых три уникальных 30-метровых покрасочных камеры и огромный по меркам нашего транспортного машиностроения сварочный комплекс «Посейдон», с помощью которого можно производить элементы вагонов длиной до 40 м! Например, этот комплекс задействован для сварки целиковой крыши наших новых трамваев из алюминия. 

выпуск трамваев, Невский завод электрического транспорта, ПК Транспортные системы, производство трамваев, производство троллейбусов, СТ-КТ, трамвай Витязь, трамвай Корсар, трамвай Львенок, троллейбус Адмирал

Изготовленный, то есть сваренный, окрашенный, остекленный и снабженный напольным покрытием, кузов в Твери плотно зачехляют, грузят на полуприцеп и в таком виде привозят к нашим воротам. Трамвайные тележки со встроенными в них электродвигателями везут отдельно – под кузова мы их устанавливаем уже здесь.

выпуск трамваев, Невский завод электрического транспорта, ПК Транспортные системы, производство трамваев, производство троллейбусов, СТ-КТ, трамвай Витязь, трамвай Корсар, трамвай Львенок, троллейбус Адмирал

– Какие технологические операции при производстве электрического транспорта включены в компетенцию вашего завода?

– В главном цехе четыре базовых позиции, на которых выполняются основные технологические операции. На первой с вагона снимают защитную пленку, выставляют на технологические тележки, герметизируют швы, монтируют жгутовое оборудование и электрооборудование на крыше. На второй позиции устанавливают детали интерьера салона и кабины, на третьей – каркасы сидений и сами сиденья, поручни, люки. С помощью четырех мощных домкратов вагон приподнимается, под него подкатываются тележки. На заключительной, четвертой позиции происходит доукомплектование оставшимся внутренним оборудованием, приборами, электроникой, диодными лентами, валидаторами. После этого трамвай в принципе готов! Остается перевести его во второй корпус, где проверить сначала на герметичность в дождевальной камере, а затем – на работоспособность всего электрического оборудования в цехе приемо-сдаточных испытаний. Из этого цеха готовый трамвай, используя автономный ход, отправляется на динамический путь, по которому в тестовом режиме проходит 10 километров.

выпуск трамваев, Невский завод электрического транспорта, ПК Транспортные системы, производство трамваев, производство троллейбусов, СТ-КТ, трамвай Витязь, трамвай Корсар, трамвай Львенок, троллейбус Адмирал

Кстати, в цехе приемо-сдаточных испытаний к изделию может быть подано не только рабочее для трамваев напряжение в 550В, но и напряжение в 750В для испытаний вагонов метро, а также в 3000В, необходимое для испытаний железнодорожных вагонов. Поэтому с технологической точки зрения ничто не мешает нашему заводу изготавливать и испытывать вагоны метро.

Применительно к троллейбусам технология производства почти идентична: из Энгельса в Санкт-Петербург на трале приезжает остекленный кузов с установленными электродвигателем, мостами и рулевым управлением, а наша задача – снабдить его внутренней отделкой, электрооборудованием, управляющей электроникой, климатической системой и различными выбранными заказчиком опциями.

выпуск трамваев, Невский завод электрического транспорта, ПК Транспортные системы, производство трамваев, производство троллейбусов, СТ-КТ, трамвай Витязь, трамвай Корсар, трамвай Львенок, троллейбус Адмирал

– Как много времени уходит на изготовление одного трамвая? Каков месячный объем производства и сколько на нем задействовано персонала?

– Односекционную машину Невский завод электрического транспорта изготавливает за восемь, а трехсекционную – за десять календарных дней. Если предприятие загружено заказами, то в месяц удается собрать 14 трехсекционных или 18 односекционных трамваев плюс десять троллейбусов. Итого – до 28 единиц техники.

Обратите внимание: все это делается силами всего лишь порядка 60 человек, непосредственно задействованных на сборке трамваев, и еще 30 – на сборке троллейбусов. Кроме того, 20 человек обслуживают склад, 35 человек – это инженерно-технические специалисты, общий же штат предприятия вместе со вспомогательными службами насчитывает 162 работника.

Если говорить о занятых на сборке, то их мы буквально по крупицам собирали со многих городов страны. Ведь специализация очень узкая, часто бывает, что приходит устраиваться на работу человек требуемой профессии, с серьезным стажем, но когда объясняешь ему конкретную задачу, она для него оказывается в профессиональном плане незнакомой. Поэтому любой пришедший на производство новичок, каков бы ни был его предыдущий опыт работы, как правило, сначала учится, от мастера и коллег набирается специфических навыков и знаний, и только где-то через год становится в нашем деле настоящим профессионалом!

выпуск трамваев, Невский завод электрического транспорта, ПК Транспортные системы, производство трамваев, производство троллейбусов, СТ-КТ, трамвай Витязь, трамвай Корсар, трамвай Львенок, троллейбус Адмирал

– Уточню насчет инженерно-технического персонала: насколько широки его функции, ведь конструкторское бюро, разрабатывающее выпускаемый заводом электротранспорт, находится в Москве?

– От заказа к заказу технический облик даже одной и той же модели меняется, ведь у каждого заказчика свои требования к комплектации тем или иным оборудованием. Вот в рамках изменения этих комплектаций наши инженеры и имеют право действовать. А разработка новых моделей техники или модифицирование уже выпускаемых – это прерогатива московского КБ.

выпуск трамваев, Невский завод электрического транспорта, ПК Транспортные системы, производство трамваев, производство троллейбусов, СТ-КТ, трамвай Витязь, трамвай Корсар, трамвай Львенок, троллейбус Адмирал

– Насколько разнообразна модельная линейка выпускаемой заводом техники?

– Если считать новейший полностью алюминиевый «Витязь-Ленинград», производство которого мы сейчас осваиваем, то всего компания выпускает 10 моделей трамваев длиной от 16,7 до 34,5 метра. Также в арсенале компании две модели троллейбусов и электробус «Пионер».

выпуск трамваев, Невский завод электрического транспорта, ПК Транспортные системы, производство трамваев, производство троллейбусов, СТ-КТ, трамвай Витязь, трамвай Корсар, трамвай Львенок, троллейбус Адмирал

– И вся эта техника делается на одних и тех же производственных площадях одними и теми же рабочими?

– В главном цехе нашего завода три сборочных линии. На двух осуществляется производство всей номенклатуры трамваев, а третья, прежде предназначенная для отработки процесса сборки опытных образцов, сейчас отдана под выпуск троллейбусов. Впрочем, при необходимости мы без труда вернем ее к прежней специализации.

Что касается сборщиков, то они могут работать со всем ассортиментом производимой заводом техники. Понятно, для помощи в этом на каждом посту по каждой модели есть соответствующая технологическая карта, а результаты усилий сборщиков тщательно проверяются контролерами. Более того, мы регулярно проводим ротацию, чтобы каждый занятый на сборке специалист мог со временем поработать на разных постах, выполняя разнообразные технологические операции.

выпуск трамваев, Невский завод электрического транспорта, ПК Транспортные системы, производство трамваев, производство троллейбусов, СТ-КТ, трамвай Витязь, трамвай Корсар, трамвай Львенок, троллейбус Адмирал

– Выполнением каких контрактов завершаете 2020 год?

– Декабрь мы начали с передачи Москве последнего трехсекционного полностью низкопольного «Витязя-М» по дополнительному соглашению на поставку 90 таких трамваев. Получается, в российской столице на сегодняшний день их работает уже почти четыре сотни – напомню, в 2019-м «ПК Транспортные системы» завершили выполнение крупнейшего контракта на поставку городу 300 трамваев «Витязь-М», на что ушло два с половиной года.

выпуск трамваев, Невский завод электрического транспорта, ПК Транспортные системы, производство трамваев, производство троллейбусов, СТ-КТ, трамвай Витязь, трамвай Корсар, трамвай Львенок, троллейбус Адмирал

К середине декабря Невский завод электрического транспорта полностью завершил еще два контракта, по которым 16 односекционных низкопольных трамваев «Львенок» отправились в Ижевск, а еще 29 – в Ульяновск. Кроме того, до конца 2020 года шесть таких же трамваев успеем изготовить по заказу Перми, а остальные девять этот город получит в январе-феврале 2021 года. Интересно, что «Львят» заказала и Москва – в рамках выигранного тендера в 2021–2022 годах на ее улицы выйдут 40 этих трамваев. Кроме того, новый контракт со столицей предусматривает поставку в те же сроки еще 74 трехсекционных «Витязей-М».

Что касается троллейбусов, то завод еще должен передать последние 11 изготовленных им «Адмиралов» по контракту с Санкт-Петербургом.

выпуск трамваев, Невский завод электрического транспорта, ПК Транспортные системы, производство трамваев, производство троллейбусов, СТ-КТ, трамвай Витязь, трамвай Корсар, трамвай Львенок, троллейбус Адмирал

– Какие новые модели Невский завод электрического транспорта освоит в 2021 году?

– Мы готовимся к освоению производства двух новинок. Первая – двухсекционный полностью низкопольный «Корсар», предназначенный для работы на узкоколейных путях шириной 1000 мм. В декабре завод завершил сборку первого образца и передал его в опытную эксплуатацию в Калининград. В перспективе с этой моделью мы связываем выход на европейские рынки. И не случайно: она стала своеобразным сосредоточением конструкторских и технологических решений, наработанных «ПК Транспортные системы» в результате развития современной линейки трамваев и их производства в Твери и Санкт-Петербурге.

выпуск трамваев, Невский завод электрического транспорта, ПК Транспортные системы, производство трамваев, производство троллейбусов, СТ-КТ, трамвай Витязь, трамвай Корсар, трамвай Львенок, троллейбус Адмирал

Двухсекционный «Корсар», подобно односекционным трамваям, опирается на две тележки, но за счет большего расстояния между ними и наличия «гармошки» у него заметно выше плавность хода. А выросшая длина кузова позволила сделать двухстворчатыми не две, а три из четырех дверей, что ускорит пассажирообмен на остановках. Большинство деталей интерьера изготовлены из алюминиевого сплава. В салоне – характерные для Европы полуторные сиденья и крепления для велосипедов. В конструкцию кузова заложен повышенный уровень пассивной безопасности, удовлетворяющий как российским, так и европейским требованиям.

выпуск трамваев, Невский завод электрического транспорта, ПК Транспортные системы, производство трамваев, производство троллейбусов, СТ-КТ, трамвай Витязь, трамвай Корсар, трамвай Львенок, троллейбус Адмирал

– Почему в отделке салона акцент сделан не на пластик, как у большинства аналогов, а на алюминий?

– У алюминия есть несколько преимуществ перед широко используемыми в транспортном машиностроении пластиками. Например, у него выше прочность и износостойкость – даже после длительной эксплуатации интерьер трамвая производит впечатление нового. Кроме того, изготовление алюминиевых деталей отличается более высокой точностью, соответственно, их можно аккуратнее, с меньшими допусками подогнать друг к другу. Таким образом, салоны наших трамваев сделаны с очень высокой тщательностью! Сравните их с салонами трамваев других производителей, даже не российских, а зарубежных, – столь высокую тщательность сборки вы мало где увидите. Именно поэтому не только у «Корсара», но и у большинства других выпускаемых «ПК Транспортные системы» моделей в отделке интерьера предпочтение отдается алюминию. Более того, у второй новинки, о которой я упоминал, из алюминиевого сплава изготовлен даже кузов.

выпуск трамваев, Невский завод электрического транспорта, ПК Транспортные системы, производство трамваев, производство троллейбусов, СТ-КТ, трамвай Витязь, трамвай Корсар, трамвай Львенок, троллейбус Адмирал

– Что это за новинка, а главное, какие преимущества ей дает столь широкое применение алюминия?

  – Речь идет о значительно модернизированном «Витязе», который мы назвали «Витязь-Ленинград». И хотя его модельное обозначение осталось прежним – 71-931М, по сути можно говорить о создании новой модели, которая с технической точки зрения значительно отличается от трамваев «Витязь-М», поставляемых в Москву и Санкт-Петербург. Как я уже говорил, корпус этого трамвая изготовлен из алюминиевого сплава, что, с одной стороны, позволило уменьшить его массу на целых три тонны, а с другой – сделало более устойчивым к коррозии, от которой городской транспорт сильно страдает, в первую очередь в городах, где зимой широко применяют химические противогололедные реагенты.

выпуск трамваев, Невский завод электрического транспорта, ПК Транспортные системы, производство трамваев, производство троллейбусов, СТ-КТ, трамвай Витязь, трамвай Корсар, трамвай Львенок, троллейбус Адмирал

Но новизна трамвая «Витязь-Ленинград» – не только в изготовлении кузова из алюминиевого сплава. В его конструкции применены новые тележки с узкими редукторами, что позволило сделать компактнее выступающие в салон колесные арки, а значит – шире проходы между ними. Унифицированная кабина нового образца, рассчитанная на применение на трамваях разных моделей, изготовлена по модульному принципу. Другими словами, она представляет собой отдельный элемент конструкции, присоединяемый к центральной части вагона с помощью разъемных болтовых соединений, – в случае повреждения при ДТП такая кабина легко снимается и заменяется другой.

выпуск трамваев, Невский завод электрического транспорта, ПК Транспортные системы, производство трамваев, производство троллейбусов, СТ-КТ, трамвай Витязь, трамвай Корсар, трамвай Львенок, троллейбус Адмирал

Новизна кабины еще и в увеличенной пассивной безопасности – нельзя не обратить внимание на появившийся в ее передней части характерный «утиный нос» – своеобразный буфер, гасящий фронтальный удар. В конструкции электрического привода использованы суперконденсаторы для рекуперации энергии торможения, что позволяет снизить потребление электричества. Весь пол выполнен с подогревом, благодаря чему зимой на нем невозможно образование наледи. А тепловые завесы у всех шести проемов дверей не позволят стуже проникнуть в салон во время остановок.

выпуск трамваев, Невский завод электрического транспорта, ПК Транспортные системы, производство трамваев, производство троллейбусов, СТ-КТ, трамвай Витязь, трамвай Корсар, трамвай Львенок, троллейбус Адмирал

Одним словом, и с технической, и с потребительской стороны новый «Витязь-Ленинград» – серьезный шаг вперед, причем не только для нашей компании, но и для всего российского транспортного машиностроения. Очень надеюсь, что первые пассажиры смогут познакомиться с этой прекрасной машиной уже в 2021 году.

Константин Закурдаев

выпуск трамваев, Невский завод электрического транспорта, ПК Транспортные системы, производство трамваев, производство троллейбусов, СТ-КТ, трамвай Витязь, трамвай Корсар, трамвай Львенок, троллейбус Адмирал




x
Вход на сайт
x
Регистрация
x
Новостная рассылка

С нами уже 1040 профессионалов

Image CAPTCHA
Введите символы с картинки