От мала до велика, или все новинки «Мира автобусов»
Новости отрасли
Самое читаемое
Конечно, кризис в экономике страны напрямую сказывается на востребованности автобусной техники: проходящий в подмосковной Коломне крупнейший ежегодный российский фестиваль «Мир автобусов» знал и более обширные экспозиции. Но, на удивление, в этот раз новинок было показано никак не меньше, чем в прошлые годы. А может, так даже и больше! Что же, в нашем знакомстве с самыми интересными представленными на фестивале моделями пойдем от меньшего к большему. То есть от самых маленьких автобусов к самым большим.
Одна из наиболее значимых новинок выставки – пассажирская модификация «Газели NEXT». Всероссийская премьера! Не выпускаемая уже пару лет каркасно-панельная машина, а модификация цельнометаллического фургона с пассажирским салоном. Точнее – с несколькими салонами. На выставке показали три версии: школьную, соответствующую требованиям по перевозке детей, туристическую и маршрутную.
Все три модификации отличаются неожиданно высоким потолком – с моим ростом 1,78 м над головой еще остается сантиметров десять-двенадцать. Как в лондонском такси, где высота салона рассчитана на джентльменов в цилиндрах.
Туристическая модификация сработана грамотно: пассажирские места просторны и удобны для продолжительных поездок.
Маршрутная, она же служебная модификация микроавтобуса на базе «Газель NEXT» рассчитана на перевозку 16 пассажиров сидя и одного стоя. Судя по длине прохода между сиденьями встать в него может не одни, а человек пять – семь, но в этом случае окажется превышена полная масса: ведь более вместительные аналоги конкурентов выполнены на базе фургонов с большей полной массой, составляющей 5-6 тонн. Но это все нюансы: микроавтобусы нужны всякой вместимости! А вот что уже не нюанс, так это теснота в коленях: как ни садись, они все равно ощутимо упираются в спинку впереди стоящего кресла.
Новая модификация Mercedes-Benz Sprinter Classic, собираемого на ГАЗе: она предназначена для туристических поездок. Вместимость – 19 человек. При использовании на рейсовых междугородных маршрутах вещи пассажиров предполагается перевозить в навешиваемом сзади дополнительном багажнике.
«Пазик» следующего поколения: «Вектор NEXT» на шасси среднетоннажного «Газона NEXT», рассчитанный в зависимости от комплектации салона на перевозку от 43 до 53 человек. Серийное производство новинки начнется этим летом.
Поскольку в основе «Вектора NEXT» лежит шасси грузовика, двигатель по-прежнему спереди, а потому рядом с водителем – кожух силового агрегата.
В салоне здоровый минимализм, и это понятно: «пазик», каким бы он ни был новым, по-прежнему главная автобусная рабочая лошадка страны!
Iveco Daily в газовой модификации. Компания Iveco держит нос по ветру: использование метана позволяет заметно снизить эксплуатационные расходы, на что российские перевозчики сегодня обращают особое внимание.
Разработанный компанией «СТ Нижегородец» 46-местный автобус собственной конструкции, выпускаемый на шасси Iveco Daily под обозначением VSN-700 и заполучивший один из самых крупных контрактов последнего времени (Москва заказала 120 таких автобусов), обзавелся новой модификацией – пригородной: внешне такой же, но с существенными изменениями внутри.
От городской версии пригородный «Нижегородец» отличается не только измененными сиденьями, но еще и отсутствием в заднем свесе низкопольной площадки – на всем протяжении салона у машины ровный пол. Как результат, здесь уже не 20, а 29 сидений в одной из модификаций и 31 сиденье в другой. Причем на выставке показали вторую из них, где увеличенное количество кресел заставило уменьшить шаг между рядами. Как результат: по субъективным ощущениям сидеть здесь теснее, чем в городской версии: колени упираются в спинку впереди стоящего кресла. А ведь в пригородной машине пассажирам в таком кресле придется проводит не по 10-20 минут, как в маршрутке, а значительно больше времени!
В отличие от «СТ-Нижегородец» компания «Инновационные технологии» идет в противоположенном направлении: сначала здесь появился пригородный и туристический варианты автобуса FOXBUS, а теперь – городская версия. И, опять же по субъективным ощущениям, перекомпоновка салона избавила эту машину от тесноты в ногах у едущих сидя: судя по всему, шаг сидений стал больше. Что не удивительно: салон-то другой!
В заднем свесе у городского FOXBUS появилась такая же, как на городских «Нижегородцах», накопительная площадка с пониженным уровнем пола – ее наличие сегодня прописано в условиях многих проводимых в стране тендеров на поставку автобусной техники. Шире сделана и ведущая на эту площадку дверь: она позволяет провести в салон детскую или инвалидную коляску.
Городской 12-метровый Iveco Crossway LE-CITY. Внешне вроде бы ничего особенного: сдержанная европейская стилистика. Но как здорово с точки зрения эргономики здесь продуман салон!
Машина полунизкопольная: сзади обычный, а не портальный мост, и поэтому пол после центральной накопительной площадки приподнимается на ступеньку выше. Но именно благодаря данному факту здесь нет узкого прохода между сиденьями, в котором у большинства полностью низкопольных конкурентов из-за малой ширины просто невозможно разойтись. А в Iveco Crossway LE-CITY просторно и сзади, и спереди!
Последний ряд в Iveco Crossway LE-CITY – сидишь словно на небольшой сцене!
MAN Lions Intercity: немцы упирают на «низкие показатели расхода топлива и разумную стоимость содержания». Правильно: кризисы учат считать деньги! Машина, предложенная в двух вариантах длинной 12,3 и 13,0 м, позиционируется как подходящая одновременно для маршрутных и междугородных перевозок.
Судя по комплектации салона, показанный на выставке MAN Lions Intercity – пригородный вариант: под потолком поручни, на спинках сидений – боковые ручки. Да и тесновато здесь сидеть для путешествий между городами.
Еще одна пригородно-междугородная модель в экспозиции «Мира автобусов» – Mercedes-Benz Intouro. Впрочем, машину можно использовать даже для обслуживания туристических групп – рядом с передней дверью установлено кресло гида.
Поскольку Mercedes-Benz Intouro можно эксплуатировать как пригородную машину, здесь есть и потолочные поручни, и боковые ручки на спинках сидений.
Шаг у сидений в салоне Mercedes-Benz Intouro вполне приемлемый: и телу удобно, и в ногах тесноты не ощущается. Правда, за исключением нескольких сидений вначале, расположенных над передними колесными арками – вот здесь у высоких пассажиров появятся сложности.
Самый шикарный автобус в экспозиции выставки – Setra S516 HDH!
Снаружи Setra S516 HDH выглядит махиной, а в салоне всего по три сиденья в ряду! Более того, в корме сиденья так и вовсе расположены вокруг стола!
Вопросов с просторностью пассажирских мест в салоне Setra S516 HDH не существует в принципе – конструкция сидений позволяет едва ли не устроиться на них лежа!
Компания «Русбизнесавто» привезла на выставку весьма оригинальный по своей внешности «турист» Higer 6122 – машина в России уже известная, но на этот раз ее показали в более насыщенном, чем прежде, исполнении: с туалетом, кухней, холодильником и другим оборудованием, позволяющим повысить класс предоставляемых в поездке услуг.
Higer 6122 неожиданно удивил спальным отсеком для водителя-сменщика: он оказался весьма широким, ощутимо шире, чем такой же отсек, скажем, у более высокого по классу MAN Lions Coach.
Ликинский «Круиз» на шасси Scania впервые показан с газовым двигателем: восемь баллонов суммарным объемом 1200 л обеспечивают запас хода в 600 км. Экологический класс автобуса – Евро-6! Столь высокая планка по очистке выхлопа от вредных выбросов – уж не заявка ли на экспорт в Европу?
Салон «Круиза»: 47 пассажирских мест, при этом места до спинки впереди стоящего кресла – хоть отбавляй!
Минский автозавод привез в Коломну модификацию МАЗ-203088, которая создавалась с оглядкой на европейские требования – белорусские автобусы в Европе как были, так и остаются востребованными. Не случайно в моторном отсеке МАЗ-203088 установлен дизель (традиционно Mercedes-Benz) экологического стандарта Евро-6! Сзади такую модификацию можно отличить по дополнительным «жабрам» – воздуховодам для повышения эффективности системы охлаждения двигателя.
Многое говорит о том, что МАЗ-203088 нацелен на Европу. В частности, тут даже передняя дверь разделена на отдельные входы для водителя и пассажиров – такому варианту отдают предпочтение в ряде восточноевропейских стран.
Приборная панель МАЗ-203088 – прекрасное сочетание эргономики и эстетики!
Белорусский НЕМАН-520193 – нетривиальный образец междугороднего автобуса большого класса. Эдакое нынешнее воплощение «Икарус-250»: смесь проверенных временем технических решений с осовремененными конструкцией и интерьером. Плюс сравнительно невысокая цена – у нас такие машины немного, но берут главным образом для перевозки сменных бригад на стройках и промышленных предприятиях.
НЕМАН-520193 – наследие советского прошлого, что замечательно видно по уровню исполнения «баранки», ручника, и приборного щитка.
В салоне НЕМАН-520193 – без изысков. Но все выполнено достаточно аккуратно.
Константин Закурдаев
С нами уже 1039 профессионалов