Немецкий aCar. Сделано для Африки
Новости отрасли
Самое читаемое
Название созданного специально для Черного континента электрического грузовичка – aCar. Разработали его в Германии, в Техническом университете Мюнхена. Отсюда и аббревиатура на облицовке капота – TUM. Проект, начатый в 2013 году, ставил целью дать африканцам недорогое, предельно универсальное транспортное средство для перевозок в пределах своего района, благодаря которому фермер сможет доставить урожай в город, а врач или технический специалист со всем своим оборудованием смогут ездить по деревням. Поэтому и запас хода aCar сравнительно невелик – всего 80 км.
Аккумуляторы емкостью 20 кВт·ч можно подзарядить от обычной электросети в 220 В за семь часов. Плюс подпитка идет от расположенной на крыше кабины солнечной батареи: не забываем, что в Африке максимальное количество солнечных дней. Можно было бы сделать запас хода и больше, но это – увеличение числа батарей, а значит, и увеличение цены. А она по задумке не должна превышать 10 тыс. евро.
Как и планировалось, aCar вышел компактным: 3,7х1,5х2,1 м. Иначе нельзя: компактность – залог легкости! С каждым лишним килограммом обеспечиваемый АКБ запас хода стремительно сокращается. Разработчики добились снаряженной массы всего в 800 кг. Грузоподъемность – ровно тонна. В движение aCar приводят два электродвигателя мощностью 8 кВт каждый – по одному на ось. То есть грузовичок полноприводный – вместе с короткой колесной базой и внушительным клиренсом это положительно отразилось на проходимости: в Африке по-прежнему мало асфальтированных дорог.
Интересная особенность: двухместная кабина – каркасно-панельного типа, но на стальной каркас монтируются не пластиковые, как это принято, а металлические панели. Весь крепеж – на болтах, частично – с использованием сварки: это упростит организацию сборочного производства ближе к месту будущей эксплуатации.
Почему разработчики выбрали электрический привод? Теоретически он проще механического. В частности, в конструкции aCar удалось обойтись без технически сложных и тяжелых коробки передач и сцепления – электродвигатели и без того позволяют управлять машиной, словно она оборудована автоматической трансмиссией. Они размещены ближе к центру колесной базы: к мостам крутящий момент передается посредством редуктора и небольшого кардана. Вариант встроить моторы прямо в главные передачи мостов отпал из-за ограниченных габаритов. Немаловажно, что электрогрузовичку не нужны ни топливо, ни моторные масла, что также упрощает и удешевляет его эксплуатацию. Наконец, теплый африканский климат сам по себе идеален для использования электромобилей.
Первый прототип aCar построили еще в 2016 году и тогда же испытали в Германии. Затем, с июля 2017 года, испытания продолжились в Гане – было важно проверить работоспособность электрооборудования в условиях жары, запыленности и высокой влажности. По результатам испытаний разработан второй прототип, который и пойдет в серию: для этого специально создан стартап EVUM Motors, который возьмет на себя организацию производства. Сначала aCar будут изготавливать в Европе. Кстати, разработчики надеются, что электрогрузовичок благодаря экологически чистому силовому агрегату и компактным размерам найдет применение и в европейских странах.
Впрочем, остается вопрос цены. Конечно, 10 тыс. евро по меркам современного автопрома не так много, но по меркам развивающихся стран – не так мало. Во многих из таких стран за гораздо меньшие деньги можно приобрести, скажем, подержанный, но вполне еще приличный пикап. А где-то меньше просят даже за новый. Так, стоимость Lada 4x4 Pickup ниже почти на 400 евро.
Константин Закурдаев
С нами уже 1039 профессионалов