Мобильная опора горняков
Новости отрасли
Самое читаемое
Основа карьерного транспорта
Основу карьерного автотранспорта составляют самосвалы, наряду с которыми применяют выемочно-транспортирующие машины, попросту говоря скреперы (при совмещении экскавационных работ) и фронтальные погрузчики (особенно на схемах разработки с применением драглайна или кранлайна).
Самосвалы предпочтительнее конвейерного транспорта в условиях перевозки горных пород с разными физико-механическими свойствами. При этом в отличие, например, от железнодорожного транспорта, достигается упрощение процесса отвалообразования, есть возможность передвигаться по относительно крутым (4-5°) подъемам автодорог, сокращая длину транспортных коммуникаций. Основные недостатки автотранспорта – цикличность, зависимость от состояния дорог, снижение производительности в сезон дождей, гололедицу и снегопад, загрязнение атмосферы отработавшими газами, а также высокие энергоемкость и эксплуатационные затраты.
Сегодня в карьерах наиболее широко применяют три типа самосвалов: строительные грузоподъемностью 10-30 т для движения по дорогам общего пользования, строительные с шарнирно-сочлененной рамой грузоподъемностью 10-50 т и внедорожные карьерные грузоподъемностью 23-363 т. Менее распространены карьерные автопоезда в составе тягача и самосвального полуприцепа.
Модернизированный карьерный самосвал Perlini DP 705
Карьерные самосвалы выпускают около двух десятков компаний, среди которых крупнейшие расположены в Германии, США, Японии и Белоруссии. Основная часть мирового рынка, более 95%, приходится на самосвалы грузоподъемностью до 40 т.
Объем российского рынка карьерных самосвалов – около 2 тыс. машин, что в стоимостном выражении составляет порядка 1,1 млрд. долларов. Присутствие БЕЛАЗа во всех сегментах российского рынка – 70-80%, причем свыше 40% приходится на самосвалы грузоподъемностью 120-220 т. Однако, в последнее время в России увеличилось влияние таких компаний, как Caterpillar, Komatsu и Terex, наладивших выпуск своих карьерных самосвалов на территории нашей страны.
В связи с присоединением России к ВТО с 2016 года заложено снижение таможенных пошлин с 15 до 3% на импортируемые самосвалы жесткой и шарнирно-сочлененной рамой. Такое изменение тарифа может негативно сказаться на доле рынка БЕЛАЗ, поскольку из зарубежных производителей автосамосвалов только его продукция у нас не облагалась пошлиной.
По прогнозам, в ближайшие несколько лет различные сегменты отечественного рынка карьерных самосвалов будут увеличиваться со среднегодовым темпом 3-10%. К наиболее емким сегментам этого рынка как по итогам 2013 года, так и в более ранние периоды следует отнести классы самосвалов с полезной нагрузкой 30-60 т, 90-100 т, 120-150 т и 218-240 т.
Caterpillar 770G
По мнению специалистов
По мнению специалистов, конкуренция производителей карьерных самосвалов ведется преимущественно в следующих сферах: цена, в том числе стоимость эксплуатации и обслуживания; особенности конструкции мостов, рам, несущих элементов и подвесок; качество, необходимая частота и стоимость сервисного обслуживания; удобство и безопасность эксплуатации.
Из-за того, что с каждым годом разрабатываемые карьеры становятся все глубже и глубже, для работающих в них самосвалов на первый план выходят такие характеристики, как мощность, способность преодолевать затяжные уклоны и, конечно же, грузоподъемность. Ограничениями здесь выступают сложность повышения нагрузок на шины и создание высокомощных силовых установок без потери их эффективности.
Кроме того к числу наиболее перспективных направлений развития карьерных самосвалов можно отнести наращивание проходимости посредством увеличения диаметра колес, увеличение прочности и долговечности сочленений и осей, автоматизацию систем управления и диагностики, а также повышение компактности без потери грузоподъемности. Отмечается, что интенсивность подземных разработок в связи с исчерпанием карьеров и переходом на добычу в более глубоких пластах будет нарастать и, как следствие, ожидается рост конкуренции в сегменте подземных самосвалов. А значит, следует ожидать диверсификации модельных рядов крупнейших производителей такой техники.
Caterpillar 772G
Обновляя производственные программы
Итальянская компания Perlini вывела на европейский рынок модернизированный карьерный самосвал DP 705, рассчитанный на перевозку 65 т груза и оборудованный кузовом геометрическим объемом 30,5 м3 (с «шапкой» 42 м3). Модель оснащена V-образным 12-цилиндровым 760-сильным турбодизелем Detroit Diesel MTU 12V-2000 рабочим объемом 23,9 л. С ним агрегатируется автоматическая 6-диапазонная коробка передач Allison H 6610. Применение мощной гидравлической системы производительностью 400 л/мин позволяет поднимать груженый кузов на максимальный угол в 53º всего за 16 с. Эффективно замедлять и останавливать самосвал призваны как рабочие дисковые тормоза диаметром 710 мм, так и трансмиссионный тормоз-ретардер. Подвеска всех колес – независимая, оригинальной конструкции с применением гидравлических и пневматических элементов. Она позволила улучшить курсовую устойчивость машины, сделать руль более легким, а также снизить пробуксовку колес. Кабина соответствует последним стандартам безопасности EEC 2006/42. В ней установлены регулируемое по высоте кресло с двойной амортизацией, настраиваемый в двух плоскостях руль и кондиционер. Уровень внутреннего шума снижен до 79 дБа.
Компания Caterpillar выпустила новые карьерные самосвалы 770G и 772G. Их максимальная грузоподъемность, соответственно, 36,3 и 47,1 т, мощность – 477 и 550 л.с. Оба предложены в конфигурациях, соответствующих экологическим стандартам Tier 2/Stage II, Tier 3/Stage III, и Tier 4 Final/Stage IV. При этом двигатели могут быть запрограммированы с учетом конкретных требований заказчика для достижения большей экономии топлива. Доступно два программируемых режима: стандартной экономии (Economy) и адаптивной экономии (Adaptive Economy). Еще одной особенностью моделей 770G и 772G стала новая система управления трансмиссией APECS (Advanced Productivity Electronic Control Strategy). Она позволяет улучшить качество переключения передач, ускорить разгон, достичь лучших скоростных характеристик на подъеме и сократить время циклов в целом. При переключении минимизируются скачки крутящего момента, тем самым снижается нагрузка на привод.
Haulmax 3900-D
По заказу на самосвалах установят систему управления тягой TCS, которая при проскальзывании использует не вспомогательный тормоз, а рабочие гидравлические тормоза. Это улучшает быстродействие срабатывания системы при потере тяги на малых скоростях и повышает скорость на влажном и скользком грунтах. Система также учитывает поворот передних колес, отличая его от пробуксовки. При этом, оценивая угол поворота, она компенсирует потерю тяги на внешнем колесе, которое вращается с большей скоростью, тем самым дополнительно улучшая сцепление с дорогой.
Другой американский производитель, Oshkosh, выпустил новый карьерный самосвал капотной компоновки M 1070 8x8. Он предназначен для применения в угольных разрезах, карьерах, на рудниках, в дорожном строительстве, при транспортировке технологических грунтов для отсыпки кустовых площадок. В кузове объемом 18 м3 можно перевозить до 36 т груза. Самосвал получил широкую несущую раму. Осевая конфигурация шасси выполнена по схеме 1+3 с передним ведущим управляемым мостом и тройной задней тележкой по типу tridem. При этом колеса последнего моста выполнены управляемыми. Под капотом – двухтактный дизель Detroit Diesel 8V92TA мощностью в 550 л.с., работающий в паре с гидромеханической автоматической коробкой передач Allison CLT-755, оборудованной эффективным гидродинамическим замедлителем. По заказу применяются двигатели мощностью 700 или 800 л.с. Самосвал оборудован двухступенчатой «раздаткой» с возможностью блокировки дифференциалов. В кабине – пневмоподрессоренные подогреваемые сиденья и кондиционер, регулируемый по вылету и углу наклона руль, а также автономный жидкостной отопитель.
Komatsu 730E-8 AC
Австралийская компания Haulmax выпустила карьерный самосвал 3900-D (6х4) грузоподъемностью 77 - 85 т. В зависимости от типа перевозимого материала машину оснащают кузовом с задней или боковой разгрузкой объемом от 35 до 90 м3. В отличие от двухосных конкурентов, Haulmax работает на значительно больших расстояниях (до 50 км), часто – на разработке вторичных месторождений полезных ископаемых. Он оснащен V-образным 12-цилиндровым дизелем Caterpillar Cat С27 ACERT рабочим объемом 27 л и мощностью 740 л.с., с которым агрегатируют 7-диапазонный «автомат». Ведущие мосты с полностью разгруженными полуосями снабжены планетарными редукторами в ступицах колес. Передняя подвеска независимая, на всех осях применены гидропневматические стойки, способные изменять дорожный просвет. Дублированное рулевое управление с гидравлическим приводом и угол поворота управляемых колес, увеличенный до 31°, позволяют вписываться в крутые повороты. Модель получила дисковые тормоза с масляным охлаждением. Установленная в кабине система фильтрации позволяет работать в сильно запыленных условиях, а широкие лестницы, подножки и поручни по обеим сторонам грузовика облегчают посадку и высадку водителя.
Самый большой в Китае карьерный самосвал XCMG DE400
Компания Komatsu представила модель 730E-8 AC, которую от предшественника отличает обновленная конструкция, улучшенные гидравлика и привод, а также возросшие на 15% скоростные характеристики, что стало возможным благодаря использованию электродвигателя переменного тока. Этот самосвал оборудовали системой Komtrax Plus, способной удаленно передавать информацию о состоянии машины. Кабина стала более комфортной и современной. В ее стандартную комплектацию включены сиденья с пневмоподвеской, система климат-контроля и система MineCare, которая следит за техническим состоянием самосвала.
Oshkosh M 1070 8x8
И в заключение нашего обзора – о достижениях китайских автомобилестроителей. Компания XCMG создала самый мощный в Поднебесной карьерный самосвал DE400 грузоподъемностью 363 т. Он оснащен V-образным 20-цилиндровым дизелем MTU-20V4000C22 мощностью 3650 л.с. Полная масса машины превышает 600 т, вместимость кузова «с шапкой» достигает 265 кубов, а максимальная скорость – 50 км/ч. Самосвал оснащен электротрансмиссией переменного тока. Подвеска – гидропневматическая, а несущая рама выполнена из модульных секций. В базовую комплектацию включены автоматизированные системы измерения массы груза, смазки и пожаротушения.
Валерий Васильев
С нами уже 1039 профессионалов