Беспилотные БЕЛАЗы: роботы к работе готовы!
Новости отрасли
Самое читаемое
Вкалывают роботы, а не человек: громадный карьерный самосвал и не менее впечатляющий своими размерами карьерный погрузчик производства Белорусского автозавода демонстрировали, на что они способны, двум десяткам собравшимся на заводском полигоне журналистам. Суть в том, что демонстрировались они с пустыми кабинами! То есть в автономном режиме. Я сам оказался тому свидетелем: роботизированный БЕЛАЗ-7513R, способный за один раз перевозить 136 тонн груза, подъехал к месту погрузки, а еще один гигант-беспилотник, погрузчик БЕЛАЗ-78250 грузоподъемностью 22 тонны, в несколько приемов заполнил его кузов.
После этого самосвал, дав круг по полигону, разгрузил кузов на другом его конце. И так – четыре раза подряд. То есть на наших глазах беспилотные БЕЛАЗы выполняли ту же самую работу, которую их обычные аналоги проделывают каждодневно в десятках карьеров страны. Замечу, снаряженная масса что самосвала, что погрузчика превышает 100 тонн: пожалуй, это самая большая и самая тяжелая роботизированная техника, которую я только видел.
Белорусский автомобильный завод занимается созданием автономных карьерных машин уже несколько лет. Первый разработанный его специалистами дистанционно-управляемый самосвал увидел свет еще в 2010 году. А самосвал-робот, работе которого я стал свидетелем, впервые продемонстрировали в 2015 году. С тех пор его совершенствовали, улучшали и доводили до ума в прямом смысле этого слова.
В разработке программного обеспечения и алгоритмов работы роботизированной белорусской техники в рамках программы «Интеллектуальный картер» участвуют московская компания VIST Robotics, специализирующаяся на создании систем управления технологическими процессами на открытых горных работах в полностью автономном режиме, а также международная компания «Цифра», которая известна своими передовыми цифровыми технологиями для промышленности.
Карьерный фронтальный погрузчик БЕЛАЗ-78250 в автономном режиме движется только к месту работы, а забором грунта ковшом и его погрузкой в кузов самосвала управляет оператор. Но не из кабины, а удаленно, причем величина этого самого удаления не имеет принципиального значения. Это может быть и бытовка рядом с карьером, и офис в каком-нибудь небоскребе на расстоянии в несколько сотен километров.
У оператора перед глазами три монитора, на которые выводится окружающая погрузчик обстановка. А справа установлен еще один монитор, отображающий в режиме онлайн основные параметры машины. В один момент я поймал себя на мысли, что рабочее место оператора сильно напоминает игровой автомобильный симулятор с рулем, джойстиками-рычагами и педалями, без которого не обходится ни один детский клуб с игровыми автоматами. Но разница – в лежащей на операторе ответственности за свои действия: там – виртуальная машина, здесь – машина более чем реальная.
А вот самосвалом-роботом БЕЛАЗ-7513R никто не управляет. В него закладывают программу, в соответствии с которой он впоследствии и работает, по заданному маршруту следуя к местам погрузки и разгрузки, причем делая это в ограниченном по ширине коридоре движения, за границы которого не выйдет ни при каких обстоятельствах.
За счет чего БЕЛАЗ-7513R точно движется по заданному программой пути? Для этого он постоянно обменивается данными с навигационной спутниковой системой JPS/GLONASS, и с системой позиционирования самого карьера, а также сверяется с бортовой инерциальной системой позиционирования. Точность определения координат с помощью спутниковых систем феноменальная: погрешность – всего 2-3 см. Причем все три системы проверяют, а в случае необходимости, дублируют друг друга.
Например, если, спутниковая связь на время прервется из-за помех, самосвал все равно продолжит следовать по маршруту – только одна инерциальная система позиционирования позволяет точно выдерживать заложенный в программе курс в течение нескольких следующих минут, пока спутниковая связь не возобновится.
Многие из присутствующих на демонстрации роботизированной карьерной техники оказались удивлены, что самосвал-робот после того, как погрузчик заполнял его кузов, двигался к месту разгрузки задним ходом. На самом деле ничего удивительного здесь нет: беспилотному автомобилю по большому счету все равно, как ехать: передом или задом. Если, конечно, лидары, радары и видеокамеры, которые препятствуют наезду на неожиданно возникающие по маршруту следования препятствия, находятся с обоих сторон машины.
Благодаря вышеназванному арсеналу устройств слежения БЕЛАЗ-7513R получает информацию о препятствии сразу по нескольким каналам. То есть информация о возникшей помехе движению многократно дублируется, в зависимости от характера этой информации и принимает решение, с какой стороны объехать препятствие или же вовсе остановиться. И, при необходимости, связаться с оператором, который примет решит, как действовать дальше.
Таким образом, совсем без человеческого управления БЕЛАЗ-7513R не обходится. Но оператор, который находится вне кабины, в диспетчерской, контролирует работу сразу десятка роботизированных самосвалов. То есть, образно говоря, один оператор способен заменить десять, а с учетом сменности работы, даже больше водителей, на каждого из которых, как правило, начисляется зарплата, оформляются всевозможные страховки, делаются отчисления в пенсионный фонд. При применении роботизированной техники все эти расходы остаются в прошлом.
Кроме того, квалифицированных водителей карьерных самосвалов всегда не хватает, и роботизация решает эту проблему тоже. Как решает проблему с охраной труда – водителям приходится управлять самосвалами часто в условиях высокой загазованности и запыленности карьеров, а самосвалу-роботу загрязненный воздух не может помешать никак.
Конечно, роботизированная техника обойдется заказчику дороже. В сравнении с обычным карьерным самосвалом ценник сопоставимого по грузоподъемности самосвала-робота выше на 10 – 12%. Но у него выше и производительность. А всевозможные издержки, включая затраты на топливо – ниже. В обоих случаях разница в пользу роботизированной машины составляет от 5 до 15%. И эти плюсы будут работать на повышение ее рентабельности на протяжении всего срока эксплуатации. А это не год, и не два!
За рубежом уже появились карьеры, в которых трудятся самосвалы-роботы. В нашей стране к таким самосвалам тоже присматриваются. И прицениваются. Как знать, может через год – другой у меня выпадет возможность понаблюдать за работой БЕЛАЗ-7513R не только на полигоне в Жодино, но и в одном из действующих карьеров.
Константин Закурдаев
С нами уже 1039 профессионалов