Next generation Scania. С чистого листа!
Новости отрасли
Самое читаемое
Два десятка лет назад я уже бывал в шведском Сёдертелье по аналогичному поводу: в 1995 году компания Scania представляла принципиально новый грузовик. Это была модель четвертого поколения, фактически ничем не пересекающаяся ни по дизайну, ни по конструкции со своей предшественницей. Потом, в середине нулевых, появилась следующая Scania, оборудованная наиболее передовыми на тот момент электроникой, двигателями и трансмиссией. Но конструкция кабины, да и ее внешность фактически не претерпели изменений, как не сильно изменились и агрегаты ходовой части. То есть речь в ту пору шла пусть о весьма значительной, но все же модернизации. И вот теперь снова настал черед грузовиков, созданных, что называется, с чистого листа. Действительно, речь идет о the next generation Scania, то есть об автомобилях следующей генерации.
Десять лет и 2,1 млрд евро – вот цена разработки принципиально нового поколения шведских тяжелых грузовиков. На что же были потрачены столь продолжительное время и столь внушительные средства?
От прежней кабины у новичка не осталось даже каркаса. Всё действительно спроектировано с нуля! Более того, базовых кабин теперь не три, а четыре: к сериям P, G и R добавилась кабина серии S, самая высокая и просторная, впервые в истории компании получившая ровный пол. А еще новые кабины стали длиннее: высота стандартной крыши выросла на 10 см, а высокой – на 16 см. Пространство салона удалось увеличить и за счет смещения водительского места на 6,5 см вперед и на 2 см влево. Такой шаг, кстати, положительно отразился и на обзорности, для улучшения которой разработчики также несколько опустили нижнюю кромку ветрового стекла.
Интересна опционально предлагаемая нижняя спальная полка: при максимально сдвинутом к рулю водительском сиденье ее ширину можно увеличить до 100 см, потянув на себя соответствующую рукоятку. При этом матрац тоже становится шире, причем без всяких зазоров со стороны задней стенки кабины: его недостающая часть синхронно с перемещением полки вперед плавно вытянется снизу. Подобную выдвижную полку на своих магистральниках компания использовала и прежде, но теперь увеличение ширины составляет не 15, а 20 см.
В качестве опций также предложены видеокамеры, которыми для улучшения обзорности и снижения сопротивления воздуху можно заменить часть боковых зеркал, – они помогут обеспечить в городских условиях фактически круговой обзор. Но еще более необычная опция – кстати, применяемая впервые на грузовиках – мгновенно надувающиеся в аварийной ситуации боковые шторки безопасности. Для чего они нужны? Для защиты водителя при опрокидывании грузовика, что случается не так уж и редко, причем с весьма плачевными последствиями. Шторки должны примерно на четверть снизить вероятность фатального исхода.
Если говорить об экстерьере, то первые изображения перспективной Scania у многих вызвали неоднозначную реакцию: дизайн получился хотя и современным, но стилистически достаточно спорным. Впрочем, живьем новинка выглядит по-иному, чем на фотографиях: более цельно, собранно и экспрессивно. Но вряд ли после выхода машины на дороги дискуссии на тему ее внешности прекратятся: об экстерьере как спорили, так и будут спорить, пусть и не с тем накалом. Единственное, что сомнению не подлежит: фамильные черты, благодаря которым Scania не спутаешь ни с одним другим грузовиком, у дизайнеров сохранить получилось, что в наши дни редкость необычайная!
Что нового во внешности автомобиля, помимо стилистики?
Знакомясь с многочисленными предсерийными образцами, нельзя было не отметить появившиеся прямо под лобовым стеклом фары. Оказывается, это фары дальнего света, установленные в помощь основным блок-фарам. Раньше они располагались в самом низу бампера, но теперь там обосновались противотуманки вместе с фарами для подсветки поворотов. Понятно, что верхние фары – опция: на дорогах общего пользования с жесткими требованиями к высоте расположения световых приборов с ними не очень-то поездишь. Но ведь есть страны, где находят спрос модификации нынешних Scania, у которых дополнительные фары дальнего света встроены в крышу! Кстати, у нового поколения автомобилей они тоже никуда не делись: опционально можно заказать и те, и те!
Прикрывающие с обеих сторон раму нижние боковые обтекатели теперь сделаны составными. С одной стороны, это облегчает и удешевляет их ремонт: можно ограничиться заменой всего лишь одного элемента, с другой – позволяет использовать такие обтекатели, чтобы прикрыть раму не только короткого тягача, но и длиннобазного шасси – просто для этого понадобится большее их количество.
Не пройдем мимо еще одной занятной детали: у «головы», то есть у кабины, вновь отросли «уши». В свое время разработчики отказались от чем-то напоминавших их в открытом состоянии боковых частей облицовки радиатора, которые распахивались вбок, тогда как центральная часть облицовки традиционно поднималась вверх. Теперь к «ушам» решено вернуться: увеличившаяся в размерах единая деталь получилась бы слишком громоздкой и тяжелой. Причем за правым «ухом» спрятан пульт управления опционально предлагаемой автоматикой подъема кабины. Правда, вряд ли такая опция будет у нас востребована: она, к сожалению, полностью исключает применение механического подъемного механизма, что в наших условиях и с нашими расстояниями многие дальнобойщики сочтут абсолютно неприемлемым.
Если «уши» у следующей генерации Scania появились, то боковые дефлекторы кабины, наоборот, исчезли. Как же тогда осуществляется обдув нижней части дверей с целью воспрепятствования их забрызгиванию? Эту функцию закрепили за идущими над фарами головного света небольшими, едва заметными глазу выштамповками, заворачивающими набегающий воздушный поток на дверные боковины. Исчез и расположенный над ветровым стеклом внешний противосолнечный козырек – теперь он отнесен к числу опций. Иными словами, разработчики очистили кабину фактически от всех внешних элементов, которые хоть как-то повышали аэродинамическое сопротивление. В результате потребление топлива автомобилями нового поколения сократилось на 2%. А оставшиеся проценты из обещанных пяти дали новые двигатели и ходовая часть.
Самая большая заслуга в повышении экономичности лежит на силовых агрегатах. В их основе – 12,7-литровые и 16,4-литровые дизели. Первые – рядные 6-цилиндровые, мощностью 370, 410, 450 или 500 л.с., причем последняя из названных версий появилась только с выходом на рынок следующей генерации Scania. Вторые – V-образные 8-цилиндровые, развивающие 520, 580 или фантастические 730 л.с.
В двигателях рабочим объемом 12,7 литра более не применяется система рециркуляции отработавших газов EGR – соответствие нормам Евро-6 достигается исключительно за счет системы каталитической нейтрализации SCR, что упростило и удешевило конструкцию. Обратим внимание: бак для мочевины у грузовиков нового поколения перенесен в пространство между лонжеронами рамы, чтобы высвободить дополнительное место с ее боковой стороны для увеличенного топливного бака. Еще одно нововведение: теперь вместо турбины с изменяемой геометрией сечения в 12,7-литровых двигателях устанавливают технически более простую и надежную турбину с постоянным сечением. Кроме того, у двигателей данного литража сделан короче масляный щуп – им теперь можно воспользоваться, лишь откинув кабину. Почему? Разработчики посчитали, что в повседневной эксплуатации водителю вполне достаточно показаний датчика уровня масла на приборном щитке.
Применяемые на новых Scania двигатели получили модернизированные камеры сгорания и измененные форсунки. За счет этого, а также за счет увеличения рабочей температуры удается на несколько десятых процента снизить потребление топлива. С целью улучшения экономичности в систему смазки двигателей встроен термостат маслоохладителя, поддерживающий оптимальную температуру моторного масла. Интересно отметить, что двигатели, которыми комплектуют следующую генерацию грузовиков Scania, с равным успехом могут потреблять как обычное дизельное топливо, так и биодизель. А в самой ближайшей перспективе моторная линейка пополнится двигателями, работающими на природном газе и биогазе.
Еще одна интересная инновация в силовом агрегате – тормоз, встроенный в корпус масляного насоса автоматизированной коробки передач Scania Opticruise. Он уменьшает скорость вращения ее промежуточного вала при переключениях вверх, тем самым снижая время перехода со ступени на ступень почти в два раза, до 0,4 секунды, а также сокращая износ синхронизаторов. Этот тормоз, набранный из стальных и карбоновых фрикционных дисков, активируется с помощью пневмопривода и охлаждается масляным насосом. Еще один его плюс: благодаря более быстрому переключению удалось обеспечить стабильность давления турбонаддува – переход на следующую передаточную ступень происходит с более высокими мощностью и плавностью.
Наконец, примененные в силовом агрегате инновации поддержаны модернизированной системой адаптивного круиз-контроля: теперь она функционирует на любых скоростях вплоть до полной остановки, снижая расход топлива и помогая водителям даже при движении на низкой скорости в автомобильных заторах.
Что еще нового появилось у следующего поколения Scania? Уже в базовой комплектации автомобили комплектуют 30-дюймовыми камерами дисковых тормозов переднего моста. Это позволило сократить тормозной путь: у 40-тонного автопоезда с двухосным седельным тягачом, двигающимся со скоростью 80 км/ч, он уменьшился на 5%. У перевозчиков появилась возможность заказать задний ведущий мост с «быстрой» главной передачей, то есть с уменьшенным до 2,35 передаточным отношением: он позволит еще больше снизить расход топлива, но только в условиях отсутствия на дорогах подъемов значительной крутизны. Многофункциональный руль включен в базовую комплектацию, как включено в нее голосовое управление с помощью микрофона, встроенного в крышу. И еще одна небольшая, но полезная изюминка: за кабиной сделан рычаг, вращением которого можно изменять угол наклона верхнего обтекателя, регулируя его высоту в зависимости от высоты полуприцепа.
Итак, новшества – в изобилии, инженеры и технологи честно отработали средства, вложенные в разработку автомобиля. И теперь уже ему самому предстоит отрабатывать деньги, которые заплатят за него перевозчики. В том числе – российские: новое поколение Scania быстро вытеснит предшественников из производственной программы, а значит, новинка скоро, во второй половине следующего года, появится и на наших дорогах. А в Европе ее продажи уже начались. Более того, шведский завод компании, расположенный в Сёдертелье, выпуск прежнего семейства грузовиков завершит еще в текущем году, а завод в Южной Америке его свернет в 2018-м. За это время к магистральникам, с которых решено начать производство автомобилей следующей генерации, присоединятся строительные и другие специальные модели. Кстати, что касается спецтехники: лесовозы, коими Scania знаменита на всю Европу, уже пополнили линейку перспективных грузовиков.
Константин Закурдаев
С нами уже 1039 профессионалов