KAMAG Wiesel. Мастер ранжировки
Новости отрасли
Самое читаемое
Анатомия ранжировщика
В нашей стране этот транспортер-ранжировщик больше знают как KAMAG. Но у него есть и собственное имя – Wiesel. А KAMAG – название немецкой компании с полувековой историей, специализирующейся на конструировании и производстве специальной автотехники, особое место среди которой занимают машины, предназначенные для работы на распределительных складах и терминалах.
Запущенный в производство в 1995 году KAMAG Wiesel – одна из них. Чтобы познакомиться с особенностями ее конструкции, производства и применения, я отправился в Ульм – на завод, где не так давно как раз освоили выпуск нового поколения этих машин.
Технический облик KAMAG Wiesel определен спецификой применения подобной техники, которая работает на логистических складах, перевозя стандартные грузовые контейнеры или автомобильные полуприцепы. Особо подчеркну: одна и та же машина благодаря особенностям конструкции занимается транспортировкой и тех, и других.
В процессе работы водителю KAMAG Wiesel приходится очень часто выходить из кабины и садиться в нее обратно. Чтобы проделывать это легче и быстрее, для транспортера выбрали компоновку «кабина перед двигателем». Помимо предельно низкого порога дверей у подобной компоновки есть и другие плюсы. Среди них – максимальная монтажная длина рамы при минимальной колесной базе и оптимальная развесовка полной массы по осям.
На раме за кабиной KAMAG Wiesel смонтирована оборудованная гидравлическим подъемным механизмом обширная платформа под размещение транспортируемого контейнера или кузова-фургона: первый дожидается перевозки на высокой четырехопорной подставке, а у второго для этого используются убираемые опоры.
KAMAG Wiesel снизу подъезжает под контейнер или фургон, надежно фиксирует его на своей грузовой платформе и приподнимает ее на полметра вверх: теперь можно ехать!
Если же необходимо буксировать полуприцеп – у машины для этого есть седельно-сцепное устройство. Да не простое – подъемное, способное составить пару «седлу» полуприцепа любой высоты.
Еще раз подчеркну, один и тот же KAMAG Wiesel может и контейнеры на себе возить, и полуприцепы буксировать, переходя с одного на другое без какой-либо предварительной подготовки. Другими словами, транспортер-ранжировщик работает за двоих – за это его и ценят.
Оригинальная компоновка KAMAG Wiesel – еще не все его технические особенности. Для работы на складах и в терминалах крайне важно применение гидростатического привода ведущих колес: в паре с дизелем установлен гидронасос, вырабатывающий энергию для гидромотора, приводящего в движение колеса заднего ведущего моста.
Подобная конструкция трансмиссии обеспечила устойчивое движение на сверхмалых скоростях и позволила отказаться от использования классической коробки передач – гидравлика регулирует изменение скорости плавно, без разрыва потока мощности.
Водитель при этом лишь перемещает джойстик вперед или назад, выбирая направления движения. Причем, если джойстик передвинуть в противоположную движению сторону, ранжировщик начнет плавно сбрасывать скорость вплоть до полной остановки. За счет этого многие опытные операторы во время работы почти не пользуются педалью тормоза. Сюда же добавим и пневматическое подрессоривание подвески, повышающее плавность хода и позволяющее сохранять высоту рамы вне зависимости от массы размещенного на платформе груза.
Wiesel против Wiesel
В этом году KAMAG Wiesel стал другим. Точнее, он сохранил и уже устоявшуюся концепцию, и прежние возможности, но в конструкцию машины разработчики внесли ряд значительных изменений.
Первое, что бросается в глаза, – у новичка другая кабина. Прежде она была заимствованной у Mercedes-Benz Atego, а теперь стала своя собственная, то есть полностью оригинальная. Зачем это было сделано? Дело в том, что кабина от серийного грузовика, как ее ни дорабатывай, не могла полностью удовлетворить пожеланиям клиентов.
Новая кабина – другое дело. В ее конструкции учтены все основные клиентские пожелания. Главное, удалось заметно, с 0,55 до 0,45 м, понизить высоту порога дверей. Результат – ушла в прошлое пусть единственная, но довольно высокая ступенька – в новом KAMAG Wiesel у разработчиков получилось реализовать бесступенчатый вход! Да и сам дверной проем вышел шире, а значит, удобнее.
Кроме того, собственная кабина позволила существенно, с 3,0 до 2,73 м, уменьшить габаритную высоту KAMAG Wiesel. Вместе с ней понизился центр тяжести. Что еще важно: у новой кабины улучшена обзорность, а интерьер, во всяком случае на мой взгляд, применительно к специфике работы оператора транспортера-ранжировщика получился более удобным и лаконичным.
Изменился у KAMAG Wiesel и силовой агрегат. В моторном отсеке модели второго поколения дизель Mercedes-Benz уступил место дизелю Deutz. Его литраж заметно меньше: 4,1 против 5,1 л. Да, в результате со 175 до 154 л.с. уменьшилась максимальная мощность, но разработчики не видят в этом ничего страшного – у первого поколения KAMAG Wiesel выходные характеристики двигателя были отчасти избыточны, поэтому эксплуатационные возможности новых машин не окажутся ниже. Более того, с установкой двигателя Deutz вместе с обновленным «бошевским» гидростатическим приводом расход топлива удалось снизить на 15%. При этом почти двукратно, с 570 до 1000 моточасов, увеличился интервал технического обслуживания.
А вот передний управляемый мост как был, так и остался производства Mercedes-Benz. Как, впрочем, и ведущий задний – его поставляет традиционный партнер KAMAG, компания Kessler.
Wiesel. Место рождения
Как я уже говорил, завод компании KAMAG, где выпускают транспортеры-ранжировщики Wiesel, расположен в городе Ульм – это порядка полутора сотен километров от Мюнхена. Причем делают на этом заводе не только терминальную, но и другую специальную автотехнику. Например, во время моего визита на заводской территории оказались два ярко-оранжевых тяжелых многоосных транспортера, причем разной конструкции.
Один – шестиосный, с необычно низкой, задвинутой под огромную грузовую платформу кабиной и центральным расположением двигателя. Другой – тоже со здоровенной платформой, но пятиосный, с передним расположением моторного отсека и возвышающейся над ним кабины, прикрытой непривычно большим козырьком.
При этом у обоих транспортеров применены оригинальные осевые агрегаты: левые и правые сдвоенные колеса каждой из осей механически не связаны друг с другом, имеют собственные гидропривод, гидроподвеску и систему управления, что наделяет транспортеры, несмотря на их внушительные размеры, великолепной маневренностью. Более того, в одном из цехов я заметил находящийся в стадии сборки шлаковоз – применяемый на металлургических предприятиях шарнирно-сочлененный транспортер с одноосным тягачом и массивным прицепом, на котором закреплена опрокидываемая емкость для перевозки горячего шлака.
Впрочем, подобные машины для завода KAMAG в Ульме – штучная продукция. Например, в год здесь обычно выпускают восемь-девять шлаковозов. Производство терминальных транспортеров – в несколько раз больше, что подтверждает площадка готовой продукции, где во время моего визита отправки заказчикам ожидали два десятка таких машин. Большинство – пока еще с мерседесовскими кабинами, но среди них уже можно было заметить и несколько более приземистых KAMAG Wiesel нового поколения: их серийный выпуск уже освоен и вовсю идет.
В цеху, где изготавливают второе поколение тягачей-ранжировщиков, всего несколько постов, на которых ведется их крупноузловая сборка. Конструкция этих машин, в отличие от изготавливаемых в соседних цехах тяжелых транспортеров, стандартная – от заказа к заказу варьируется разве что пакет опций. Будущий ранжировщик почти сразу ставят на колеса, подсоединяя к раме ведущий и управляемый мосты, после чего он получает подъемное седельно-сцепное устройство, объединенный в единый блок с гидронасосом двигатель, гидрооборудование и, в самом конце сборочного процесса, кабину. Которая, кстати, вопреки последним тенденциям, изготовлена без применения внешних пластиковых элементов и представляет собой полностью стальную конструкцию.
Wiesel в перспективе
В середине следующего года KAMAG Wiesel нового поколения должен полностью вытеснить из производственной линейки компании своего предшественника. Немного погодя, ориентировочно следующей осенью, заказчикам предложат электрическую модификацию транспортера-ранжировщика E-Wiesel, которая в настоящее время проходит всесторонние испытания. Демонстрируемые этой машиной эксплуатационные характеристики вполне позволяют предположить, что будущее подобных транспортных средств, причем не столь уж и далекое, – именно за электрическим приводом.
E-Wiesel оснастили синхронным электродвигателем мощностью 156 кВт, который питается от аккумулятора емкостью 40,6 кВт*ч. Полное время подзарядки батареи составляет 4 часа, а время работы электрического ранжировщика на одной зарядке достигает 8 часов – как раз полная рабочая смена.
Что интересно: я поинтересовался у разработчиков, насколько рационально было делать для нового поколения транспортера-ранжировщика широкую двухместную кабину. Ведь, когда ее заимствовали у серийной машины, никакой альтернативы не существовало, но теперь-то кабину проектировали самостоятельно, а значит, можно было реализовать абсолютно любые ее варианты, включая одноместный.
На двухместной кабине настояли наши клиенты – было сказано мне в ответ. Согласен, что желание клиента – закон. Но если для дизельного транспортера по большому счету не столь важно, двухместная или одноместная у него кабина, то для электрического это уже имеет существенное значение. Потому что применительно к электротраку с его сильно ограниченным запасом энергии и переизбытком снаряженной массы, вызванным установкой массивного пакета батарей, важен как каждый сэкономленный килограмм, так и каждый сэкономленный киловатт, расходуемый в том числе на поддержание оптимальной температуры в салоне. Применение одноместной, а значит, более компактной кабины как раз и позволяет сэкономить и килограммы, и киловатты.
Впрочем, очень может быть, что в будущем у транспортеров-ранжировщиков кабин не будет совсем. Во всяком случае, в компании KAMAG прикладывают усилия, чтобы через какое-то время вывести на рынок автономный вариант Wiesel – он станет ответом на глобальный тренд цифровизации процесса перевозки и складирования грузов. Около двух лет назад здесь создали такой робот-транспортер, который при движении ориентируется по датчикам, расположенным по краям дороги или под ее полотном. Подчеркну, что ранжировщики, как уже говорилось, эксплуатируются исключительно не территории складов и терминалов, то есть на закрытых территориях, а это идеальный вариант для применения роботизированных транспортных средств!
Около года назад автоматический Wiesel начала тестировать одна из крупнейших логистических компаний DB CHECER – машина применялась на ее распределительном складе в Нюрнберге. KAMAG и DB Schenker рассчитывают, что инвестиции в автоматизацию транспортеров-ранжировщиков принесут свои дивиденды. Тот, кто станет их эксплуатировать, сэкономит как минимум за счет сокращения численности персонала и увеличения интервалов технического обслуживания – автоматика должна более рационально управлять транспортными средствами, что, в свою очередь, продлит ресурс агрегатов и снизит риск их поломок.
И в заключение – несколько слов о российском присутствии компании KAMAG. На сегодняшний день в нашей стране эксплуатируются, в том числе на распределительных складах «Дикси» и X5 Retail Group, четыре KAMAG Wiesel. Это не много, но у компании в России уже сделан хороший задел на будущее. В частности, в Московской области и Санкт-Петербурге созданы сервисные центры и склады запчастей, а новое поколение KAMAG Wiesel прошло сертификацию и предложено российским заказчикам. Тем более что европейским опытом доказано: внедрение в транспортно-складские операции транспортеров-ранжировщиков KAMAG Wiesel реально способствует оптимизации автопарка и, следовательно, снижению расходов на его содержание.
Константин Закурдаев
KAMAG как часть нечто большего
Компания KAMAG Transporttechnik – часть основанного в 1993 году холдинга Transporter Industry International Group (TII Group), в состав которого, помимо нее, входят производитель сверхтяжелой прицепной техники и транспортеров SCHEUERLE Fahrzeugfabrik, производитель сверхмощных тягачей NICOLAS Industrie, а также TIIGER – это марка индийского филиала TII Group, под которой выпускают специализированную автотехнику для перевозки тяжелых и негабаритных грузов.
Около 40 тыс. различных транспортных средств, произведенных на заводах TII Group, сегодня эксплуатируется по всему миру как на дорогах общего пользования, так и на закрытых промышленных или складских территориях, решая комплексные транспортные задачи в таких сферах, как логистика, строительство, машиностроение, авиастроение, ракетостроение, судостроение, энергетика, металлургия и горнодобывающая промышленность. В России и странах СНГ интересы KAMAG представляет ООО «ТИИС», начавшее работу в 2009 году.
С нами уже 1039 профессионалов