Домоторная эра Ярославского «Автодизеля»
Новости отрасли
Самое читаемое
Сегодня мало кто помнит, что Ярославский моторный завод в начале минувшего века замышлялся как автомобильный. Он был построен промышленником Владимиром Александровичем Лебедевым в рамках государственной программы по созданию в стране нескольких автомобильных заводов в первую очередь для снабжения участвующей в Первой мировой войне царской армии. Официально был открыт в октябре 1916 года, ровно 100 лет назад, но до революции так толком и не заработал.
В первые революционные годы предприятие занималось ремонтом разномастного импортного парка, получив название Первый государственный авторемонтный завод. К изготовлению автомобилей решили вернуться в 1925 году, когда Страна Советов взяла курс на автомобилизацию. В 1926 году предприятие стало называться Ярославский государственный автомобильный завод №3.
1925 год. Построен первый ярославский грузовик Я-3 грузоподъемностью 3 тонны.
Я-3 оснащали 4,4-литровым 35-сильным двигателем от АМО Ф-15. Конечно, для трехтонки, по грузоподъемности превосходившей АМО Ф-15 в два раза, его мощности явно не хватало. При полной массе 4,3 тонны Я-3 разгонялся максимум до 30 км/ч и расходовал около 40 л/100 км.
1928 год. На смену Я-3 приходит Я-4: до конца 1929 года он был сделан в 137 экземплярах.
Я-4 оснащали более мощным двигателем Mercedes-Benz и вакуумным усилителем тормозов. Рост мощности позволил увеличить грузоподъемность Я-4 до 4 тонн, а максимальную скорость – до 45 км/ч.
В 1929-1934 годах завод делал Я-5 – модификацию Я-4 с американским двигателем Hercules. Мощность «американца» в 94 л.с. позволила поднять грузоподъемность Я-5 до 5 тонн и увеличить максимальную скорость до 53 км/ч.
1931 год. В Ярославле начато производство первого в стране трехосного грузовика ЯГ-10.
ЯГ-10 стал развитием Я-5: за счет появления третей оси грузоподъемность машины подняли до 8 тонн.
Из-за сложностей с закупкой моторов в США с 1932 по 1940 год было сделано всего 333 ЯГ-10.
1932 год. Двухосный грузовик ЯГ-3, ставший продолжением Я-5, появился в результате принятого на государственном уровне решения отказаться от закупки зарубежных двигателей – страна взяла курс на производство автотехники на основе комплектующих собственного производства.
ЯГ-3, будучи аналогом Я-5, получил отечественный двигатель АМО-3, который развивал мощность в 60 л.с. К сожалению, из-за снижения количества "лошадок" под капотом некоторые характеристики ЯГ-3 оказались заниженными.
1932 год. Создан первый в стране четырехосный грузовик ЯГ-12. К тому же полноприводный!
Под капот ЯГ-12 поставили американский 8,2-литровый двигатель Continental-22R мощностью 120 л.с.
По дорогам с усовершенствованным покрытием ЯГ-12 мог перевозить до 12 тонн, а по грунтовке – до 8 тонн различных грузов.
1932 год. Выпущен первый ярославский автобус ЯА-2. Вместимость – 100 пассажиров.
1934 год. Грузовик ЯГ-3 получил форсированный до 73 л.с. двигатель ЗИС-5 и стал называться ЯГ-4.
1935 год. На базе ЯГ-4 построен первый в стране самосвал ЯС-1 с гидрофицированным кузовом грузоподъемностью 4 тонны.
Экспортный ЯГ-4 (его выпускали как ЯГ-5) с разработанным специалистами завода опытным 90-сильным дизелем «Коджу» (расшифровывался как Коба Джугашвили).
1936 год. После модернизации (немного расширенная колея и ряд небольших усовершенствований) грузовик ЯГ-4 получил марку ЯГ-6. До 1942 года сделано 8,1 тыс. единиц.
В 1936 – 1943 годах на базе ЯГ-6 Ярославский автозавод изготавливал самосвалы ЯС-3.
С 1936 по 1941 год завод сделал 932 троллейбуса. Первенцем стал 55-местный ЯТБ-1 (по 1937 год изготовлено 450 ед.), следом за которым в Ярославле выпускали ЯТБ-2, ЯТБ-4, ЯТБ-4А и ЯТБ-5.
В 1938-1939 годах завод изготовил 10 двухэтажных троллейбуса ЯТБ-3 вместимостью 100 человек, которые эксплуатировались в Москве до начала 1950 годов.
1938 год. Опытный ЯГ-7 грузоподъемностью 5 тонн должен был пойти в серию в 1942 году, после завершения начатой, но так и не оконченной из-за начала войны реконструкции предприятия. Двигатель и коробка передач – ЗИС-16.
1939 год. На базе ЯГ-7 создали опытный самосвал ЯС-4 грузоподъемностью 4,5 тонны.
С 1943 по 1946 год завод делал предназначенные для буксировки артиллерии большого калибра тягачи Я-12 со 110-сильным американским дизелем GMC 4-71: для ярославской транспортной техники началась дизельная эра! Один из 1270 сделанных тягачей Я-12 сегодня водружен на постамент на внутризаводской площади.
Еще во время войны, в 1943 году, на Ярославской автозаводе начали разработку двухосных грузовиков ЯАЗ-200 с уже хорошо изученным дизелем GMC 4-71.
1947 год. Первый серийный дизельный автомобиль в стране ЯАЗ-200 грузоподъемностью 7 тонн запущен в серийное производство.
ЯАЗ-200 оснащали аналогом GMC 4-71 – двухтактным дизелем ЯАЗ-204 (110 л.с.) – завод успел до начала Холодной войны закупить за океаном необходимое технологическое оборудование и развернул его производство. В Ярославле ЯАЗ-200 выпускали 5 лет, после чего передали на Минский автозавод, где его продолжили изготавливать под обозначением МАЗ-200.
Созданный на базе ЯАЗ-200 опытный образец самосвала задней разгрузки
1948 год. Построен первый образец трехосного ЯАЗ-210 – тяжелый заднеприводный грузовик грузоподъемностью 12 тонн.
ЯАЗ-210 оснащали тоже двухтактным, но уже 6-цилиндровым дизелем ЯАЗ-206 мощностью 168 л.с. Он был максимально унифицирован с дизелем ЯАЗ-204. В сравнении с ЯАЗ-200 трехосный грузовик получил увеличенный на 3 см диск сцепления. В конструкцию демультипликатора ввели синхронизатор, облегчающий переключение на ходу. Конструкторы также увеличили поверхность охлаждения радиатора (на 15%) и диаметр глушителя (на 20%). Все модификации ЯАЗ-210, кроме самосвала, получили не один, а два топливных бака общей емкостью 450 л.
При среднем расходе 55 л/100 км запаса топлива хватало для обеспечения радиуса действия в 800 км. Расход горючего на тонно-километр у ЯАЗ-210 составил 0,0458 – на 8% меньше, чем у ЯАЗ-200.
1950 год. ЯАЗ-210 запущен в серийное производство. Модификация с лебедкой получила обозначение ЯАЗ-210А.
Балластный тягач ЯАЗ-210Г, который получил укороченную на 970 мм колесную базу и форсированный до 215 л.с. дизель. Он был рассчитан на буксировку прицепа массой до 54 тонн.
Седельный тягач ЯАЗ-210Д также с укороченной колесной базой и форсированным до 215 л.с. дизелем буксировал полуприцеп максимальной массой 30 тонн (нагрузка на ССУ составляла 12 тонн).
1951 год. В серийное производство запущен самосвал ЯАЗ-210Е грузоподъемностью 10 тонн – он стал самой массовой модификацией ярославского трехосника.
ЯАЗ-210Е обладал прочным 8-кубовым кузовом, что, при учете усиленной ходовой части, позволяло использовать ярославские самосвалы в карьерах на вывозе скальных пород и тяжелой глины, которая падала на платформу из ковша экскаватора одним большим слипшимся комом – обычные самосвалы не выдерживали такого удара!
1952 год. На базе ЯАЗ-210Е институт горного дела АН УССР построил самосвал-троллейвоз – он должен был перемещаться по карьеру и прилегающей территории как троллейбус, получая электричество от построенной по пути следования контактной электросети.
В 1955-1956 годах испытывали опытный ЯАЗ-218 с самосвальным кузовом боковой разгрузки – предполагалось применять его в составе самосвального автопоезда.
1956 год. В серию запущен трехосный автомобиль повышенной проходимости ЯАЗ-214 грузоподъемностью 7 тонн, созданный на основе ЯМЗ-210 по заказу военных: им нужен был мощный колесный тягач для буксировки по бездорожью артиллерийских систем большого калибра, а также монтажа оборудования понтонных парков и только появившихся тогда видов вооружения, в первую очередь ракетного.
ЯАЗ-214 получил форсированный со 165 до 205 л.с. дизель ЯАЗ-206Б, а также новые капот, кабину и заднюю подвеску с увеличенным ходом колес.
Усовершенствования, внедренные на ЯАЗ-214, в 1957 году перенесли и на дорожные автомобили. Грузовик, седельный тягач и самосвал после модернизации стали называться, соответственно, ЯАЗ-219 (на фото), ЯАЗ-221 и ЯАЗ-222.
Мощность дизеля ЯМЗ-206А, применяемого на модернизированных грузовиках, увеличили со 165 до 180 л.с. Обновленные ЯАЗы получили пневмоусилитель руля и пружинный сервопривод сцепления (на фото - ЯАЗ-221).
Последние трехосные ЯАЗы были сделаны в 1960 году. В 1958 году их производство начали выводить в Кременчуг, на будущий КрАЗ (на фото - ЯАЗ-222).
Сам завод уже 1958-м переименовали из автомобильного (ЯАЗ) в моторный (ЯМЗ): вскоре в его цехах развернули производство знаменитых V-образных двигателей семейств ЯМЗ-236 и ЯМЗ-238.
Константин Закурдаев
С нами уже 1039 профессионалов