view counter
Главная страница > Коммерческий транспорт > «Курс вырос, а цены на запчасти падают»: Андрей Мамаев из GTS Spare Parts о состоянии рынка запчастей

«Курс вырос, а цены на запчасти падают»: Андрей Мамаев из GTS Spare Parts о состоянии рынка запчастей

14.12.2023
1753
view counter

Почему цены на импортные запчасти падают даже на фоне новых сложностей рынка? Как не купить подделку? И есть ли у России перспективы в развитии собственного производства? Об этом и не только в своем интервью рассказал Андрей Мамаев, руководитель GTS Spare Parts, производителя и поставщика запчастей для грузовых машин.

– Андрей, расскажите, как обстоят дела с запчастями на рынке? Что есть, чего нет, в каком все состоянии?

Запчастей достаточно. Все привозят по параллельному импорту, проблема дефицита за последний год нивелировалась почти полностью. Вопрос в том, что именно привозят. Мы видим огромное количество подделок, непонятных брендов, серьезные проблемы с качеством. Более того – сами нарываемся на подделки, хотя у нас своя лаборатория и инженеры, которые 24/7 изучают запчасти. Как не купить подделку по цене оригинала? Где покупать? Какая цена сегодня – адекватна? Эти вопросы по-прежнему остаются актуальными.

– А откуда везут?

Откуда только не везут. Скажу больше – есть вероятность перенасыщения рынка товаром. Все пытаются найти лазейки, привезти что-то по параллельному импорту и заработать денег. Сегодня у отечественного рынка два ключевых поставщика запчастей – Турция и Китай. Кстати, Китай признан крупнейшим производителем запчастей мировых брендов и является глобальным поставщиком для всего рынка. Там производят аналоги, оригиналы, широко развито контрактное производство. Традиционно разворачивать производство на территории Китая было удобно и дешево – так продолжалось 20 лет, а потом Китай собрал свои мощности, развил их и начал производить товары вообще для всех. Так, на местных заводах наши запчасти производятся наряду с запчастями известных немецких брендов. Производство одно и то же. Параллельный импорт оттуда не слишком выгоден. 

Что до Турции – за последние 10 лет турки тоже построили огромный производственный хаб. Запчасти там как делают, так и отправляют по параллельному импорту.

– Андрей, а почему мы сами не можем производить то, чего так не хватает рынку?

У нашего производителя есть проблемы с ресурсами. Первая касается высокотехнологичной продукции. Более того – это проблема всего мира. Для разработки микросхем, чипов, других сложных запчастей у нас не хватает ресурсов – мы можем либо покупать такие запчасти, либо доделывать их на базе своего производства. В этом нет ничего удивительного – никто в мире не делает сложные запчасти от А до Я. По сути, в производстве одной высокотехнологичной разработки участвует пол-мира. Вторая проблема – наличие и качество бумаги, металла и другого сырья. У нас есть локальное производство, но по качеству оно сильно уступает зарубежному. Поэтому сегодня многие отечественные производители пользуются иностранными комплектующими. В первую очередь – китайскими. А все потому, что в Китае есть целый производственный город, где производят запчасти.

– Проблема большого количества подделок понятна. Как избежать такой покупки?

В области запчастей у потребителя сейчас три вопроса – где их покупать, где устанавливать и кто будет нести за это ответственность. Не забывайте, что проблемы могут быть и с оригиналом. К кому идти? К дистрибьютору? Как максимум, он заменит запчасть, а в остальных случаях скажет, что он обычный продавец и не несет ответственности.

Раньше мы сами обращались в представительства европейских брендов, какие-то вопросы решали через суд, защищая и доказывая права потребителей. И это работало! У каждого производителя есть ответственность. Например, наша ответственность перед потребителем сегодня застрахована на 100 млн рублей и мы планируем увеличить ее до миллиарда. С учетом того, что европейские бренды ушли с рынка, это задача со звездочкой. Моя рекомендация – покупать и устанавливать запчасти в хороших сервисных станциях. Они, как правило, смотрят на то, что они ставят и как именно, а также стараются выстроить доверительные отношения с клиентами грузового рынка. Что до запчастей – смотрите в сторону проверенных поставщиков, с которыми есть история долгих отношений, которые дорожат репутацией и продаются в нормальных сервисных станциях, где несут ответственность. Сейчас не то время, чтобы заниматься «гаражным» обслуживанием – езжайте в сервисы и перекладывайте на них ответственность, требуйте с них! Да, будет дороже. Мы переплачиваем за услугу, но обеспечиваем себе гарантии в будущем.

– По каким критериям тогда выбирать продавца?

Во-первых, надо изучать, что это за компания, как долго она существует и кто из крупных транспортных компаний с ней работает. Это важно, потому что крупные игроки, как правило, имеют свой внутренний сертифицированный орган, который проверяет продукцию на качество, проводит тесты и выдает разрешения на допуск запчастей. Обычно у таких компаний крупные автопарки от 1000 машин и высокое качество их обслуживания. Во-вторых, нужно обращать внимание на авторизованные, крупные, «не гаражные» сервисные станции, где ставят проверенные запчасти и, в том числе, имеют свои лаборатории – у нас, в частности, есть такие. В-третьих, обратите внимание на компании с местным представительством, которые не ушли из страны. Они делают упор на развитие бренда, до них легко достучаться и они несут ответственность перед потребителем.

– А что с ценами на запчасти?

В этом и заключается сюр рынка. Казалось бы, курс вырос, логистические цепочки стали сложнее, деньги – дороже, ставка ЦБ выросла. А цены на некоторые запчасти падают! За счет чего? Скорее всего, за счет того, что на рынок везут подделки. Европейские бренды просто не могут зайти на рынок по старой цене – с учетом всех перечисленных факторов, они без вариантов должны дорожать. Когда они становятся дешевле, стоит подумать, почему и за счет чего. 

– Как потребитель относится к такому снижению цен?

Понятно, что водители хотят покупать товар, к которому они привыкли, по старой цене. Местного производителя немного, привычное нечем заменить. 60% рынка – это отечественная техника, половина из которой старше 20 лет. Ее пользователи – частные лица и старые государственные предприятия. Частники хотят качественный товар, но первично будут смотреть на цену. Их проще всего убедить купить подделку, потому что сегодня деньги в стране дорожают каждый месяц. И, напротив, в компаниях, где используют свежую технику, стараются купить качественные запчасти – они знают, какие запчасти они уже использовали, какие можно заменить, а что стоит поискать. Дорогостоящих поломок все боятся. 

– Какими вы видите перспективы развития российского производства? 

Неоднозначными. Я бы хотел сказать, что санкции дадут нам толчок и мы будем обеспечивать себя сами, но нынешняя конъюнктура мирового производства говорит обратное – страны очень друг с другом связаны. Если раньше мы всё – от болтика до гайки – делали сами, то сегодня рынок очень разнообразный. Кто-то добывает металл, кто-то - нефть, кто-то все это перерабатывает… С точки зрения потребителя российский рынок прекрасен, потому что нас немало. С точки зрения авторынка – у нас большая территория для роста автопрома и производства. Перспективы в сегменте запчастей огромные, потому что автомобили продолжат стареть и будут нуждаться в обслуживании. 

– Может ли что-то помешать развитию?

Первое – длинные инвестиции. Это несколько лет долгих денег. Покажите мне того, кто готов здесь и сейчас вкладывать и инвестировать деньги в страну. Бизнес любит тишину, как говорят экономисты, а тишина нам сейчас только снится. На рынке царит высокая неопределенность, и вкладывать деньги опасно.

Второе – несовершенные законы. Рынок не защищен от параллельного импорта, который ничем не регулируется. Да, он решает вопрос дефицита, сдерживает инфляцию и рост цен, стимулирует потребительский спрос. Но, с другой стороны, убивает внутренний рынок. Поэтому сегодня производить что-то внутри страны дороже, чем в том же Китае. 

Третье – доступ к ресурсам. Где брать бумагу? А пластик? Микрочипы? Высокоточные механизмы? Это большой и долгий процесс, на который потребуется порядка 20-30 лет. Если мы хотим прогнозов, можем взглянуть на Иран. Кроме того, не стоит забывать, что мы – нефтедобывающая страна, которая продает энергоресурсы от нефти и газа до ядерной энергетики. Мы должны продавать, но и покупать тоже должны, чтобы был обмен деньгами! Чтобы получать оплату за свои ресурсы от других стран в национальных валютах, мы должны и тратить эту валюту, и наоборот. Понятно, что мы говорим про проблемы внутреннего производства и потребления, но есть и вечные международные вопросы, которые актуальны сегодня, завтра и всегда.

Резюмируя – в ближайшей перспективе вау-перемен не будет. Мы ожидаем постепенного развития.

 



x
Вход на сайт
x
Регистрация
x
Новостная рассылка

С нами уже 1039 профессионалов

Image CAPTCHA
Введите символы с картинки