Техцентр «Гранд Т» -  занимается поставками дорожно-строительной техники WEHEAVY
view counter
Главная страница > История > ЗИС-127. Из города в город

ЗИС-127. Из города в город

ЗИС-127 стал первым отечественным автобусом, который должен был решить проблему перевозки пассажиров автомобильным транспортом между различными городами страны.
14.09.2014
3004
view counter

Сразу оговоримся, что Завод имени Сталина оказался не единственным, перед кем в начале 1950-х была поставлена задача создать отечественный междугородный автобус в общемировом понимании данного термина. Одновременно разработкой аналогичной по назначению машины занимались во Львове – результатом этих усилий стало появление в 1956-1957 годах ЛАЗ-695. Но то была модель, во-первых, меньших габаритов, а во-вторых –универсального назначения, в конструкцию которой изначально заложили возможность создания модификаций для работы на междугородних, внутригородских и пригородных маршрутах. А вот созданный на ЗИСе автобус был не таков. Это была чисто междугородная машина, может быть, не столь технически продвинутая, как львовская, но значительно более крупная, более просторная и удобная для пассажиров – при схожем числе сидячих мест ее длина была больше на 1,2 м. Кроме того, львовский автобус пошел в серию в 1958 году, когда серийные ЗИС-127 уже два года вовсю колесили по дорогам страны.

Понятно, что в конструкции автобуса применили выпускаемые на ЗИСе узлы и агрегаты, хотя таковых оказалось не так уж и много: из крупных – усиленные передняя ось и задний мост, причем последний – еще и с иным передаточным отношением редуктора.

В ходе проектирования автобуса конструкторы ориентировались на американские образцы: в Северной Америке в то время междугородные перевозки пассажиров находились в стадии расцвета, и многие производители выпускали специально предназначенные для них модели. Задачу сделать автобус не хуже, чем у американцев, в общем и целом решить удалось. Как отмечалось в итоговых отчетах, по таким определяющим скоростные качества автобусов характеристикам, как удельная мощность и максимальный динамический фактор на прямой передаче, ЗИС-127 не уступал усредненным характеристикам наиболее распространенных заокеанских аналогов того времени.

Хотя, конечно, на первых образцах, в 1955 году проходивших опытную эксплуатацию на линиях Москва-Симферополь, Харьков-Симферополь и Харьков-Кисловодск, не обошлось без выявления ряда требующих устранения недочетов. В частности, оказалось необходимым повысить эффективность системы вентиляции, герметичность окон, долговечность тормозов и доступность точек смазки, поднять жесткость крыши и бортов кузова, а также улучшить охлаждение двигателя и КПП. Кроме того, возникли претензии к избыточному весу машины, но тут что-то поделать было сложно: у американских моделей шире применялись легкие сплавы и пластики, а также меньшие по размеру колеса и шины. Впрочем, все перечисленное не стало для разработчиков неожиданностью, ведь ЗИС-127 был первым по-настоящему междугородным отечественным автобусом, наш автопром никогда ничего подобного прежде не производил, поэтому даже серьезные недочеты у опытных образцов были вполне простительны. 

Хотя ЗИС-127 и не стал первым для завода бескапотным автобусом с задним расположением двигателя, он получил целый ряд значимых для своего времени технических решений.

Начнем с силового агрегата. В отличие от производимого на тот момент городского ЗИС-155 двигатель у ЗИС-127 был не бензиновым, а дизельным, более мощным, что не удивительно: масса междугородней машины получилась на три с лишним тонны выше. Выбранный для нее 6-цилиндровый двухтактный дизель ЯАЗ-206Д мощностью 180 л.с. выглядел не самым лучшим решением прежде всего из-за высокой шумности, но альтернативы ему на тот момент в стране попросту не существовало. В состав силового агрегата также входила 4-ступенчатая механическая коробка передач с синхронизаторами на 3 и 4 передачах. Нужно отметить, что на конце ее вторичного вала установили спиральную шестерню угловой передачи, с помощью которой крутящий момент через короткий карданный вал передавался на главную передачу ведущего моста.

Кузов ЗИС-127 выполнили цельнометаллическим несущим. Новым в рессорной подвеске автобуса стало крепление рессор к кузову – их концы зажали в резиновые подушки. Такое решение повысило мягкость хода и позволило уменьшить количество точек смазки. Раскачку при проезде через неровности гасили амортизаторы двухстороннего действия, а уверенно держать курс на высокой скорости позволил передний стабилизатор поперечной устойчивости. Серьезным новшеством стал раздельный пневмопривод тормозов передней и задней осей: нажимая на педаль, водитель приводил в действие два тормозных крана, каждый из которых получал сжатый воздух из собственного ресивера с обратным клапаном.

Интересно, что над лобовым стеклом установили мощную фару-прожектор, которая, чтобы не слепить водителей встречного транспорта, выключалась одновременно с переключением с дальнего света на ближний.

Испытания первых образцов ЗИС-127 показали, что обладая максимальной скоростью 100 км/ч средняя скорость автобусов во время рейса составила 67,7 км/ч, при движении по шоссе увеличиваясь в среднем до 74,35 км/ч. Причем, на 480-километровом участке Харьков-Киев она достигала 90,8 км/ч, что позволило снизить время поездки до восьми часов. Правда, на большинстве других дорог блеснуть своими скоростными качествами у автобуса не получалось. Как отмечалось после испытаний в итоговых документах, для вывода ЗИС-127 на регулярные маршруты следовало на всем их протяжении добиться устранения дорожных дефектов, поскольку они несут серьезную опасность скоростному автотранспорту (отчет писался в 1955 году, а кажется, будто вчера). Кроме того, опасность грозила со стороны гужевого транспорта, а сложность в обслуживании пассажиров наблюдалась из-за отсутствия в большинстве городов современных автостанций, которые следовало построить. Таким образом, выход на линии ЗИС-127 дал толчок совершенствованию дорожной сети и технологии пассажирских перевозок. Сожалеть можно лишь о том, что с переводом автобусного производства с ЗИЛа на ЛИАЗ последний начал делать только городские машины, тогда как выпуск междугородной модели по формальным причинам (ее габаритная ширина в 2680 мм превышала установленные требования) решили свернуть, полностью закрыв необходимость страны в больших туристических автобусах поставками венгерских «Икарусов». Всего с 1955 по 1959 год изготовили 851 автобус ЗИС-127.

Константин Закурдаев




x
Вход на сайт
x
Регистрация
x
Новостная рассылка

С нами уже 1040 профессионалов

Image CAPTCHA
Введите символы с картинки