Российский стройтехпром 2013. Год установившегося равновесия
Новости отрасли
Самое читаемое
Бульдозеры. Завершение крупных инфраструктурных проектов, а также уменьшение объемов дорожного строительства привели к значительному (почти на 19%) сокращению выпуска бульдозеров и инженерных машин: согласно данным ОАО «АСМ-Холдинг» их суммарное производство в стране не дотянуло даже до полутора тысяч! В лидерах по-прежнему ЧТЗ-Уралтрак, почти двукратно обошедший идущий следом чебоксарский «Промтрактор». У него, кстати, и падение меньше, чем у остальных ведущих отечественных производителей бульдозеров. Волгоградский тракторный завод, к примеру, сократил их изготовление на 18,8%, а чебоксарский «Промтрактор» – на четверть. Тем не менее, в наступившем году для российских производителей бульдозеров складывается более благоприятная ситуация: с одной стороны, в их арсенале появился ряд современных конкурентоспособных моделей, с другой – зарубежные аналоги из-за снижения курса рубля определенно будут дорожать.
Производство бульдозеров в стране сократилось, но под отечественными брендами начат выпуск новых современных моделей, которые должны помочь российским производителям успешнее конкурировать с импортерами.
Экскаваторы. Как и бульдозеры, по итогам минувшего года отечественные экскаваторы также оказались в минусе, но в сравнительно небольшом: снижение выпуска составило порядка десяти процентов. Причем минус образовался главным образом из-за спада на предприятиях, где собирают «иномарки» Komatsu и Caterpillar. По-прежнему лидирующий «Тверской экскаватор» (ТВЭКС) сокращения выпуска не допустил, как не допустили его ЭКСМАШ и КРАНЭКС – упомянутая тройка немного, но нарастила объемы производства. Самый значительный, почти что 65-процентный рост среди традиционных отечественных производителей, показал ДОНЭКС, единственный в стране делающий канатные экскаваторы – у него были крупные поставки в Белоруссию и Азербайджан. Тем не менее, доминирование отечественных производителей на домашнем рынке давно в прошлом. Так, лидеры по поставкам экскаваторов российским заказчикам Hitachi и Hyundai обошли ТВЭКС с более чем двукратным, а занявший третье место Doosan – с более чем полуторакратным отрывом!
Входящий в состав корпорации RM-Terex завод «Тверской экскаватор» сохранил лидерство среди отечественных производителей землеройной техники. Кстати, с начала этого года вся его продукция окрашивается в черно-белые цвета, соответствующие фирменной расцветке Terex.
И тем не менее, в России продолжают появляться новые производители землеройной техники. «Промтрактор», в 2012-м сделавший два опытных образца собственных экскаваторов, в минувшем году начал изготавливать их серийно, выпустив в количестве двух десятков. Но настоящий рывок продемонстрировал Калужский завод Ремпутьмаш – он приступил к выпуску французских экскаваторов Geismar на комбинированном ходу (с возможностью движения как по обычным дорогам, так и по железнодорожному полотну), произведя их за год в количестве 120 ед.
Фронтальные ковшовые погрузчики. Их производство в России увеличилось на 28%, но особых причин рукоплескать отечественному машиностроению нет. Основная заслуга в росте выпуска лежит на недавно созданном предприятии «Амкодор-Брянск», развернувшем в своих цехах сборку сразу нескольких моделей белорусских погрузчиков – в 2013 году их изготовили две сотни. Весомый вклад в общий результат внес и Краснокамский РМЗ, сделав более полутора сотен погрузчиков Frontlift, правда, навесных, монтируемых на универсальные колесные тракторы МТЗ и им подобные. Конечно, в России действует еще целый ряд производителей фронтальных погрузчиков, но, к сожалению, объемы их производства крайне незначительны – мало у кого из них по итогам 2013 года выпуск превысил полсотни экземпляров. Так что львиная доля фронтальных ковшовых погрузчиков, приобретаемых в нашей стране, приходится на модели зарубежного производства.
Автогрейдеры. Вполне возможно, что именно эти машины в будущем станут локомотивом для всей отрасли, производящей специальную строительную технику в стране: общая прибавка по итогам 2013 года – 16%. За данный период хорошо поработали предприятия, входящие в корпорацию RM-Terex: более чем на половину увеличил выпуск автогрейдеров «Брянский арсенал», и ЧСДМ, изготавливающий модели тяжелого класса, тоже оказался в плюсе. Уверенный рост показали российские заводы со сравнительно небольшим объемом производства такой техники: «Ирмаш», «Спецдормаш» и чебоксарский «Промтрактор». Сбавило обороты только ЗАО «Дормаш», но в наступившем году, с выводом на рынок двух новых моделей классов 100 и 250 на зарубежной агрегатной базе у него есть все шансы наверстать упущенное.
Хорошие перспективы для отечественных автогрейдеров видятся потому, что на «Брянском арсенале» корпорация RM-Terex уже начала изготавливать их не только под безликими буквенно-цифровыми индексами, но и под хорошо известной за рубежом маркой Terex, рассчитывая на экспорт буквально по всему миру – раньше в модельном ряду под названным брендом данного вида техники попросту не было. За счет экспорта через три года на «Брянском арсенале» планируют ежегодно изготавливать уже 1600 автогрейдеров!
Автокраны. Крановая техника, базирующаяся, прежде всего, на автомобильных шасси, всегда была сильной стороной российской индустрии по выпуску строительных машин. Прошедший год в этом плане не преподнес сюрпризов: рост производства автокранов составил без малого 6%, в результате чего итоговый результат превысил 5 тыс. ед. Впереди всех, преодолев двухтысячную отметку – ОАО «Автокран», под маркой «Ивановец» выпускающий преимущественно модели малой и средней грузоподъемности. На втором месте с результатом порядка 1,3 тыс. автокранов – Галичский крановый завод, который, кстати, продемонстрировал самый большой рост производства, составивший 22%. Почти на такой же процент увеличился выпуск автокранов под маркой «Ульяновец», а вот в Клинцах, Угличе и Челябинске их производство в 2013 году сократилось.
Наблюдая успехи отечественных краностроителей, беспокойство вызывает лишь один факт: успехи эти основаны главным образом на изготовлении моделей грузоподъемностью до 30 т. Косвенно это подтверждается снижением производства ЗАО «Газпром-кран», специализирующимся на тяжелых автомобильных кранах. Потому что в классе крановой техники большой грузоподъемности прочные позиции успели занять модели зарубежного, в том числе китайского производства (за последние несколько лет китайцы совершили в краностроении настоящий рывок!). Например, под марками XCMG и Zoomlion в 2013 году на территории нашей страны, согласно данным ЗАО «АСМ-Холдинг», было зарегистрировано в общей сложности 282 автомобиля, а это исключительно специализированные шасси с крановыми установками грузоподъемностью преимущественно от 30 т. Данное количество превышает выпуск автокранов тем же ЗАО «Газпромкран» почти двукратно!
Автобетоносмесители. Если до кризиса 2008 года в нашей стране автобетоносмесители вполне успешно делали несколько компаний, то теперь из них сколько-нибудь существенные объемы выпуска показывают только две: ЗАО «КОМЗ-Экспорт» и ОАО «Туймазинский завод автобетоновозов». Причем первый, несмотря на более гибкую политику относительно базовых шасси, согласно итогам 2013 года на несколько процентов сократил производство, уступив пальму первенства второму, изготовившему за указанный период более полутора тысяч автобетоносмесителей (по сравнению с 2012 годом прибавка в 63%).
В 2013 году Туймазинский завод автобетоновозов более чем наполовину увеличил выпуск автобетоносмесителей, уверенно выйдя в лидеры по их производству в стране. В феврале предприятие расширило выпускаемую линейку техники – заказчикам предложили 5-кубовый АБС 58145W на двухосном шасси КАМАЗ-53605.
Таким образом, обобщая все вышеизложенное, нельзя не обратить внимание, что выпуск основных видов строительной техники в 2013 году по каким-то позициям упал, по каким-то вырос, но в целом изменился не сильно. Получается, что российская отрасль по производству строительной техники, как специальной, так и на автомобильных шасси, наконец-то нашла долгожданную точку опоры, очистившись от тех ее видов, которые не способны конкурировать с технически продвинутыми западными и недорогими китайскими аналогами и, напротив, сохранив производство той техники, которая такую конкуренцию выдерживает.
Производство строительной техники в России по данным ОАО «АСМ-Холдинг»
|
2013 |
2012 |
2013/2012 % |
Бульдозеры всего |
1 379 |
1 698 |
81,2 |
Лидер: ЧТЗ-УРАЛТРАК |
745 |
834 |
89,3 |
Экскаваторы всего |
1760 |
1942 |
90,6 |
Лидер: Тверской экскаватор |
520 |
500 |
104,0 |
Фронтальные погрузчики всего |
861 |
672 |
128,1 |
Лидер: Амкодор-Брянск |
200 |
- |
- |
Автогрейдеры всего |
993 |
855 |
116,1 |
Лидер: Брянский арсенал |
534 |
351 |
152,1 |
Автокраны всего |
5063 |
4790 |
105,7 |
Лидер: Автокран («Ивановец») |
2022 |
1777 |
113,8 |
Автобетоносмесители всего |
2874 |
2356 |
122,0 |
Лидер: Туймазинский завод автобетоновозов |
1518 |
931 |
163,1 |
С нами уже 1039 профессионалов