Техцентр «Гранд Т» -  занимается поставками дорожно-строительной техники WEHEAVY
view counter
Главная страница > Статистика > Первое полугодие. Показатели идут вниз

Первое полугодие. Показатели идут вниз

Аналитическая и консалтинговая компания «АСМ-холдинг» подвела итоги производства и продажи автотехники в России за первое полугодие 2014 года. Результаты выглядят удручающе!
25.09.2014
2460

Итоги серьезной статистической работы компании «АСМ-холдинг» были изложены заместителем ее генерального директора Александром Ковригиным на состоявшемся 23 июля круглом столе. По его словам, статистическое сравнение в предоставленном отчете делалось с аналогичным периодом 2013 года, хотя это был далеко не самый лучший год для автомобильного бизнеса в России за последние пять лет. Кроме того, слово «производство» в названии данного отчета лучше было бы заменить словом «реализация», потому что основная масса собранной в нем статистики построена на учете количества зарегистрированной, а не произведенной в нашей стране автомобильной техники.

В ходе своего выступления Александр Ковригин высказал несколько тезисов, характеризующих современное состояние отечественной автомобильной промышленности и перспективы ее развития.

К сожалению, никто из западных производителей так и не пришел в Россию, чтобы делать здесь автотехнику для экспорта в другие страны (как это поначалу виделось кому-то в правительстве). Все они организовали сборочные заводы для того, чтобы поставлять собранные машины только на рынок нашей страны. Как результат, сейчас мы имеем в России лишь сборочное производство, а не полноценную автомобильную промышленность. Ведь автомобильная промышленность это, прежде всего, изготовление и разработка дорогостоящих и высокотехнологичных комплектующих, включая двигатели, подвески, радиаторы, генераторы, электронику, которые сейчас ввозятся из-за рубежа. При этом с учетом современного уровня цен и накладных расходов полностью производить автомобили в России из наших компонентов и из нашего металла оказывается дороже, чем в Европе. Более того, ситуация с промсборкой автомобилей может резко измениться после 2018 года, когда прекратится действие льгот для «отверточного» производства. Тогда иностранным компаниям, которые у нас делают и продают не более 30-50 тыс. легковых машин, станет попросту невыгодно здесь работать.

Сейчас в России работает 14 автопроизводителей, собирающих очень разрозненную номенклатуру автомобилей. По мнению Александра Ковригина, такое положение дел было ошибочным с самого начала: нужно было давать льготы, причем более существенные, только тем, кто производит и продает порядка 360 тыс. легковых машин в год. Тогда вместо 14 в России остались бы три-четыре иностранных бренда: Volkswagen, Hyundai, Renault, Ford… В 2005 году при рынке емкостью 2 млн. автомобилей производители все равно бы к нам пришли даже на таких условиях. Примерно также следовало бы поступить и с производителями грузовиков и легких коммерческих автомобилей, только контрольные цифры там были бы другими. Кроме того, поскольку локализацию сейчас учитывают в рублях, при грамотном подходе ее минимальным значением можно было сделать хоть 80%.

Теперь перейдем непосредственно к статистике.

Общий уровень продаж грузовых автомобилей в России за первое полугодие 2014 года составил 79% от аналогичного периода года минувшего. Из них выпуск отечественных моделей составил 80,6% к данным за шесть месяцев 2013 года, а иностранных – только 69%. При этом импорт грузовиков составил 89,2%, то есть их стали больше ввозить, чем собирать внутри страны.

Лидером рынка среди автомобилей массой более пяти тонн со значительным отрывом остается КАМАЗ (модели 65115, 43118, 6520 – абсолютные лидеры), на втором месте МАЗ. В первую пятерку вошли Scania, MAN и Volvo. Причем продажи Scania держатся примерно на уровне прошлого года (хотя абсолютные цифры этих продаж сложно назвать высокими), а по некоторым моделям названная компания существенно увеличила реализацию. Интересно, что продажи китайских грузовиков тоже упали.

Для первого полугодия оказалось характерно постепенное снижение спроса не только на грузовики в целом, но и на их самые ходовые модели. В марте-апреле наметился было перелом, однако негативная внешнеполитическая обстановка стала влиять на все экономические показатели, в том числе и на реализацию автомобилей коммерческого назначения. Спрос на большинство моделей оказался ниже прошлогодних показателей. Исключение – те, что недавно появились на рынке. Наиболее стабильным остается спрос на среднетоннажные грузовики, тогда как заметное падение продаж затронуло тяжелые седельные тягачи Volvo, DAF и MAN. Отчасти это связано с выходом аналогов КАМАЗа и МАЗа, которые при сопоставимых характеристиках заметно дешевле. Так, КАМАЗ, создав новое поколение кабин и двигатель стандарта Евро-5, предложил заказчикам современный магистральный седельный тягач КАМАЗ-5490, открывший ему дорогу к существенному увеличению доли на российском рынке магистральников, пока почти полностью контролируемом иностранными брендами.

Теперь – об автобусах. Их продажи в России за первое полугодие составили 72% от результатов в первом полугодии 2013 года (для автобусов особо малого класса – 76,1%). Причем продажи отечественных автобусов по сравнению с прошлым годом достигли только 64,6%, а иностранных – 97%. При этом сильно упал импорт автобусов – до 76,1%, значит, увеличилась доля иностранных моделей, изготовленных внутри страны.

Экспорт автомобильной техники из России, и без того находящийся на очень низком уровне (менее 4000 грузовиков за полгода), сократился еще больше и составил 82% грузовых автомобилей и 48,6% автобусов по отношению к первому полугодию прошлого года.

В завершение – несколько цифр, касающихся выпуска тракторов и сельхозмашин.

Производство тракторов всех видов за первое полугодие не превысило 82% от уровня первых шести месяцев 2013 года при крайне низком значении абсолютных цифр реализации (сейчас в России за год суммарно выпускается около 9000 тракторов – столько, сколько в лучшие советские годы производилось за день). Причем, наиболее катастрофическое падение затронуло промышленные тракторы: их продажи сократились до отметки в 59,7% или всего до 647 ед.

В связи со всем вышесказанным «АСМ-холдинг» счел необходимым уточнить оценку развития внутрироссийского производства до конца текущего года. По его прогнозу падение годовых результатов может составить в сегменте грузовиков 9,6%, в сегменте легких коммерческих автомобилей 8,6% и в сегменте автобусов 11,5%. Таким образом, общее падение спроса на автомобильную технику, а за ним – падение производства и продаж, продолжается. Плохо, что ничего не предвещает улучшения ситуации, но еще хуже, что никто ничего не делает, чтобы ее изменить.




x
Вход на сайт
x
Регистрация
x
Новостная рассылка

С нами уже 1040 профессионалов

Image CAPTCHA
Введите символы с картинки