Главная страница > Репортаж > «ШМЕЛЬ»: три колеса, два сиденья и одна тонна груза

«ШМЕЛЬ»: три колеса, два сиденья и одна тонна груза

В Санкт-Петербурге состоялась премьера «Шмеля» – на сегодняшний день самого компактного и самого дешевого отечественного малотоннажника.
12.03.2018
1488
Премия "Мировые Автомобильные Компоненты" - 2018
view counter

Помните, был такой грузовой мотороллер «Муравей»? Его выпускали в Туле с начала шестидесятых до середины девяностых. С той поры ничего подобного в нашей стране так и не появилось. А зря: трехколесная схема, упрощенная конструкция и мотоциклетный мотор – залог невысокой стоимости и низких эксплуатационных расходов!

Трицикл, трехколесник, Муравей, мотороллер Муравей, Шмель, мотороллер Шмель, ЗАКТ, альтернативная коммерческая техника, трехколесный груовик, трехколесный мотороллер, мотороллер, грузовой мотороллер

В сегодняшних экономических условиях достоинства «Муравья» вновь оказались актуальны. Не удивительно, что уже подзабытое у нас транспортное средство решили возродить: в Санкт-Петербурге компания «Альтернативная коммерческая техника» провела презентацию опытного образца грузового трицикла, то есть трехколесника. Машину назвали «Шмель».

Трицикл, трехколесник, Муравей, мотороллер Муравей, Шмель, мотороллер Шмель, ЗАКТ, альтернативная коммерческая техника, трехколесный груовик, трехколесный мотороллер, мотороллер, грузовой мотороллер

Идея проекта – дать потребителю максимально простой, дешевый, компактный и неприхотливый грузовичок легкого класса. Таким «Шмель» и вышел.

Как и его давний предшественник «Муравей», это тоже трехколесный мотороллер, но уже с возможностью круглогодичного использования. Потому что у него появилась полностью закрытая, отапливаемая кабина, причем рассчитанная не на одного, а на двух человек!

Трицикл, трехколесник, Муравей, мотороллер Муравей, Шмель, мотороллер Шмель, ЗАКТ, альтернативная коммерческая техника, трехколесный груовик, трехколесный мотороллер, мотороллер, грузовой мотороллер

Под кабиной – мотоциклетный мотор с теми же, что и когда-то у «Муравья», двумястами кубиками рабочего объема. Но мощность заметно выше, что вполне оправданно: главным образом за счет установки кабины снаряженная масса «Шмеля» достигла 430 кг, да и везет он тонну груза, то есть почти в три раза больше!  

Изготавливать трицикл планируют на заводе в Саранске, где будут сваривать раму и каркас кабины, а также выполнять финальную сборку.

Трицикл, трехколесник, Муравей, мотороллер Муравей, Шмель, мотороллер Шмель, ЗАКТ, альтернативная коммерческая техника, трехколесный груовик, трехколесный мотороллер, мотороллер, грузовой мотороллер

Хотя прообразом «Шмеля» стали многочисленные китайские аналоги, его удалось достаточно серьезно локализовать. В перечне отечественных комплектующих – задний мост от вазовской классики, его рессорная подвеска, колеса с шинами, карданный вал, радиатор, стекла, отопитель, тормозные механизмы и вся электрика, включая фары. Внешние стеклопластиковые детали кабины и пластиковое торпедо изготавливает расположенный под Нижним Новгородом специализированный завод.

Трицикл, трехколесник, Муравей, мотороллер Муравей, Шмель, мотороллер Шмель, ЗАКТ, альтернативная коммерческая техника, трехколесный груовик, трехколесный мотороллер, мотороллер, грузовой мотороллер

А вот силовая линия – китайская. Одноцилиндровый двигатель с водяным охлаждением мощностью 17 л.с. и интегрированная с ним коробка передач несут марку LIFAN, что не удивительно: подходящего отечественного силового агрегата нет, а в Китае их еще недавно изготавливали сотнями тысяч. Также китайцы поставляют педальный узел, рулевое управление (шестерня-рейка) и переднюю подвеску (пружины плюс амортизаторы) с колесной вилкой – эти агрегаты также используются на китайских аналогах.

Трицикл, трехколесник, Муравей, мотороллер Муравей, Шмель, мотороллер Шмель, ЗАКТ, альтернативная коммерческая техника, трехколесный груовик, трехколесный мотороллер, мотороллер, грузовой мотороллер

Проект по созданию «Шмеля» начался около двух лет назад. Над его разработкой трудилась группа конструкторов, а испытания опытных образцов, которых к настоящему времени построено более десятка, проводились на автополигоне в Дмитрове. Интересно, что разработчики по собственной инициативе испытывали каркас кабины на безопасность, из тех же соображений применив автомобильные травмобезопасные стекла и поясные ремни безопасности на сиденьях. Ведь  «Шмель» – не автомобиль, а трицикл, он подпадает под категорию L5, для которой, как утверждают разработчики, на законодательном уровне вообще нет каких-то требований по безопасности. Как, кстати, нет ограничений по массе и по скорости: чисто теоретически и грузоподъемность, и скорость у трициклов могут быть любыми. Не случайно в Китае еще недавно можно было увидеть трициклы-самосвалы размером со среднетоннажный грузовик!

Трицикл, трехколесник, Муравей, мотороллер Муравей, Шмель, мотороллер Шмель, ЗАКТ, альтернативная коммерческая техника, трехколесный груовик, трехколесный мотороллер, мотороллер, грузовой мотороллер

Что касается максимальной скорости, то передаточные отношения трансмиссии у «Шмеля» подобраны таким образом, чтобы она не превышала 65 км/ч. Я же, в первых числах марта оказавшись за рулем «Шмеля», не решился разогнаться свыше сорока! Еще бы: на дворе – самое начало марта, под колесами – укатанный снег, снежная каша и лед. А шины на опытном экземпляре – с летним протектором. Поэтому и апробация происходила на закрытой территории возле одного из питерских торговых центров.  

Трицикл, трехколесник, Муравей, мотороллер Муравей, Шмель, мотороллер Шмель, ЗАКТ, альтернативная коммерческая техника, трехколесный груовик, трехколесный мотороллер, мотороллер, грузовой мотороллер

Управлять «Шмелем» не сложнее, чем обычным автомобилем на «механике», но, все же, к трициклу нужно приноровиться.

Во-первых, не регулируются ни руль, ни сиденье –  сидишь прямо, словно за столом.

Во-вторых, из-за снега и льда на дороге отзывчивость на поворот руля ниже, чем у привычной всем нам четырехколесной машины. Потому что управляемых колес не два, а одно, а значит, в сравнении с автомобилем площадь сцепления с поверхностью дороги меньше в два раза!

Трицикл, трехколесник, Муравей, мотороллер Муравей, Шмель, мотороллер Шмель, ЗАКТ, альтернативная коммерческая техника, трехколесный груовик, трехколесный мотороллер, мотороллер, грузовой мотороллер

В-третьих, немного необычно управление трансмиссией: здесь два расположенных один за другим рычага. Впереди – рычаг реверса, которым выбираешь направление движения, а за ним – рычаг, толкая который вперед или назад переключаешь коробку на более высокую или более низкую ступень. Не скажу, что это неудобно. Скорее, даже наоборот: здесь не требуется с хрустом и скрежетом попадать в нужную передачу, как у традиционных механических КПП многих бюджетных грузовичков. Единственное, во время движения я поначалу все время ошибочно хватался за рычаг реверса, поскольку именно он находится точно под рукой. Переставить бы его куда-нибудь в сторону…

Трицикл, трехколесник, Муравей, мотороллер Муравей, Шмель, мотороллер Шмель, ЗАКТ, альтернативная коммерческая техника, трехколесный груовик, трехколесный мотороллер, мотороллер, грузовой мотороллер

Здорово помогает, что на приборной панели отображается номер включенной передачи – их, кстати, пять вперед и пять назад. Проще будет, когда «Шмель» обзаведется вариатором – сейчас прорабатывается и такой вариант. При должном качестве исполнения данного агрегата для города это будет идеальное решение. Если, конечно, подобный шаг не задерет цену.

Трицикл, трехколесник, Муравей, мотороллер Муравей, Шмель, мотороллер Шмель, ЗАКТ, альтернативная коммерческая техника, трехколесный груовик, трехколесный мотороллер, мотороллер, грузовой мотороллер

Сейчас стоимость «Шмеля» весьма умеренна: за модификацию с бортовой платформой размером два на полтора просят 250 тыс. руб., а за модификацию с 4-кубовым фургоном – на 50 тыс. больше. При озвученном ценнике на заводе в Саранске вполне реально делать планируемую сотню грузовых мотороллеров в месяц: спрос будет наверняка!

Трицикл, трехколесник, Муравей, мотороллер Муравей, Шмель, мотороллер Шмель, ЗАКТ, альтернативная коммерческая техника, трехколесный груовик, трехколесный мотороллер, мотороллер, грузовой мотороллер

Если, конечно, продолжить совершенствование конструкции. Понятно, что пока «Шмель» – еще опытный образец. А у опытного образца, как правило, есть «детские болезни». Например, желая сделать максимальной площадь бортовой платформы ее слишком близко придвинули к кабине, из-за чего не открываются передние замки боковых бортов. Сиденья пусть остаются нерегулируемыми, а вот рулевую колонку хорошо бы сделать с изменяемым углом наклона. Кроме того, кнопки подачи звукового сигнала находятся чуть ли не на ободе руля – перехватывая его при вращении я то и дело непроизвольно задевал их, оглашая округу сигналом.

Трицикл, трехколесник, Муравей, мотороллер Муравей, Шмель, мотороллер Шмель, ЗАКТ, альтернативная коммерческая техника, трехколесный груовик, трехколесный мотороллер, мотороллер, грузовой мотороллер

Более существенный минус: к двигателю сейчас  можно подобраться только снизу или отвинтив и сняв платформу. Значит, в кабине следует предусмотреть значительный по площади люк. И такой люк будет – это уже решено. Как решено в ближайшей перспективе вывести на рынок модификацию с двухступенчатым понижающим редуктором и модификацию с самоблокирующимся межколесным дифференциалом – тогда «Шмель» найдет применение и в сельской местности.

Трицикл, трехколесник, Муравей, мотороллер Муравей, Шмель, мотороллер Шмель, ЗАКТ, альтернативная коммерческая техника, трехколесный груовик, трехколесный мотороллер, мотороллер, грузовой мотороллер

Также ожидаются модификация трицикла с кузовом-самосвалом и несколько модификаций с кузовами коммунального назначения для применения в ЖКХ. Есть мысли сделать электрическую версию для применения на закрытых территориях.

Трицикл, трехколесник, Муравей, мотороллер Муравей, Шмель, мотороллер Шмель, ЗАКТ, альтернативная коммерческая техника, трехколесный груовик, трехколесный мотороллер, мотороллер, грузовой мотороллер

Впрочем, даже без всего запланированного уже можно сказать, что в России родился новый тип транспортного средства для коммерческих перевозок. Суждено ли ему оказаться успешным? Думаю, с учетом все более плотной застройки и все большей тесноты на улицах городов, а также из-за роста стоимости классических малотоннажников у «Шмеля» есть очень неплохая перспектива!

Трицикл, трехколесник, Муравей, мотороллер Муравей, Шмель, мотороллер Шмель, ЗАКТ, альтернативная коммерческая техника, трехколесный груовик, трехколесный мотороллер, мотороллер, грузовой мотороллер

При должном уровне качества и сервисной поддержки, а это прежде всего касается запчастей к силовому агрегату, для весьма значительной части перевозчиков «Шмель» вполне способен стать реальной альтернативой легким грузовичкам. Если, конечно, разработчикам удастся удержать цену.

Константин Закурдаев

Трицикл, трехколесник, Муравей, мотороллер Муравей, Шмель, мотороллер Шмель, ЗАКТ, альтернативная коммерческая техника, трехколесный груовик, трехколесный мотороллер, мотороллер, грузовой мотороллер




x
Вход на сайт
x
Регистрация
Информация об учетной записи
Существующий адрес электронной почты. Все почтовые сообщения с сайта будут отсылаться на этот адрес. Адрес электронной почты не будет публиковаться и будет использован только по вашему желанию: для восстановления пароля или для получения новостей и уведомлений по электронной почте.
User Roles
Юридическая информация
CAPTCHA
This question is for testing whether you are a human visitor and to prevent automated spam submissions.
Image CAPTCHA
Введите символы с картинки
x
Новостная рассылка

С нами уже 929 профессионалов

CAPTCHA
This question is for testing whether you are a human visitor and to prevent automated spam submissions.
Image CAPTCHA
Введите символы с картинки