«Группа ГАЗ». Сделанное и запланированное
Новости отрасли
Самое читаемое
Какие наиболее важные результаты достигнуты «Группой ГАЗ» в 2017 году и какие проекты компания реализует в 2018-м? Об этом наше издание попросило рассказать президента «Группы ГАЗ» Вадима Сорокина.
– Вадим Николаевич, уже не раз говорилось, что одна из основных задач, стоящих перед «Группой ГАЗ», – развитие экспорта. Есть ли успехи?
– Почему для нас крайне важен экспорт? Дело в том, что на внутреннем рынке доля «Группы ГАЗ» на данный момент очень высока. Так, в сегменте бортовых малотоннажников мы занимаем 74%, в сегменте средних грузовиков с появлением «Газона NEXT» наше присутствие выросло с 47 до 71%. В сегменте тяжелых полноприводных грузовиков за «Уралом» около 35%. Автобусный дивизион «Группы ГАЗ» занимает порядка двух третей сегмента больших городских автобусов и, благодаря ПАЗу, почти 100% сегмента автобусов малого класса. Это при том, что у любого нашего конкурента в любой стране мира рыночная доля редко превышает 20–25%. Другими словами, в нынешних условиях «Группа ГАЗ» не может сколько-нибудь значительно увеличить производство, делая ставку на дальнейшее наращивание и без того предельно высокой доли внутри страны. Единственная возможность для этого – расширение экспорта. И здесь мы за сравнительно небольшой период времени сумели добиться значительных результатов.
Если пять лет назад «Группа ГАЗ» экспортировала свою продукцию в 27 стран, то сегодня – в 51 страну. Из них выбраны 15 наиболее приоритетных, в которых видны наибольшие перспективы для экспорта. И это не Европа, вхождение на сверхконкурентный рынок которой требует огромных инвестиций и вряд ли даст сколько-нибудь существенную отдачу. Для «Группы ГАЗ» экспортные направления – прежде всего страны Африки и Средней Азии. Именно поэтому в наших конструкторских работах приоритет отдан созданию модификаций автотехники нового поколения с правым рулем, автомобилей для эксплуатации в жарком климате и в высокогорной местности. Причем разработка праворульных автомобилей началась с «Урал NEXT», потому что уже есть несколько традиционных потребителей, которые приобретали такие грузовики прежнего поколения. Естественно, «Газель NEXT» и «Газон NEXT» очень скоро тоже получат модификации с правым расположением руля – у них одинаковый с «Урал NEXT» кабинный модуль, а значит, перенести на наши малотоннажные и среднетоннажные грузовые автомобили те же доработки рулевого управления, педального узла и приборной панели не составит особых технических сложностей.
Добавлю, что для повышения эффективности продвижения наших автомобилей и автобусов за рубеж в рамках «Группы ГАЗ» создана единая структура GAZ International.
– И все же, оставляет ли внутренний рынок какие-то резервы для наращивания производства?
– Оставляет, и мы эти резервы используем. Например, в сегменте цельнометаллических фургонов, где с появлением «Газели NEXT» наша доля начала активно расти. К настоящему времени она составляет 35%, но есть реальная возможность довести ее до 55%. То же самое касается и рынка микроавтобусов.
Еще одно направление роста – сегмент больших туристических автобусов. Сравнительно недавно наша доля в нем составляла всего несколько процентов. Ситуацию переломил олимпийский заказ 2014 года, когда Голицынский автобусный завод изготовил для Сочи свыше 700 лайнеров «Круиз» и «Вояж». Потребители сумели их по достоинству оценить: в первый год после Олимпиады доля туристических машин «Группы ГАЗ» в рассматриваемом сегменте увеличилась до 26%, потом – до 40%, а к настоящему времени – до 56%!
– Чтобы удержать лидерство на внутреннем рынке и завоевывать рынки других стран, от техники требуется высокое качество, которое всегда было ахиллесовой пятой отечественного автопрома. Как с этим обстоит дело сейчас?
– Не буду говорить за весь автопром, но что касается качества производства на предприятиях «Группы ГАЗ», то здесь мы давно идем в ногу с зарубежными конкурентами. Совершенствование качества – каждодневный непрекращающийся процесс. И это не голословное утверждение: каждый рабочий день в 15.00 все 280 сервисных центров наших дилеров высылают отчет о том, какие ими произведены ремонты в течение последних суток, с какими неисправностями обращались к ним потребители. И каждый рабочий день в 17.00 эта информация уже в систематизированном виде доводится до ответственных лиц, включая меня. Какие-то дефекты носят остаточный характер, то есть меры по устранению их причин уже приняты. Остальные тщательно анализируются, причем из полученных данных мы знаем средний пробег, при котором рассматриваемые дефекты появляются, частоту их возникновения и прочую информацию, помогающую наиболее точно определить причину. Причем повышенное внимание акцентируется не только на систематически встречающихся дефектах, но и на еще двух их типах. Первый – это так называемые имиджевые дефекты, то есть те, которые возникают на первых двух тысячах километров и, естественно, вызывают досаду у потребителя, если это неисправность на новой машине. Второй тип – тоже редкие дефекты, но напрямую влияющие на выполнение автомобилем его работы. Потому что эти дефекты заставляют владельца грузовика или автобуса нести потери не только из-за необходимости ремонта, но и из-за срыва уже осуществляемой перевозки. Такие проблемы мы тоже тщательно отслеживаем и решаем.
– Какие проекты, реализованные в 2017 году, принесут ощутимый эффект в ближайшей перспективе?
– Прежде всего отмечу две новинки. Это «Газель NEXT» с увеличенной до 4,6 т полной массой, а также «Газон NEXT», полную массу которого мы подняли с 8,7 до 10 т. Обе названные здесь новинки идут в производство с декабря 2017 года.
Первый из упомянутых автомобилей получил новый задний мост, дисковые тормоза и чуть позже получит систему ESP, а также расширенную бортовую платформу. В дальнейшем на базе этого шасси мы создадим цельнометаллический фургон, полезный объем которого вырастет с 13,5 до 15,5 м3, а количество мест в автобусе на его базе – до 20–21. Использование на том же шасси пневмоподвески открыло возможность создать каркасный микроавтобус с низким уровнем входа, соответствующий требованиям программы «Доступная среда».
Интересна история появления 10-тонного «Газона NEXT». Вначале родилась идея сделать на шасси «Газона NEXT» полной массой 8,7 тонн современный автобус малого класса, преемника ПАЗ-3205. Так появился «Вектор NEXT». В его конструкции, чтобы довести до современных требований уровень комфорта, применили заднюю пневмоподвеску. А затем уже на автобусное шасси с этой пневмоподвеской, более энергоемкой по сравнению с рессорной, установили кабину и крылья от «Газона NEXT» – так родился среднетоннажник увеличенной грузоподъемности. Следующий шаг – 12-тонная модификация грузовика, который, как и 10-тонник станет прямым аналогом ушедшего в историю ЗИЛа. У него будет новая рессорная подвеска и новая, более прочная рама из прямых лонжеронов, что потребовало полностью перепроектировать кронштейны крепления двигателя и коробки передач. Появление «Газона NEXT» в более грузоподъемных вариантах важно еще и по той причине, что с введением системы «Платон» эти грузовики стали использовать не только как сельские, но и как магистральные, что стало для нас неожиданностью. Не скрою – неожиданностью приятной.
– Появление новых грузовиков с увеличенными весовыми характеристиками наверняка потребует и применения новых силовых агрегатов.
– Верно, мы активно работаем над новыми двигателями и над новыми коробками передач.
Прежде всего, в настоящее время ведется адаптация для «Газели NEXT» дизельных двигателей Volkswagen: моно- и битурбо. Первым осваивается двигатель в исполнении моно-турбо, применяющийся на автомобилях более массового сегмента полной массой до 3,5 тонн. На 4,6-тонную модификацию планируется ставить двигатель Volkswagen битурбо. Оба они пойдут в паре с 6-ступенчатой коробкой передач, рассчитанной на крутящий момент до 460 Нм. Опытные образцы 6-ступенчатой КПП успешно прошли испытания, и в настоящее время идет технологическая подготовка производства с тем, чтобы начать выпуск во втором полугодии 2018 года. Напомню, что в настоящее время для всех малотоннажников семейства используется появившаяся сравнительно недавно 5-ступенчатая коробка передач с максимальным крутящим моментом до 330 Нм. Как только будет готово производство 6-ступенчатых КПП, «Газель NEXT» с дизелем Volkswagen сразу же пойдет в серийное производство. Мы рассчитываем, что это произойдет в конце 2018 года.
Что касается 10-тонного «Газона NEXT», то он будет оснащаться уже применяемым на ряде моделей «Группы ГАЗ» дизелем ЯМЗ-534 с мощностью, увеличенной до 170 л.с. Новое здесь – возможность комплектации автоматической гидромеханической 6-диапазонной коробкой передач, разработка которой активно ведется «Группой ГАЗ» в настоящее время. Эту же коробку получат и автобусы Павловского автобусного завода, в частности «Вектор NEXT», для которых особенно важно обеспечение непрерывной передачи крутящего момента (сейчас для них применяется аналогичная АКПП Allison), а также выпускаемая в Заволжье гусеничная техника. Должен сказать, что задача разработать и освоить в производстве отечественную ГМП оказалась очень сложной. И, тем не менее, мы справились – в 2018 году эта коробка будет устанавливаться на серийную технику.
Не могу не сказать и о планируемой модернизации бензинового двигателя Evotech производства Ульяновского моторного завода, который мы устанавливаем на всю линейку малотоннажников. Главное нововведение в его конструкции – отказ от алюминиевого блока цилиндров в пользу чугунного, без гильз, что позволит увеличить рабочий объем с нынешних 2,7 до 3,1 л – это важно, в частности, с точки зрения последующей газификации. Опытные автомобили с первыми модернизированными Evotech под капотом уже можно встретить на улицах Нижнего Новгорода.
– Продолжается ли совершенствование по-прежнему остающегося популярным семейства малотоннажников «Газель Бизнес»? Или они уже доживают свой век?
– От «Газели Бизнес» мы не собираемся отказываться и будем продолжать выпускать этот автомобиль еще как минимум несколько лет. Он представлен в иной, более бюджетной ценовой категории, чем «Газель NEXT», и поэтому сохраняет свой особый круг покупателей. Не удивительно, что модернизация «Газели Бизнес», как и модернизация унифицированного с ней «Соболя», продолжается. Вот только один пример. Помните, у «Газелей» предыдущего поколения быстро ржавела бортовая платформа? Теперь мы перешли к применению при ее производстве катаных бортов, что вместе с использованием катафореза и отказом от дуговой сварки в пользу точечной позволило поднять уровень коррозионной стойкости платформы до уровня коррозионной стойкости шасси. А у всех выпускаемых ГАЗом автомобилей, напомню, гарантия от сквозной коррозии составляет восемь лет.
Еще один важный момент: «Газель Бизнес» и «Соболь Бизнес» обзавелись новой приборной панелью. Мы применили менее дорогие материалы, зато сделали ее более прочной, удобной и функциональной. При этом комбинация приборов в значительной степени унифицирована с «Газелью NEXT», количество показываемых ею параметров значительно возросло. Расширяется и линейка модификаций. С этого года в нее вошли полноприводные исполнения «Соболей» как с однорядной, так и с двухрядной кабинами. Добавлю, что эти автомобили, как и полноприводная «Газель Бизнес», скоро получат модернизированную раздаточную коробку с электронным управлением – она уже прошла все необходимые испытания. Кстати, что касается полноприводной модификации «Газели NEXT», то она тоже планируется, но это задача на 2019–2020 годы.
– В последнее время можно услышать о возможности выпуска на ГАЗе так называемых «каблучков». Слухи имеют под собой почву?
– В настоящее время перед «Группой ГАЗ» стоят более насущные задачи. Для значительного увеличения экспортных поставок, для наращивания доли на российском рынке за счет заполнения его пока еще не освоенных ниш от нас в первую очередь требуется максимально расширить линейку уже запущенных в серийное производство автомобилей. Именно на это брошены основные ресурсы. Кстати, по названной причине мы отсрочили выход на рынок 12-тонного «Газона NEXT», «Соболя NEXT» и «Садко NEXT». Впрочем, эти три перспективные машины мы пусть с некоторой задержкой, но все же доведем до серийного производства, эти планы остаются в силе.
– Каковы перспективы разработанной «Группой ГАЗ» такой инновационной автотехники, как электробусы и роботизированные автомобили?
– Как известно, наш электробус прошел успешную обкатку в Москве, правительство которой в обозримой перспективе собирается в принципе отказаться от применения на общественном транспорте двигателей внутреннего сгорания. Я согласен: за электрическим приводом будущее, не случайно им сегодня занимаются все крупнейшие производители автобусной техники. И логично, что Москва, развивая транспортную систему, внедряет самые передовые технологии, существующие в мировом автопроме.
Но с точки зрения стратегии развития всей российской автомобильной отрасли, которая сегодня разрабатывается в правительстве, по моему мнению, нужно более взвешенно относиться к перспективам массовой электрификации транспорта применительно к нашей стране, особенно в северных регионах. Хотя бы потому, что при температуре ниже –20 оС примерно 80% заряда аккумуляторных батарей уходит на обогрев лобового стекла, зеркал заднего вида и водительского сиденья. Обогреть же при такой внешней температуре пассажирский салон вообще не хватит никаких аккумуляторов. Для нашей страны наиболее оптимальный путь развития – это газомоторный транспорт, с учетом того, что дешевые газовые ресурсы – это естественное конкурентное преимущество России.
И, тем не менее, совершенствованием электрического привода мы успешно занимаемся, и это становится основой для развития и других инновационных проектов. Таких, как транспортные средства с автоматизированным управлением. На сегодняшний день на нашем полигоне создан специальный участок для их испытаний, установлены светофоры, пассажирские переходы и другие дорожные знаки. Думаю, работа над интеллектуальными автомобильными платформами принесет свои первые реальные плоды довольно быстро. Потому что у наших заказчиков есть вполне реальный интерес к системам, создаваемым для этих интеллектуальных платформ. Таким, которые, к примеру, позволяют отслеживать перемещение автотехники и дают оценку, насколько грамотно водитель ею управляет. Выпускаемые «Группой ГАЗ» автомобили такие системы получат уже в самом ближайшем будущем.
Константин Закурдаев
С нами уже 1039 профессионалов