«Бульдожья» хватка «Автокрана»
Новости отрасли
Самое читаемое
Юридический вопрос
Причины, из-за которых расположенное в городе Иваново ОАО «Автокран» начало разработку новой серии кранов на автомобильных шасси, находятся совершенно в иной плоскости, чем прежде. Раньше основными критериями служили улучшение грузовысотных характеристик, повышение удобства работы крановщика, снижение эксплуатационных и иных затрат. Но, пожалуй, впервые проектирование велось с главной задачей вписаться по весовым параметрам в жесткие нормативы, ограничивающие применение автотехники на дорогах общего пользования.
У непосвященных наверняка возникнет недоумение, какое отношение юридические вопросы имеют к конструкции автомобильных кранов? Дело в том, что их игнорирование чревато крупными убытками: в нынешнее время небольшие предприятия могут вообще потерять бизнес в строительной отрасли, если приобретут автокран, не отвечающий требованиям действующих документов.
Один из таких документов – Правила перевозок грузов автомобильным транспортом. Казалось бы, автокран не осуществляет перевозки грузов, но обзор судебной практики свидетельствует: штрафы водителям и владельцам автокранов приходится платить. И не малые: 400 тыс. руб. – минимальная ставка!
На заводе в Иваново сегодня действует современный цех по производству стрел овоидного профиля
Дело в том, что введенные в действие документы переводят почти все автомобильные краны, эксплуатируемые в стране, в класс тяжеловесных грузов, для перевозки которых, согласно федеральному закону от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ, необходимо получить специальное разрешение (часть 1 статьи 29).
В Правилах перевозок грузов автомобильным транспортом тяжеловесный груз определен как груз, масса которого с учетом массы транспортного средства превышает предельно допустимые массы транспортных средств (согласно приложению № 1) или предельно допустимые осевые нагрузки транспортных средств (согласно приложению № 2). Напомним, что для двухосных, трехосных и четырехосных автомобилей предельно допустимая масса составляет, соответственно, 18, 25 и 32 т, а предельно допустимые нагрузки на оси в зависимости от расстояния между ними и класса автодорог – от 8 до 11,5 т. При этом, в большинстве случаев, предельное значение для нагрузки на одиночную ось составляет 10 т.
Таким образом, под автокраны подведена юридическая база: если их полная масса или нагрузки на оси превышают предельно допустимые значения, значит, они являются транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов. И в зависимости от такого превышения владелец автокрана должен оплачивать его перемещения по дорогам общего пользования (по утвержденным тарифам в расчете на каждые пройденные 100 км). А если этого не делать? Тогда, согласно части 1 статьи 12.21.1 КоАП РФ, получайте наложение административного штрафа на водителя в размере от 2 тыс. до 2,5 тыс. руб. или лишение прав на срок от 4 до 6 месяцев, на должностных лиц, ответственных за перевозку – от 15 тыс. до 20 тыс. руб., а на юридических лиц – от 400 тыс. до 500 тыс. руб. Кроме того, согласно КоАП предусмотрены штрафы на несколько меньшие суммы при превышении массы транспортного средства сверх указанной в специальном разрешении и при предоставлении грузоотправителем недостоверных сведений о массе и габаритах груза.
Все операции по изготовлению овоидных стрел максимально автоматизированы
Самое современное производство в России
Прежде чем начать рассказ о новой модели ивановского автокрана посмотрим, в каких условиях и по каким технологиям ее будут производить. Завод «Автокран» реализовал инвестиционный проект по широкомасштабной модернизации производства автомобильных кранов. Его суть – в повышении технического уровня выпускаемой продукции и ее качества, снижении материальных и трудовых затрат на основе технического перевооружения. На заводе обновлен парк оборудования, модернизировано сборочное производство, создан новый цех по изготовлению стрел овоидного профиля мощностью 5 тыс. ед. в год, сохранено более 1000 рабочих мест. Общий объем инвестиций по проекту составил около 2 млрд. руб. (в ценах 2007 года).
Серийное производство автокранов с уникальными для России стрелами овоидной формы было запущено в Иваново еще в марте 2012 года. Оно максимально роботизировано от поступления металла до выхода готовой стрелы. Металл импортный: на заводе пытались использовать отечественные стали, однако опыт показал, что наши металлурги пока не могут соревноваться с зарубежными ни по маркам, ни по характеристикам проката.
Сборочный участок коренным образом модернизирован, здесь сейчас работают две линии по выпуску кранов грузоподъемностью от 16 до 50 т.
Все операции по изготовлению овоидных стрел максимально автоматизированы от подачи листов и до выхода готовых секций стрелы. Как рассказывают заводские специалисты, когда в 2012 году только начинали запускать производство, было много брака – сказывалось отсутствие опыта, погрешности в настройках оборудования. Сегодня же брака практически нет: в цехе все операторы имеют высшее образование, на работу сюда берут только лучших специалистов, да и оборудование «умное» – все процессы контролирует электроника. На жаргоне работников цеха, заготовка «обнюхивается» перед тем, как с ней начинают работать. Если техника «учует» какое-либо отклонение, она остановит процесс и не пропустит заготовку на следующую операцию до тех пор, пока не вмешается оператор. А отклонения допускаются минимальные.
Внедрение новейших технологий вызвано тем, что грузовые характеристики кранов со стрелами, имеющими овоидный профиль, значительно превосходят аналогичные показатели кранов со стрелами другой формы. Такой профиль обеспечивает оптимальное распределение статических и динамических напряжений, возникающих при нагрузке на стрелу, повышает ее прочность без увеличения массы, гарантирует существенно большую местную устойчивость «сжатых поясов» стрелы и придает ей дополнительную жесткость на кручение и изгиб, что в итоге позволяет выиграть в весе.
Вслед за участком по производству стрел на заводе в Иваново коренным образом модернизировали сборочный участок, где сейчас работают две линии по выпуску кранов грузоподъемностью от 16 до 50 т. Этот цех полностью реконструирован и готов выйти на полную мощность, как только того потребует рынок. Особенность сборочного производства – довольно широкий диапазон выпускаемых моделей кранов (более 30), которые отличаются не только грузоподъемностью, но и типами стрел, марками шасси, кабинами крановщика и рядом других особенностей. Именно такое гибкое производство позволяет быстро реагировать на любые запросы рынка.
Все по-честному: новый автокран, будучи компактнее и легче своих конкурентов, поднимает те же 25 т груза!
На двух осях без перегруза
Уникальность новейших автокранов, к выпуску которых приступает ОАО «Автокран», не только в овоидных 3-секционных стрелах. Дело в том, что впервые для серийных моделей грузоподъемностью 25 т конструкторы взяли не трехосное, а двухосное шасси, сумев при этом избежать перегруза по осям и превышения допустимой полной массы.
Сегодня в серию запущены два автокрана: на базе КАМАЗ-53605 (модель КС-55744) и МАЗ-5340 (модель КС-55744-1). Распределение их полной массы, составляющей 17 т, по осям в первом случае 7,0/10,0 тс, во втором – 7,35/9,65 тс. То есть предельно допустимое значение в 10 тс нигде не превышено!
Выполнение требований по массе и осевым нагрузкам ограничило конструкторам свободу для творчества. В результате, чтобы максимально снизить нагрузку на заднюю ось, пришлось полностью убрать противовес и сделать как можно меньше задний свес. Зато кран стал короче – в транспортном положении его габаритная длина всего 9 м. Для сравнения, длина других автокранов грузоподъемностью 25 т – более 10,9 - 12 м. Даже длина моделей грузоподъемностью 16 т начинается от 10 м! Сегодня ивановские двухосные 25-тонники единственные, у кого задний габарит крановой установки не выходит за пределы шасси. Естественно, это отразилось на радиусе поворота в транспортном положении: он не превышает 8,7 м, – меньше , чем у большинства 16-тонных, а там более – у классических 25-тонных моделейс радиусом поворота минимум 9,6 - 10,8 м. Получается, краны новой серии вплотную приблизились к кранам на специальных компактных шасси, так называемым сити-кранам. Не случайно «Ивановская марка» уже объявила, что создала новый для России крановый класс – серию «Городской кран», по цене более доступную, чем сити-краны на специальных шасси.
Новинка получила трехсекционную стрелу овоидного профиля
При всем при этом перспективные ивановские двухосные 25-тонники по характеристикам не уступают обычным трехосным автокранам грузоподъемностью 25 т с 3-секционными стрелами: их грузовой момент 80 тм, максимальная высота подъема 21,7 м, максимальный вылет 19 м, предусмотрена возможность работы в зоне 240 и 360 градусов. Из других характеристик можно отметить номинальную скорость подъема (опускания) груза от 6,06 м/мин, время полного изменения вылета стрелы 41 с и скорость выдвижения (втягивания) секций стрелы 16,5 м/мин.
Хорошими грузовысотными характеристиками автокраны новой серии обладают в том числе за счет оригинальной конфигурации опорной рамы, придающей им достаточную устойчивость. База выносных опор и расстояние между ними составляет, соответственно, 5,48 и 6,15 м, тогда как у лучших кранов конкурентов – всего 4,9 и 5,8 м. Автокраны других производителей требуют работать с большей осторожностью на значительных вылетах. Опорно-поворотное устройство новых 25-тонников находится строго в центре опорного контура, что не всегда имеет место быть у кранов традиционной конструкции.
По базе выносных опор и расстоянию между ними новинка – вне конкуренции!
И другие особенности
При разработке автокранов серии «Городской кран» особый приоритет был сделан обеспечению их надежности и безопасности. Для этого в ключевых элементах конструкции использовали комплектующие проверенных мировых производителей. Это касается грузовой лебедки, механизма поворота, гидравлических и электрических компонентов, включая гидравлические компоненты GALTECH и пылевлагонепроницаемые электрические разъемы TYCO ELECTRONICS. Окраска крана выполнена двухкомпонентной износостойкой краской HELIOS.
Оригинально решена подача грузового каната – проходя снизу под стрелой он практически ее не касается, а значит, не подвергается вероятности повреждения. А его меньший, чем прежде, диаметр значительно упростил и ускорил перепасовку канатов. Установка качающейся фары на оголовок стрелы улучшила освещенность груза и рабочей площадки в целом (кстати, новые краны внешне легко отличиить по измененному оголовку стрелы). Грузовая лебедка ZOLLERN с встроенными в барабан планетарным редуктором и дисковыми тормозами размещена справа от кабины оператора, тогда как на других кранах ее размещают, как правило, сзади, что увеличивает задний свес в транспортном положении. Дисковые тормоза, в отличие от применяемых на других 25-тонниках ленточных тормозов рядных редукторов, не требуют регулировок и обслуживания. Вместо роликового опорно-поворотного устройства на кранах новой серии применено шариковое, обладающее большей жесткостью и долговечностью. Механизм поворота – импортный, с планетарным редуктором и встроенными дисковыми тормозами, которые также не требуют регулировок и обслуживания.
Новый 25-тонник на базе двухосного минского шасси
Конструкция других узлов не менее интересна. Так, выносные опоры – поворотно-выдвижные, оборудованные гидравлическим приводом, с уже закрепленными подпятниками. Электронный креномер помогает в позиционировании, рукоятки управления размещены в закрывающемся отсеке в задней части опорной рамы. После того, как опоры приведены в рабочее положение, они автоматически фиксируются, а перед кабиной крановщика устанавливается удобная большая площадка, которая в транспортном положении складывается вместе с опорами. К площадке ведут ступени и поручни, сделанные из алюминия и не поддающиеся коррозии. Удобства также повышают алюминиевые настилы.
Для новых 25-тонников применяются только современные кабины повышенной обзорности и комфорта с верхней защитой от механических повреждений. Среди всех автокранов грузоподъемностью 25 т только в новой серии внедрена современная электропропорциональная система управления GALTECH, существенно повысившая плавность выполняемых операций и точность позиционирования груза. Плавность работы дополнительно улучшена за счет механизма поворота с эксцентриситетом, позволяющим уменьшить колебания крана после прекращения вращения. В качестве дополнительного оборудования предложена кабина оператора с изменяемым углом наклона.
Тот, кому хоть раз довелось сесть за рычаги «Городского крана», вряд ли когда-либо захочет пересесть на кран устаревшей конструкции без электропропорциональной системы управления! Впервые показав новинку в конце февраля, ОАО «Автокран» уже начал ее серийный выпуск: с 1 марта предложив потребителям. На установочную партию автокранов данной модели «Ивановская марка» предложила клиентам особые условия: расширенную до 22 месяцев гарантию и персональное сервисное сопровождение. Без сомнения, «Городской кран» способен если не перевернуть, то значительно изменить ситуацию на российском рынке грузоподъемной техники!
С нами уже 1039 профессионалов