Новости отрасли
Самое читаемое
Одним из первых российских предприятий, оказавшихся под введенными 26 февраля санкциями Евросоюза, оказался КАМАЗ. Введенные против него ограничения подразумевают, как говорится в соответствующем документе, запрет прямо или косвенно покупать, продавать, предоставлять инвестиционные услуги или помощь в выпуске или иных операциях с обращающимися ценными бумагами и инструментами денежного рынка. То есть в принципе санкции напрямую не запрещают поставлять комплектующие или закупать продукцию у попавших под них предприятий.
Но все не так просто. Во-первых, финансы – это кровь экономики, большинство закупок в интересах производства совершается путем кредитования, которое по крайней мере на свободном рынке капиталов КАМАЗу теперь будет получить затруднительно. Во-вторых, не будем забывать и о других санкциях, включая американские, которые сделали фактически невозможным финансирование легальных экспортно-импортных операций российских компаний на Западе, а также ограничения по экспорту в нашу страну целого ряда, как там считают, стратегически важной продукции, в числе которой – электроника, а именно, микропроцессоры, производство которых внутри страны отсутствует.
По большому счету, в подобных обстоятельствах уже несколько лет действуют, и даже находят возможности развиваться, предприятия российского ОПК, но они специализируются на выпуске малосерийной продукции, обеспечить которую санкционными комплектующими в современных условиях не составляет большого труда – просто это стоит дороже. На КАМАЗе же действует крупносерийное производство автомобилей, в идеале не предусматривающее снабжение по серым схемам. И тем не менее, в своем обращении к сотрудникам завода генеральный директор КАМАЗа Сергей Когогин выразил уверенность, что предприятие при поддержке государства сумеет справиться с обрушившимися на него проблемами.
И еще важный момент: санкции еще не вступили в силу – срок их действия начнется с 12 апреля. Это сделано для того, чтобы зарубежные партнеры компании, а у нее их не так мало, успели по всем правилам и с минимальными для себя финансовыми потерями оформить разрыв отношений, на законных основаниях реализовав или расторгнув уже имеющиеся контракты. Напомню, что 15% КАМАЗа принадлежит выпускающей грузовики Mercedes-Benz компании Daimler, у них в Набережных Челнах действует совместное предприятие по изготовлению каркасов кабин новейшего поколения К5. Кроме того, Daimler поставляет КАМАЗу компоненты кабины и двигатели для грузовиков поколения К4. Камские автомобили обоих современных поколений, К4 и К5, комплектуются ведущими мостами Daimler.
Кроме того, при участии КАМАЗа созданы и вовсю функционируют совместные предприятия «Камминз Кама», «ЦФ Кама» и «Кнорр-Бремзе КАМА» по выпуску, соответственно, двигателей, коробок передач и тормозных систем.
С нами уже 1039 профессионалов