Грустный праздник
Новости отрасли
Самое читаемое
Мыльная опера под названием «ФТС против АСМАП» продолжается вот уже целый год. В Высшем арбитражном суде Ассоциация международных автомобильных перевозчиков выигрывает одно дело за другим, в то время как Федеральная таможенная служба наступательно гнет свою линию. Перевозчики же, по их собственному признанию, из-за этого противостояния продолжают терять конкурентоспособность по сравнению с зарубежными коллегами. Об этом шла речь на ежегодной тематической конференции АСМАП «Российский рынок международных автоперевозок: реалии и перспективы», приуроченной к общему собранию членов АСМАП, а потому собравшей под одной крышей руководителей транспортных компаний со всех уголков страны.
Заместитель директора Департамента
государственной политики в области
автомобильного и городского пасса-
жирского транспорта Минтранса России
Александр Шерстнев
Проблема применения книжек МДП на территории России вот уже который месяц будоражит умы представителей бизнес-сообщества, которые недоумевают, почему на Федеральную таможенную службу России не действуют ни поручения Правительства, ни решения высших судебных органов, ни многочисленные обращения европейских объединений. Несмотря на то, что первый заместитель председателя Правительства России Игорь Шувалов дал поручение ФТС восстановить систему МДП в стране еще в ноябре прошлого года, а также провести конкурс на подписание нового гарантийного соглашения МДП в России к маю 2014 г., таможенники и бровью не повели. Кроме того, 13 февраля 2014 г. Арбитражный суд России вынес решение о том, что все утверждения о вменяемых в вину старых долгах АСМАП по МДП не соответствует действительности и порочат деловую репутацию ассоциации. Спустя две недели высшая судебная инстанция подтвердила незаконность ограничивающих мер, принятых Федеральной таможенной службой. А 26 мая текущего года Высший арбитражный суд вынес решение о признании недействующим распоряжения ФТС «О проведении эксперимента», суть которого сводилась к упрощенному перемещению товаров автомобильным транспортом по таможенной процедуре таможенного транзита. Принять участие в нем могли только те перевозчики, которые соответствуют определенным условиям, выдвинутым таможенной службой. В частности, российские компании, имеющие собственный парк, состоящий не менее чем из пяти оборудованных транспортных средств. Это означает, скажем, что более трети предприятий из Центрального федерального округа участвовать в эксперименте не могли.
Генеральный секретарь
IRU Умберто де Претто
На данный момент книжки МДП принимаются на российской границе лишь в Выборгской таможне (МАПП «Брусничное» и «Светогорск»), Карельской и Мурманской таможнях, а также на границах Белоруссии и Казахстана. По данным Международного союза автомобильного транспорта (IRU), на сегодняшний день в России зафиксирован спад количества прекращенных операций на 51%. В среднем уровень снижения количества выданных книжек составляет всеми ассоциациями – 29%, а АСМАП – 34%.
По словам выступившего на конференции генерального секретаря IRU Умберто де Претто, генеральная ассамблея дала президиуму МСАТ полномочия по принятию решения об отзыве гарантийного покрытия МДП в России в любой момент.
Что же касается конкурса по выбору нового гарантийного объединения, то на данный момент даже не определены критерии по отбору компании, хотя 29 апреля 2014 г. российское правительство поручило ФТС, Министерству транспорта и Министерству иностранных дел провести конкурс в кратчайшие сроки. Прояснить ситуацию не смог даже заместитель директора Департамента государственной политики в области автомобильного и городского пассажирского транспорта Министерства транспорта России Александр Шерстнев, приехавший для выступления на конференции. По его словам, несмотря ни на что, сегодня вопрос с применением книжек МДП заморожен на уровне ноября прошлого года и никаких существенных подвижек по этому поводу достигнуто не было.
Между тем убытки терпят не только российские, но и зарубежные международные автоперевозчики. Присутствующие на конференции генеральный секретарь Ассоциации перевозчиков Казахстана (КазАТО) Теодор Каплан и президент Ассоциации перевозчиков Латвии (Latvijas Auto) Валдис Трезиньш поделились своим мнением относительно отказа России от применения книжек МДП.
Для Казахстана, не имеющего выхода к морю, для обеспечения внешней торговой деятельности автомобильный транспорт имеет очень большое значение. Особенно его роль возросла с присоединением к Конвенции МДП. Так, если до 1995 г. из стран Евросоюза в Казахстан 90% грузов перевозилось железнодорожным транспортом, то в прошлом году 71% перевозок из ЕС осуществил автотранспорт. Причем на казахстанских перевозчиков приходится около 20% рейсов, остальные выполняют польские, литовские, российские, белорусские и украинские компании. По мнению Теодора Каплана, российские таможенники не отдают себе отчет в том, что нынешняя проблема актуальна не только для России, но и для евразийского союза в целом, поскольку Конвенция МДП позволяет странам Азии осуществлять 71% перевозок в Европу. Ведь через Казахстан транзитом едут компании из Туркменистана, Узбекистана, Таджикистана, Киргизии и Афганистана.
По словам Валдиса Трезиньша, латвийские перевозчики потеряли около 30 – 40% книжек МДП, используемых на транзитных перевозках. А значит, транспортные компании несут убытки. Так, теперь латвийское предприятие, использующее книжки МДП, в России вынуждено оформлять национальную гарантию, стоимость которой составляет 50 – 70 евро, а это, понятное дело, дополнительные расходы.
Все это происходит на фоне обострившейся конкуренции на международном рынке транспортных услуг в результате снижения развития экономики, а также внешнеторговой деятельности в ряде государств, в том числе и в России. В условиях снижения конкурентоспособности российских перевозчиков по отношению к их зарубежным коллегам на конференции, АСМАП уделила внимание и вопросам укрепления позиций отечественных транспортных компаний в современных условиях.
Для зарубежных перевозчиков российских рынок давно стал лакомым куском. И это неудивительно, ведь его емкость составляет около 7 млрд. долларов. На данный момент на рынке активно работает 4,5 тыс. перевозчиков, в арсенале которых более 50 тыс. транспортных средств. Основные конкуренты отечественных компаний – это польские (доля на рынке – 12,2%), украинские (11,5%), литовские (7,4%), белорусские (5,2%), латвийские (4,3%) и эстонские (3,3%) перевозчики. Что же касается доли российских операторов в зарубежных странах, то она особенно внушительна на рынках Китая и Монголии (суммарно 83%), Финляндии (70%), Германии (64%), стран Бенилюкса (49%), Италии (67%), Франции (50%). Однако большого потенциала для наращивания объемов перевозок с этими государствами у России, по мнению руководителя группы мониторинга АСМАП Анатолия Пинсона, нет, чего не скажешь о рынках таких стран, как Польша, Сербия, Румыния, Венгрия и Чехия. Перспективными для отечественных транспортных компаний также остаются направления на Иран и Турцию.
По словам заместителя генерального директора АСМАП Петра Павлюка, ассоциация ищет возможности укрепления позиций российских международных перевозчиков в непростых рыночных условиях. Для этого, в частности, был подготовлен законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования государственного контроля за осуществлением международных автомобильных перевозок», который уже рассмотрен Государственной Думой во втором чтении. Документ направлен на обеспечение защиты интересов российских перевозчиков на рынке международных транспортных услуг, и, в частности, на усиление контроля за соблюдением российской разрешительной системы в современных условиях. В частности, законопроект вводит положение о том, что вид соответствующей перевозки определяется исходя из данных товарно-транспортной накладной (CMR), предусмотренной Конвенцией о договоре международной автомобильной дорожной перевозки грузов. Кроме того, Ространснадзор наделяется компетенцией по установлению требований по ее заполнению, а также критериев определения вида перевозки и условий их осуществления. Устанавливается возможность осуществления государственного контроля на стоянках (парковках) транспортных средств на территории Российской Федерации.
Свою роль в повышении конкурентоспособности отечественных предприятий может сыграть и подписанный 29 мая 2014 г. в Астане договор о создании Евразийского экономического союза, который вступает в силу с 1 января будущего года. О том, что это означает для перевозчиков России, Белоруссии и Казахстана, рассказал заместитель начальника отдела транспортного контроля Евразийской экономической комиссии Михаил Ротов. Так, перевозчики этих государств станут на безразрешительной основе осуществлять рейсы в двустороннем сообщении между собой. Стороны приняли программу поэтапной либерализации каботажных перевозок в рамках Евразийского экономического союза на период с 2016 по 2025 г. При этом договор о Евразийском экономическом союзе не затрагивает вопросы международных автомобильных перевозок в/из третьих стран, не являющихся государствами-членами союза. Такие перевозки будут продолжать регламентироваться двусторонними международными договорами. Кроме того, в договоре о Евразийском экономическом союзе было кодифицировано соглашение об осуществлении транспортного автомобильного контроля на внешней границе Таможенного союза.
Конференция АСМАП проходила в рамках общего собрания членов ассоциации. В этом году его проведение сопровождалось праздничными мероприятиями, приуроченными к 40-летнему юбилею АСМАП. Поздравить ассоциацию с праздником приехали помощник Президента РФ Игорь Левитин, министр транспорта России Максим Соколов, заместитель мэра Москвы Максим Ликсутов и многие другие. Но, как известно, день рождения – грустный праздник, а 40-летие в нашей стране отмечать вообще не принято. Вот и многие перевозчики смотрят в будущее с большой долей пессимизма. И надо сказать, что оснований для этого у них предостаточно…
С нами уже 1039 профессионалов