GasSUF 2014: Поддать газу!
Новости отрасли
Самое читаемое
Сегодня газификация рассматривается как один из способов поддержки все заметнее скатывающегося к уровню 2009 года отечественного автомобилестроения. Не удивительно, что на состоявшейся в Москве 14-16 октября 12-ой Международной выставке «Газ на транспорте» (она же GasSUF 2014) доминировала автотехника российского производства – редкость по нынешним временам!
Самое неожиданное, что выставка «Газ на транспорте» оказалась площадкой для премьеры нового автобуса: по дороге из Кургана на Дмитровский автополигон на ВДНХ заехал КАвЗ-4270, заняв центральное место в экспозиции автобусного подразделения «Группы ГАЗ». Этот наследник «Авроры» сохранил прежнюю колесную базу и остался в сегменте 10-метровых машин, но поменял как специализацию, так и техническую начинку. Начнем с того, что модель теперь предназначена для эксплуатации в городе. Для ее салона выбрали полунизкопольную компоновку: низкий в передней части пол сразу за средней дверью делает «горку» высотой в две ступеньки, позволяя тем самым обойтись без применения дорогостоящего портального моста. Новинка в сравнению с «Авророй» прибавила 200 мм в длину, а ее вторая дверь переместилась с кормы в среднюю часть кузова. Но это не все: из других принципиальных изменений – полностью пневматическая подвеска вместо рычажно-пневматической, отличающиеся малой шумностью испанские управляемая ось и ведущий мост DANA, дисковые тормоза вместо барабанных и автоматическая коробка передач Allison вместо перешедшей в разряд опций «механики». Двигатель, естественно, газовый – индийский Cummins BGe5-230 уровня Евро-5. Но в качестве альтернативы в моторный отсек можно установить дизель той же марки, а также газовую или дизельную версию отечественного ЯМЗ-536. Из других нюансов – отгороженный вход в кабину водителя (через правую половину передней двери), установленные с хорошим шагом антивандальные сиденья, а также рассчитанная на механизм подъема инвалидной коляски широкая двухстворчатая средняя дверь. Запас хода – 500 км. В общем, КАвЗ-4270 вышел удобным, рационально скомпонованным и, что редкость по нынешним временам, внешне весьма симпатичным. Более того, само по себе его появление внушает надежду, что у Курганского автобусного завода несмотря на спад производства все же есть весьма обнадеживающие перспективы.
Еще одна интересная машина в экспозиции «Группы ГАЗ» – газовая модификация новейшего среднетоннажника «Газон Next». Под капотом этого автомобиля – метановая версия 4-цилиндрового двигателя ЯМЗ-534 мощностью 149 л.с., разработанная совместно с канадской компанией Westport. Под грузовой платформой на раме – семь газовых 52-литровый баллонов, обеспечивающих на одной заправке пробег в 370 км. В серию машина пойдет во второй половине следующего года.
Ведущий российский производитель тракторной техники, концерн «Тракторные заводы», привез на выставку два трактора: «Агромаш 85ТК» и «Агромаш 30ТК», газовые двигатели которых развивают, соответственно, 85 и 30 л.с. Причем особый интерес вызвал первый из них, показанный в утилитарном варианте: упрощенный по дизайну капот, вместо полноценной кабины – только дуга безопасности, а пол и невысокие стенки вокруг сиденья тракториста отделаны рифленым железом. Как рассказал один из представителей предприятия, подобная модификация была разработана под экспортный контракт в одну из африканских стран, но теперь подобные утилитарные модификации находят спрос и в нашей стране. Например, трактор, который демонстрировался на выставке, приобретен заказчиком для работы на крупной птицефабрике. Кстати, газификация этого трактора обойдется не очень дорого по нынешним меркам – разница в цене с дизельной модификацией составляет всего 200 тыс. руб.
Из иностранных брендов на выставке «живьем» можно было увидеть только газовый King Long XMQ6120C CNG. Не удивительно: из-за падения рубля зарубежная техника стремительно дорожает, и продавцы вынуждены переписывать ее ценники в у.е., как это было в 1990-е годы. К примеру, за названный китайский автобус просят 180 тыс. долларов. Если вспомнить, насколько за последние полгода упал рубль, не составит труда подсчитать, что автобус за это же время только из-за изменения валютного курса вздорожал почти на миллион рублей. Плюс повышение до 18% таможенных пошлин на иностранные автобусы, плюс невозможность участвовать в госпрограммах с приоритетом на отечественную автотехнику, плюс составляющая тоже почти миллион разница между дизельной и газовой модификациями: «китаец» получается мало кому у нас по карману. Хотя, надо признать, что на стенде, где его демонстрировали, все время толпились посетители. Не удивительно: и внешне, и по отделке салона машина сделана основательно – европейский уровень! Одна беда – в 12,2 м полезной длины китайцы умудрились втиснуть аж 52 сиденья! Естественно, стоит сесть на любое из них как упрешься коленями в спинку впереди стоящего. А ведь это не маршрутка, где часто практикуют подобное, в этом лайнере людям предстоит провести не 10 – 15 минут, а два, три, четыре часа, а то и полдня! Понятно, что производитель в данном случае идет на поводу у покупателя. Но покупатель этот из той категории перевозчиков, которым на комфорт пассажиров плевать: будь такая возможность, чтобы больше вошло они возили бы людей вообще стоя.
Впрочем, существенная разница в конечной цене между газовой и дизельной модификациями остается проблемой для многих образцов не только зарубежной, но и отечественной газомоторной техники. Это следствие, главным образом, установки соответствующего оборудования на находящихся в сотнях, а то и тысячах километров дочерних или партнерских предприятиях, обусловленное дорогостоящей логистикой и большими суммарными временными затратами на изготовление. Если же такое оборудование ставится прямо на заводском конвейере, к чему пришли и ГАЗ, и КАМАЗ, то в этом случае, как показывает практика, «газовая наценка» падает раза в два и уже не кажется потенциальному покупателю через чур большой.
Исходя из знакомства с экспозицией выставки можно констатировать, что все крупнейшие в стране производители автотракторной техники: КАМАЗ, «Группа ГАЗ» и концерн «Тракторные заводы» готовы уже сейчас обеспечить заказчиков серийными газомоторными автомобилями и тракторами. Эта техника становится все более привлекательными для заказчиков: цена солярки из месяца в месяц растет, а цена на метан меняется не так быстро. Но все благие начинания промышленности на ниве газификации транспорта как и прежде не дают ощутимого результата из-за отсутствия в стране достаточного количества газовых заправок. Так что не будет прорыва в деле расширения сети газонаполнительных станций – все призывы экономистов и политиков «поддать газу!» автотранспортной и автомобилестроительной отраслям как и прежде уйдут в песок.
С нами уже 1039 профессионалов