Новости отрасли
Самое читаемое
На Челябинском тракторном заводе изготовили современную опытную модификацию бульдозера Б11 с гидромеханической трансмиссией, который полностью управляется с помощью джойстиков. Разработкой и испытаниями машин с электрогидроуправлением конструкторы предприятия занимаются несколько лет, в результате чего у завода появился первый бульдозер с так называемым «полным» джойстиком. Если на ранее изготовленных тракторах с помощью джойстика можно было управлять только движением машины, то теперь – еще и всем навесным оборудованием: два дополнительных джойстика приводят в движение бульдозерный отвал и рыхлитель.
Многолетние связи с екатеринбургским НПО «Автоматика» помогли подобрать для «проекта Б11» электронный контроллер (своего рода бортовой компьютер) и оперативно разработать управляющую программу для него. Благодаря применению контроллера и джойстиков режим поворота осуществляется именно в той последовательности, в какой она и должна быть: сначала размыкается фрикцион, потом включается тормоз (хотя предусмотрен и аварийный режим с прямым выходом на тормоз). Такая схема исключает вероятность, что неопытный оператор сожжет тормозные ленты, поворачивая только торможением, без использования фрикциона – электроника не допустит этого.
Создатели машины с «полным» джойстиком стремились сконструировать ее не только качественной, отвечающей запросам потребителей, но и технологичной, экономически выгодной. На новом агрегате отсутствует сервирующий механизм – часть системы управления трансмиссией. Он стал не нужен, когда появилась электронная система управления. Поэтому отпала необходимость в изготовлении для трактора сложного механического узла с множеством деталей. Это упростило «начинку» машины, одновременно сделав ее более надежной.
Кроме того, наличие джойстиков позволило превратить кабину трактора в «капсулу», где уровень шума уменьшен на два децибела. А для комфорта оператора боковые стекла оснастили сдвижными форточками.
В феврале должно начаться изготовление опытно-промышленной партии ЧТЗ Б11 с новым джойстиковым управлением, а в 2019 году эта модификация станет серийной.
С нами уже 1039 профессионалов