view counter
Главная страница > Репортаж > Таможня может, или снова об утилизационном сборе

Таможня может, или снова об утилизационном сборе

18.03.2015
view counter

Для справки напомним, что Россия вступила в ВТО 16 декабря 2011 года на Конференции в Женеве, где был подписан протокол о присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной Торговой Организации. Государственная Дума 10 июля ратифицировала этот документ, а 21 июля президент Владимир Путин подписал закон о вступлении нашего государства в ВТО и с 23 августа 2012 года наша страна стала полноправным членом этой организации.

Делать оценку положительных и отрицательных сторон такого шага дело парламентариев. И безусловно и бесспорно, что такие шаги делаются во благо России и для россиян. И на мой взгляд оправданными были предпринятые меры по защите автомобильной промышленности, так как в рамках присоединения к ВТО Россией были взяты на себя обязательства снижения пошлин на автомобили. В рамках новой действительности законодательными органами были приняты новые нормативно-правовые акты, а также инициировано ряд поправок в уже действующие Федеральные законы. Таким образом, хотелось бы отметить скоротечность внесения дополнений в Федеральный Закон и изданий и внесений поправок, и изменений в Постановления Правительства в отношении колесных транспортных средств.

Так, в июле 2012 года, в Федеральный Закон №89-ФЗ от 24.06.98г. «Об отходах производства» была добавлена статья 24.1 «Утилизационный сбор» В данной статье отражено назначение, плательщики, а также случаи, при которых утилизационный сбор не уплачивается. Виды и категории транспортных средств(шасси), в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, определяются Правительством РФ. И дополнительно, в новой редакции ст. 24.1 была сделана ссылка "Перечень видов и категорий колесных транспортных средств и шасси, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размер утилизационного сбора, утверждены Постановлением Правительства РФ №1291 от 26.12.2013 г.

Такая подробная преамбула сделана не случайно, так как далее нужно все таки получить определение и четкую формулировку, что есть Паспорт транспортного средства. Приказом МВД России №496, Минпромэнерго России №192, Минэкономразвития России №134 от 23 июня 2005 года "Об утверждении Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств" в разделе «Общие положения» прописано:

Паспорта транспортных средств и паспорта шасси транспортных средств предназначены для упорядочения допуска транспортных средств к участию в дорожном движении, а также повышения эффективности контроля за уплатой таможенных платежей при ввозе транспортных средств и шасси транспортных средств в Российскую Федерацию.

Паспорта выдаются на полнокомплектные автомототранспортные средства с рабочим объемом двигателя 50 куб. см и более и максимальной конструктивной скоростью 50 км/час и более, прицепы к ним, подлежащие регистрации в Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД РФ в порядке, установленном настоящим Положением.

Конкретная и полная информация термина «паспорт» прописана в Соглашении между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 15 августа 2014 года «О введении единых форм паспорта транспортного средства (паспорта шасси транспортного средства) и паспорта самоходной машины и других видов техники и организации систем электронных паспортов»:

Паспорт транспортного средства (паспорт шасси транспортного средства) - паспорт, выдаваемый на предназначенные для движения по автомобильным дорогам общего пользования автомототранспортные средства, имеющие двигатель внутреннего сгорания с рабочим объемом свыше 50 куб. см или электродвигатель(ли) максимальной (суммарной) мощностью более 4 кВт и (или) максимальную конструктивную скорость более 50 км/ч, и прицепы к ним.

И здесь возникает резонный вопрос, почему в ПП РФ от 30.08.2012 г. №870 добавляется терминология – Паспорт самоходной машины и других видов техники, который в ФЗ №128-ФЗ отсутствовал? Техника, на которую выдается ПСМ, по своим техническим характеристикам, назначению, правилам регистрации не имеет никакого отношения к транспортным средствам, предназначенным для движения по дорогам общего пользования.

Паспорт самоходной машины и других видов техники были введены с 1 сентября 1995 г. в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 15 мая 1995 г. № 460 «О введении паспортов на самоходные машины и другие виды техники в Российской Федерации» (Утв. Госстандартом РФ и Минсельхозпродом РФ 26,28 июня 1995 г.) в целях упорядочения регистрации, учета, допуска к эксплуатации и предотвращения фактов хищения тракторов, прицепов и полуприцепов, самоходных дорожно-строительных и иных машин.

В Положении о паспорте самоходной машины и других видов техники были обозначены машины, на которые должны выдаваться ПСМ, это тракторы (кроме мотоблоков), самоходные дорожно-строительные, мелиоративные, сельскохозяйственные и другие машины с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания более 50 куб. см, а также прицепы и полуприцепы к этим машинам, подлежащие регистрации в органах Гостехнадзора Российской Федерации.

И снова возвращаясь к ПП РФ №870 от 30 августа 2012 года с изменениями, внесенными ПП РФ №520 от 20.06.2013 г. и ПП РФ № 1291 от 26.12.2013 г. Приложением №1 определены виды и категории транспортных средств(со ссылкой 2) и коэффициент расчета суммы утилизационного сбора.

Уточняющая ссылка «2» определяет категории колесных транспортных средств соответствующих классификации, предусмотренной Приложением №1 к техническому регламенту о безопасности колесных транспортных средств, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 10 сентября 2009 г. № 720 «Об утверждении технического регламента о безопасности колесных транспортных средств» и обращаясь к этому нормативному документы мы видим, что к объектам технического регулирования, на которые распространяется действие настоящего технического регламента, относятся колесные транспортные средства категорий L, M, N и O, предназначенные для эксплуатации на автомобильных дорогах общего пользования, а также шасси транспортных средств. Во новь принятом Решении Комиссии Таможенного союза №877 от 09 декабря 2011 года «О принятии технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» относительно объектов технического регулирования стоит та же формулировка.

И к сожалению, мы не сможем провести ограничительную линию между транспортными средствами и машинами если не обратимся еще к двум классификаторам. Одним из таковых является Общероссийский классификатор продукции (далее – ОКП), который входит в состав Единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации (ЕСКК) Российской Федерации.

ОКП предназначен для обеспечения достоверности, сопоставимости и автоматизированной обработки информации о продукции в таких сферах деятельности как стандартизация, статистика, экономика и другие. Классификатор используется для разработки каталогов и систематизации в них продукции по важнейшим технико-экономическим признакам.

Для однозначности понимания и разграничения объемов используемых понятий отдельные позиции ОКП включают пояснения, уточняющие области применения данной позиции или при необходимости перечисления объектов, которые могут входить в данную позицию.

Например:

450000 - изделия автомобильной промышленности;

3140000 - оборудование горно-шахтное;

750000 - техника авиационная.

При таком, отраслевом разделении продукции, пожалуй, не возникло бы вопросов по видам и категориям колесных транспортных средств и шасси, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор.

Однако ПП РФ №870 было определено, что взимание утилизационного сбора при импорте транспортных средств осуществляет Федеральная таможенная служба. И как следует из Таможенного кодекса Таможенного Союза и Федерального Закона №311-ФЗ таможенные органы используют еще один классификатор товаров ТН ВЭД ТС – товарную номенклатуру внешнеэкономической деятельности.

Определение кода перемещаемого товара возложено на декларанта, однако его правильность контролируется таможенными органами. Основные критерии, которые используют для классификации: — материал, из которого товар выполнен; — функции, которые товар выполняет; — степень обработки (изготовления). Основная единица измерения товаров по ТН ВЭД ТС — масса в кг. Присвоенный перемещаемому товару код ТН ВЭД используется для исчисления подлежащих уплате таможенных платежей, а также применения к нему специальных мер, если таковое предусмотрено для данных товаров.

И согласно ТН ВЭД ТС все средства наземного транспорта включены в группу 87 и далее они имеют дальнейшее разделение на подгруппы, товарные позиции, позиции и субпозиции. И мы можем бесконечно рассуждать, какие категории транспортных средств рассматривались в итоге для взимания утилизационного сбора, а сейчас это решение за таможенными органами и позиция таможни, как органа в первую очередь фискального однозначна...

Владимир Кукликов

Руководитель отдела оформления ООО «Константа»




x
Вход на сайт
x
Регистрация
Информация об учетной записи
Существующий адрес электронной почты. Все почтовые сообщения с сайта будут отсылаться на этот адрес. Адрес электронной почты не будет публиковаться и будет использован только по вашему желанию: для восстановления пароля или для получения новостей и уведомлений по электронной почте.
User Roles
Юридическая информация
CAPTCHA
This question is for testing whether you are a human visitor and to prevent automated spam submissions.
Image CAPTCHA
Введите символы с картинки
x
Новостная рассылка

С нами уже 929 профессионалов

CAPTCHA
This question is for testing whether you are a human visitor and to prevent automated spam submissions.
Image CAPTCHA
Введите символы с картинки