view counter
Главная страница > Спецтехника > Гусеничные краны Российский аспект

Гусеничные краны Российский аспект

Хотя рынок гусеничных кранов в России несравненно меньше, чем автокранов, при возведении многих значимых для страны объектов без них просто не обойтись. Потому что гусеничные краны обладают целым рядом уникальных преимуществ.
15.07.2014
view counter

Не чета автокранам

По сравнению с автомобильными гусеничные краны обладают целым рядом выигрышных преимуществ. Они более грузоподъемны, способны работать без выносных опор и могут свободно передвигаться по строительной площадке вне зависимости от ее состояния, причем в ряде случаев делают это с номинальным грузом на крюке. Наличие гусеничного движителя – залог компактности, проходимости, отличной маневренности, а также высоких показателей устойчивости, несущей способности и тяговых свойств.

Гусеничные краны превосходят автомобильные по грузовысотным характеристикам и длине стрелы, их допускается эксплуатировать с грейферами, электромагнитами и копровыми установками. Благодаря планетарной лебедке современные гусеничные краны обеспечивают плавное и абсолютно точное перемещение грузов. Машины этого типа легки в управлении, эксплуатации и монтаже-демонтаже. Их доставка во многих случаях обходится с использованием стандартной прицепной техники либо в разобранном виде с помощью нескольких грузовиков или железнодорожных платформ.

В сравнении с автокранами гусеничные краны обладают более высокой грузоподъемностью и проходимостью
В сравнении с автокранами гусеничные краны обладают более высокой грузоподъемностью и проходимостью

Сочетание высокой маневренности и большой грузоподъемности обусловили широкое использование гусеничных кранов на объектах с рассредоточенными в пространстве объемами работ, например при строительстве электростанций и трубопроводов, а также при ликвидации аварийных ситуаций, включая случаи крушения или схода с путей железнодорожных составов и даже посадки на мель различных судов. Гусеничные краны применяют при возведении мостов, монтаже тяжелого крупногабаритного технологического оборудования, например крупноблочного оборудования и конструкций при строительстве и реконструкции предприятий нефтехимической, химической и металлургической промышленности. Нередко они успешно заменяют башенные краны при строительстве зданий средней этажности или же автомобильные краны на нулевом цикле строительства. В некоторых ситуациях гусеничные краны не удается заменить другими подъемными механизмами. Например, после того как вырыт котлован и необходимо возвести первый этаж, такой технике невозможно найти полноценную замену.

В то же время достоинства гусеничных кранов определяют и их недостатки – это трудоемкие монтаж-демонтаж, иногда требующий вспомогательного крана, а также сложности при транспортировке: в ряде случаев число задействованных для этого транспортных средств может составлять несколько десятков!

Телескопический Liebherr LTR1220
Телескопический Liebherr LTR1220
Все более востребованными стано- вятся гусеничные краны с гидравли- ческим приводом
Все более востребованными становятся гусеничные краны с гидравлическим приводом
Гусеничные модели эффективно заменяют ба- шенные краны при строительстве зданий средней этажности
Гусеничные модели эффективно заменяют башенные краны при строительстве зданий средней этажности
Классический дизель – электрический кран с ре- шетчатой стрелой
Классический дизель – электрический кран с решетчатой стрелой
Первый в России дизель-гидравлический ДЭК-361
Первый в России дизель-гидравлический ДЭК-361

Особенности конструкции

Классический гусеничный кран состоит из ходовой и поворотной частей, лебедки, механизма вращения, генераторной группы, дизель-электрического агрегата, монтажной стойки, кабины управления, опорно-поворотного устройства, стрелового оборудования, башенно-стрелового оборудования, крюковых обойм, а также приборов и устройств безопасности. Гусеничные краны комплектуют всеми видами стрелового и башенно-стрелового рабочего оборудования. Длина основных прямых стрел обычно составляет 10-20 м. Увеличение высоты подъема крюка достигается установкой до пяти дополнительных вставных секций, а также гуськов различной длины.

Длина стрел у гусеничных монтажных кранов может достигать 60-100 м и более. В зависимости от грузоподъемности и вылета стрелы скорость подъема груза у таких кранов составляет о 5 до 25 м/мин, вращения – от 1 до 4 мин-1, передвижения – от 1 до 10 км/ч, а подъем стрелы из низшего положения в высшее занимает 1–3 мин.

Обычно для гусеничных кранов применяют индивидуальный электрический привод с первичным дизелем и электрогенератором переменного трехфазного тока частотой 50 Гц и напряжением 380 и 220 Вт, что допускает работу от внешней электросети. Приводы всех механизмов, включая грузовой, стрелоподъемный, поворотный и ходовой, построены по стандартной схеме: электродвигатель – тормоз – редуктор – рабочий орган. На кранах малой грузоподъемности, преимущественно изготовленных на базе одноковшовых экскаваторов или из экскаваторных узлов, встречается также дизельный привод с механической или гидравлической трансмиссией.

Ходовая часть гусеничных кранов состоит из неповоротной рамы, опирающейся на две приводные гусеничные тележки с многоопорными гусеничными звеньями, обеспечивающими низкое (до 0,1 МПа) давление на грунт. Для повышения устойчивости в поперечном направлении у ряда моделей применяют раздвижные гусеничные тележки.

Все более востребованными становятся гусеничные краны с гидравлическим приводом. В их конструкции реализована гидросистема открытого типа, работающая по двухнасосной схеме, что обеспечивает совмещение выполнения основных крановых операций без взаимного влияния. При незначительных усилиях на органах управления проблема точности и плавности выполнения крановых операций решается за счет применения в схеме двух пропорциональных распределителей с гидравлическим управлением.

В последнее время на российском рынке находят применение гусеничные краны с телескопической стрелой. Их основное преимущество – скорость монтажа. Например, на площадках в центре города гусеничному «телескопу» для установки не требуется ни большая дополнительная площадь, ни вспомогательный кран, поэтому такая машина по сравнению с классическим аналогом может включиться в работу за минуты. Данное свойство позволяет арендным компаниям иногда в половину увеличивать прибыльность!

Благодаря использованию стрел овоидного профиля разница по грузоподъемности между гусеничными кранами с решетчатой и телескопической стрелами, когда-то достигавшая 50%, постепенно значительно уменьшилась и продолжает сокращаться. При этом цена машины с телескопической стрелой может быть равной и даже немного ниже цены аналога с решетчатой стрелой – не случайно гусеничные «телескопы» сейчас очень популярны в Европе!

В последнее время отмечается заметный рост интереса к компактным телескопическим гусеничным кранам, которые известны с начала 1990-х. Небольшая эксплуатационная масса и малые габариты позволяют применять их в закрытых помещениях и тоннелях. Мини-кран можно поднять на крышу, использовать внутри многоэтажных зданий, а также для монтажа-демонтажа или ремонта строительных лесов, оконных конструкций, облицовки фасадов или же транспортировки тяжелых грузов в условиях ограниченного пространства. Высокая проходимость позволяет компактным кранам работать на пересеченной местности в неподготовленных полевых условиях и при ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Кто и что

Лидер по производству гусеничных кранов в России – Челябинский механический завод, на долю которого, по словам представителей предприятия, приходится до 85% всего объема выпуска. Сегодня предприятие предлагает заказчикам семь базовых моделей. Три из них – классические дизель-электрические краны ДЭК-251, ДЭК-321 и ДЭК-631А грузоподъемностью, соответственно, 25, 32 и 63 т.

Одновременно завод выпускает четыре модели нового поколения.

Первый в России дизель-гидравлический ДЭК-361 грузоподъемностью 36 т получил гидросистему открытого типа, выполненную по двухнасосной схеме, позволяющей совмещать крановые операции. Благодаря этому ДЭК-361 отличается плавностью хода и отсутствием рывков при переключении скоростей. Кран можно транспортировать без разборки на автоприцепе либо железной дорогой. Кабина повышенной комфортности шумоизолирована и хорошо обогревается, а кресло оператора имеет две консоли с элементами управления.

ДЭК-401 грузоподъемностью 40 т с дизель-электрическим многомоторным приводом благодаря ряду запатентованных решений сочетает сильные качества гидравлических и дизель-электрических кранов ДЭК. Это высокая точность и плавность строительно-монтажных операций, максимальные грузовые характеристики для крана данного класса, высокая безопасность и производительность работ, монтаж без применения дополнительной грузоподъемной техники и модульность конструкции. Питание осуществляется как от дизель-генераторной станции на базе двигателя мощностью 90 кВт, так и от внешней электрической сети 380 В (50Гц). Причем дизель-генераторная станция может использоваться для широкого спектра хозяйственных нужд или как дополнительный источник электрической энергии.

Тиристорное управление электроприводом еще одного челябинского крана, выпускаемого под обозначением ДЭК-323, обеспечивает широкий диапазон регулирования скоростей при любых нагрузках. Эта модель, обладающая грузоподъемностью 32 т, получила новую стрелу мембранного типа и наделена функцией самомонтажа.

В 2014 году серийным стал и инновационный кран ДЭК-1001 грузоподъемностью 100 т, грузовысотные характеристики которого сопоставимы с таковыми у импортных аналогов грузоподъемностью до 130 т.

В ассортименте Ульяновского механического завода № 2 есть три модели монтажных гусеничных кранов: МКГС-32 (32 т); МКГС-100.1 (100 т) и МКГС-300 (300 т). Дизель-электрический агрегат каждого из них традиционно выполнен в виде отдельного блока, который не устанавливается на кран. Модульное построение позволило значительно облегчить монтаж-демонтаж и транспортировку узлов, к тому же для перевозки МКГС-32 не требуется разборка опорно-поворотного устройства. Рабочие электродвигатели питаются постоянным током от генераторной станции, включенной в конструкцию крана.

Специальное транспортное оборудование позволяет перевозить краны, а также снимаемые с них узлы при помощи седельного тягача по автомобильным дорогам. При железнодорожной перевозке не требуется разборка крана по опорно-поворотному устройству. Секции башенно-стрелового оборудования телескопически укладываются одна в другую. Подъем башенно-стрелового оборудования предельных размеров осуществляется собственными механизмами.

Еще один «Ульяновец», выпускаемый под обозначением МКТГ-25.9, создан на специальном гусеничном шасси-транспортере. Он предназначен для работы в тяжелых дорожных условиях и даже при их полном отсутствии. Телескопическая трехсекционная стрела обеспечивает высоту подъема 21,8 м и грузоподъемность 25 т.

Раменский механический завод обладает производственной базой для серийного изготовления кранов СКГ-505 и СКГ-631 грузоподъемностью, соответственно, 50 и 63 т (в спец. исполнении до 100 т). Механизмы кранов оснащены электрическим приводом переменного тока напряжением 380 В и могут работать от внешней сети либо от дизель-электрической станции, расположенной в отдельном блоке и поставляемой по особому заказу.

Типы гусеничных кранов

Среди гусеничных кранов можно выделить несколько типов, отличающихся функциональными свойствами, размерами, типом привода и конструкцией стрелового оборудования. Это строительные или монтажные краны с так называемыми ползучими скоростями передвижения от 0,48 до 2 км/ч, краны-трубоукладчики (скорость передвижения от 6 до 13 км/ч), краны-манипуляторы, краны-эвакуаторы (скорость передвижения от 25 до 65 км/ч), вездеходные краны, а также мини-краны (эксплуатационной массой от 0,2 т до 10 т). Четкой границы между этими группами нет, некоторые краны можно отнести сразу к нескольким из них.

Кроме кранов на собственной гусеничной базе, в строительстве используется также гусеничные краны, изготовленные на базе универсальных одноковшовых экскаваторов с параметрами в пределах технической возможности базовых машин, а также изготовленные из сборочных единиц экскаваторов.

В последнее время растет интерес к компактным телескопическим гусеничным кранам
В последнее время растет интерес к компактным телескопическим гусеничным кранам
Дизель-электрический RDK-40Э
Дизель-электрический RDK-40Э
Sennebogen 643r с телескопической стрелой
Sennebogen 643r с телескопической стрелой
RDK-50Т с телескопической стрелой
RDK-50Т с телескопической стрелой

Грузовая лебедка основного подъема снабжена двумя электродвигателями, что позволяет получить рабочие и посадочные скорости, а грузовая лебедка вспомогательного подъема приводится двухскоростным электродвигателем. Механизм поворота – с регулируемой муфтой предельного момента, предохраняющей рабочее оборудование от перегрузок.

У RDK-36 грузоподъемностью 36 т привод гусеничной ходовой части и всех крановых механизмов сделан гидравлическим. Для каждого из механизмов предназначен индивидуальный привод с независимым управлением. В конструкции использованы как импортные, так и отечественные узлы и агрегаты. Ходовая часть – с телескопируемыми гусеничными тележками. Конструкция порталов при монтаже и демонтаже крана на стройплощадке исключает необходимость повторной запасовки каната.Клинцовский автокрановый завод выпускает три модели гусеничных кранов.

Дизель-электрический 40-тонный кран RDK-40Э – модификация RDK-36, которая отличается не только дизель-электрическим приводом, но и применением (впервые) управления с частотным регулированием электропривода.

Изюминка RDK-50Т грузоподъемностью 50 т – оснащение телескопической стрелой длиной 31 м вместо решетчатой.

Все клинцовские модели оборудованы комфортной кабиной с удобным джойстиковым управлением и эргономичным креслом.

Гусеничный кран ДГК-50.1 грузоподъемностью 50 т создан специалистами ОАО «Автокран». Он оборудован гидроприводом и решетчатой стрелой. Каждая гусеничная тележка обладает собственным приводом с раздельным управлением. Для увеличения опорного контура при крановых работах опорно-ходовая часть снабжена гидравлическим механизмом раздвижки гусеничных тележек. Управление крановыми операциями гидравлическое, а двигателем шасси из кабины крановщика – электронное. В конструкции машины широко используются импортные узлы и агрегаты.

Вездеходные гусеничные краны с телескопической стрелой грузоподъемностью от 25 до 80 т также изготавливают Юргинский машиностроительный завод, ОАО «Мотовилихинские заводы» и ОАО «Сокол».

Первенство среди зарубежных поставщиков гусеничных кранов на российский рынок, причем как новых, так и бывших в употреблении, удерживает компания Liebherr. Гамма немецкого производителя включает два семейства гидравлических кранов – LR и HS грузоподъемностью от 104,5 до 3000 т. В конструкции этих машин применяют как решетчатые, так и телескопические стрелы. В Россию главным образом поставляют модели Liebherr грузоподъемностью до 350 т.

Продолжая немецкую тему, можно назвать и компанию Sennebogen, которая на нашем рынке занимает куда более скромные позиции. Тем не менее, ее гусеничные краны грузоподъемностью до 90 т тоже находят своего потребителя в России.

В число европейских компаний, поставляющих гусеничные краны в нашу страну, также можно назвать итальянскую TCM, а из японских компаний – Kobelco, Hitachi Sumitomo и IHI. Представлены у нас и американские компании. В частности, Manitowoc, которая занимает весомые позиции на мировом рынке гусеничных кранов, а также Terex, некоторые гусеничные модели которого рассчитаны на подъем груза массой свыше 3000 т.

Среди китайских изготовителей у нас известны краны на гусеничном ходу, выпускаемые компаниями XCMG, Sany и Zoomlion. В их производственных линейках представлены модели как с решетчатыми, так и с телескопическими стрелами. Чаще всего своих российских заказчиков находят их модели грузоподъемностью от 35 до 300 т.

Остается добавить, что значительную долю нашего рынка гусеничных кранов занимают зарубежные изготовители компактных моделей. Но это – тема для отдельного материала!

Подводя итог можно отметить, что развитие гусеничных кранов идет по пути придания им больших возможностей за счет более эффективного использования металлоконструкций и современных приводов. Расширяются сферы применения таких кранов, что связано с положительными свойствами гусеничного движителя. Так, гусеничные краны со скоростью движения 10 км/ч и выше оборудуются гусеницами с асфальтоходными башмаками или специальными асфальтоходными гусеницами, позволяющими двигаться по дорогам общего пользования, не разрушая покрытие. Весьма динамично развивается сегмент гусеничных кранов с телескопическими стрелами. Прогнозируется, что спрос на тяжелые гусеничные краны в ближайшие годы будет расти пропорционально росту числа вводимых в строй крупных энергетических, промышленных и инфраструктурных объектов.

 

Валерий Васильев




x
Вход на сайт
x
Регистрация
Информация об учетной записи
Существующий адрес электронной почты. Все почтовые сообщения с сайта будут отсылаться на этот адрес. Адрес электронной почты не будет публиковаться и будет использован только по вашему желанию: для восстановления пароля или для получения новостей и уведомлений по электронной почте.
Укажите пароль для новой учетной записи в обоих полях.
User Roles
Юридическая информация
CAPTCHA
This question is for testing whether you are a human visitor and to prevent automated spam submissions.
Image CAPTCHA
Введите символы с картинки
x
Новостная рассылка

С нами уже 901 профессионалов

CAPTCHA
This question is for testing whether you are a human visitor and to prevent automated spam submissions.
Image CAPTCHA
Введите символы с картинки