Техцентр «Гранд Т» -  занимается поставками дорожно-строительной техники WEHEAVY
view counter
Главная страница > История > ЗИЛ-130. Самый массовый грузовик завода

ЗИЛ-130. Самый массовый грузовик завода

ЗИЛ-130 со временем стал главным и символом Завода имени Лихачева. И не случайно!
01.12.2014
5051
view counter

Эпохальный грузовик

Запуск в серийное производство ЗИЛ-130 был напрямую увязан с проведением очередной реконструкции Завода имени Лихачева. Она началась в 1959 году и сопровождалась крупнейшим в истории предприятия технологическим перевооружением, происходившим на фоне отказа от непрофильных производств: автобусы передали в Ликино-Дулево, велосипеды – в Жуковский, а запасные части – в Калининград. Хотя, первоначальные планы оставить за ЗИЛом исключительно выпуск грузовиков удалось реализовать не полностью: он еще долгие годы был обременен обязанностью изготавливать холодильники, кухонные машины, картофелечистки и массу других товаров народного потребления, что отнимало немало времени и сил.

Коренное перевооружение предприятия было обусловлено тем, что внедряемый в серию базовый автомобиль ЗИЛ-130 практически полностью отличался от своего предшественника, не слишком удачного по конструкции ЗИЛ-164. Заводу предстояло освоить в производстве новые кабину, кузовные детали и детали ходовой части, новую коробку передач, а главное – новый V-образный 8-цилиндровый бензиновый двигатель мощностью 150 л.с., который должен был прийти на смену устаревшему рядному 6-цилиндровому 97-сильному двигателю с нижним расположением клапанов.

Создавался перспективный автомобиль под руководством главного конструктора Анатолия Маврикиевича Кригера. К тому времени за его плечами было участие в разработке многих отечественных грузовых автомобилей и автобусов, а работавшие с ним ведущие заводские специалисты принимали участие в проектировании и постановке на производство ЗИЛ-150, ЗИЛ-151, ЗИЛ-157 и ЗИЛ-164. Так что работу над ЗИЛ-130 вел коллектив опытнейших конструкторов и технологов, что в конечном итоге и позволило создать один из лучших отечественных грузовиков.

Заводские испытания автомобиля новой модели начались в 1959 году, их первые образцы сошли с заводского конвейера в 1962-м, а полный переход к производству ЗИЛ-130 состоялся в октябре 1964  года.

«Сто тридцатое» семейство

Одновременно с базовым бортовым грузовиком ЗИЛ-130 (колесная база 3800 мм) на конвейер встала модификация с укороченной колесной базой (3300 мм) для использования в качестве седельного тягача или строительного самосвала с задней разгрузкой кузова. Следом завод освоил выпуск двух удлиненных модификаций: ЗИЛ-130Г (колесная база 4500 мм) и ЗИЛ-130ГУ (колесная база 5600 мм), а также специального шасси с колесной базой 3800 мм под установку самосвального кузова сельскохозяйственного назначения.

Особое внимание уделялось автомобилям, предназначенным для работы в северных регионах страны. Специально для этого завод разработал и запустил в серийное производство модификацию ЗИЛ-130С, которая отличалась утепленной кабиной с двойным остеклением.

Выпускались и модификации грузовика для работы на газовом топливе. Поставленный на конвейер в 1975 году ЗИЛ-138 использовал в этом качестве сжиженный пропан-бутан, а появившийся в 1983 году ЗИЛ-138А – сжатый метан. Если снаряженная масса первого из упомянутых автомобилей была всего лишь на 115 кг больше, чем у базовой бензиновой модификации, то утяжеление второго из-за нескольких прочных газовых баллонов составило уже более тонны, а мощность его двигателя уменьшилась на 30 л.с. Даже при неразвитости сети метановых заправок ЗИЛ-138 был изготовлен Заводом имени Лихачева в количестве почти 20 тыс., то ЗИЛ-138А, хотя и выпускался меньше по времени, – в количестве без малого 25 тыс. экземпляров.

Этапы большого пути

Первые серийные ЗИЛ-130 не отличались от ЗИЛ-164 как по грузоподъемности, которая составляла 4 т, так и по массе буксируемого прицепа (6,4 т). Однако полуторакратное увеличение мощности двигатели открыло возможности к улучшению этих характеристик. В результате доработки ходовой части массу перевозимого груза у ЗИЛ-130 повысили сперва до 5 т, а затем и до 6 т, а допустимую массу прицепа – до 8 т.

В 6-тонном исполнении автомобиль встал на конвейер в 1977 году под индексом ЗИЛ-130-76. Конструкторы не только нарастили его грузоподъемность, но и в соответствии с новыми стандартами, принятыми для размещения светотехники, изменили облицовку радиатора, переставив головные фары ниже указателей поворота.  

Отраслевой индекс ЗИЛ-431410 автомобилю присвоили в 1986 году. Такой шаг был продиктован включением в его конструкцию некоторых узлов и агрегатов от грузовика следующего поколения ЗИЛ-4331, который как раз в то время готовили к запуску в серию. В частности, он него «сто тридцатому» достались новый одноступенчатый гипоидный мост под увеличенную нагрузку, тормоза с раздельным приводом на переднюю и заднюю оси, а также пружинные энергоаккумуляторы, выполняющие роль механизма стояночного тормоза.

В декабре 1994 года производство ЗИЛ-130 в Москве было официально прекращено. Но снятие его с конвейера получилось весьма условным: заимствовав кабину, капот и некоторые узлы от ЗИЛ-4331, автомобиль продолжил выпускаться под обозначением ЗИЛ-433360/ЗИЛ-442160. Кроме того, с 1987 по 2012 год ЗИЛ-130 с капотом и крыльями от ЗИЛ-131 под обозначением АМУР-531330 производился ЗАО «Автомобили и моторы Урала» (в прошлом Уральский автомоторный завод). А на самом Заводе имени Лихачева за тридцать лет с учетом различных модификаций «сто тридцатый» выпущен почти в трех с половиной миллионах экземпляров. Он оказался самым массовым среди автомобилей, изготавливаемых этим предприятием на протяжении всей его более чем 95-летней истории.




x
Вход на сайт
x
Регистрация
x
Новостная рассылка

С нами уже 1040 профессионалов

Image CAPTCHA
Введите символы с картинки