Техцентр «Гранд Т» -  занимается поставками дорожно-строительной техники WEHEAVY
view counter
Главная страница > Общественный транспорт > «ЭкспоСитиТранс 2016». Город подключат к розетке?

«ЭкспоСитиТранс 2016». Город подключат к розетке?

Судя по экспозиции выставки «ЭкспоСитиТранс», электрификация столичного общественного транспорта не просто началась – она неизбежна!
05.12.2016
2480
view counter

Vitovt без проводов

Я долго думал, с чего начать обзор состоявшейся на ВДНХ IV Международной выставки «ЭкспоСитиТранс», и решил: пусть это будет электробус Vitovt, разработанный и построенный специалистами белорусского «Белкоммунмаша». Потому что на сегодняшний день про электробусы гораздо больше разговоров, чем реальных дел. А белорусы первыми на пространстве Евразийского экономического союза не только разработали, не только воплотили в металле, но и фактически довели свой электробус до промышленного образца: уже принято решение в 2017 году выпустить на улицы Минска два десятка таких машин. К тому же это самый крупный на сегодня электробус из разработанных в СНГ: его длина достигает 18 метров, а полная масса – 28 тонн!

Экспосититранс, элеrткробус, электромобиль, городской автобус, городской транспорт

Экспосититранс, элеrткробус, электромобиль, городской автобус, городской транспортНазывается белорусский электробус Е433 Vitovt Max Electro. Это унифицированная с серийно выпускаемыми «Белкоммунмашем» троллейбусами сочлененная полностью низкопольная модель с выполненным из композитных материалов кузовом. В салоне, вмещающем 153 пассажира, установлены 38 сидений. Интересно, что разработчики пошли по весьма нестандартному пути: во-первых, в отличие от конкурентов, использовали отечественный асинхронный электродвигатель переменного тока (он развивает 210 кВт), а во-вторых, в качестве накопителей электроэнергии применили суперконденсаторы – российские производители пассажирской техники, к примеру, в своем большинстве ими уже переболели и перешли на литиевые аккумуляторы. Вероятно, выбор «Белкоммунмаша» объясняется тем, что его специалисты не гнались за рекордным запасом хода: он не превышает 12 км. Не удивительно: энергоемкость конденсаторов всего 34 кВт.ч. От одной до другой конечной остановки такой электробус дойдет, а дальше – 5-минутная подзарядка (при остатке 30%), для чего на крыше предусмотрен небольшой пантограф. При подобной схеме работы здоровенный блок суперконденсаторов попросту не нужен. К тому же за счет компактности он занимает сравнительно мало места, размещаясь в неглубоком вертикальном отсеке, сделанном в «корме» кузова. Не будем забывать и то, что чем меньше накопитель энергии, тем электробус выходит дешевле, ведь около 60% от его себестоимости приходится на батареи.

Экспосититранс, элеrткробус, электромобиль, городской автобус, городской транспорт

И еще интересный нюанс: вместо немецкого узла сочленения Hubner демонстрировавшийся на «ЭкспоСитиТранс» Vitovt Max Electro получил его китайский аналог, который, по уверениям разработчиков, ничуть не хуже, но несколько дешевле. И это понятно: себестоимость электробуса значительно выше, чему у схожего по габаритам обычного автобуса, поэтому ее стараются снизить самыми разными путями.

Остается добавить, что показанный на выставке Vitovt Max Electro планируется опробовать на одном из столичных маршрутов.

ЛиАЗ-6274: максимум унификации

Еще один электробус, который в ближайшие месяцы будет накручивать километры на столичных маршрутах – 12-метровый низкопольник ЛиАЗ-6274. Знакомый индекс? Несколько лет назад под ним появился другой электробус, разработанный той же «Группой ГАЗ» при участии компании «МОБЭЛ» с использованием асинхронного электродвигателя переменного тока мощностью 150 кВт. В качестве накопителей энергии тогда применялись литий-ионные батареи компании «Лиотех», которые, если судить по характеристикам на сайте «Русских автобусов», обеспечивали машине просто фантастический пробег в 280 км!

Экспосититранс, элеrткробус, электромобиль, городской автобус, городской транспорт, ЛиАЗ-6274

Теперь под прежним индексом сделан фактически новый электробус. Его, как и предшественника, не стали комплектовать набирающей популярность в Европе задней осью со встроенными электромоторами, установив двигатель отдельно – так он лучше защищен от дорожных превратностей. К тому же теперь это 160-киловаттный Siemens, работающий на постоянном токе. Конечно, согласно устоявшемуся мнению асинхронный электромотор проще, но все дело в том, что базой для электробусов в Москве планируют сделать троллейбусные депо, а там все оборудование рассчитано под постоянный ток.

Экспосититранс, элеrткробус, электромобиль, городской автобус, городской транспорт, ЛиАЗ-6274

Батареи – литий-марганцевые, их энергоемкость 130 кВт.ч, что гарантирует запас хода в 110-130 км. Причем это пробег реальный: в зимних условиях с полной загрузкой и всеми включенными потребителями электричества. А если использовать на конечных остановках быструю подзарядку, занимающую около 20 минут, суточный пробег можно увеличить до 200 км.

Базой для ликинского электробуса послужил современный 12,4-метровый низкопольник ЛиАЗ-5292. Разработчики не скрывают, что для снижения себестоимости старались добиться максимальной унификации электрической и дизельной машин. И преуспели – она составляет 80%. Внешне электрический вариант можно отличить разве что по увеличенной высоте крыши – именно на ней установлены прикрытые кожухом аккумуляторы. А внутри так и вовсе особых отличий не видно. Но это – пока.

Экспосититранс, элеrткробус, электромобиль, городской автобус, городской транспорт, ЛиАЗ-6274

Уже у следующего экземпляра планируется оптимизировать внутреннее пространство: убрать перегородку, разделяющую проем передней двери на отдельные входы для водителя и пассажиров, а также уменьшить выступающую в салон «шахту» двигателя – электромотор значительно компактнее дизельного силового агрегата. Видимо, увеличится число пассажирских сидений: из-за применения аккумуляторных батарей снаряженная масса машины выросла более чем на полторы тонны, поэтому для сохранения хотя бы близкого паритета по полной массе с обычным автобусом следует несколько снизить предельную пассажировместимость, сократив количество едущих стоя.

Гиганты встают на рельсы

Экспосититранс, элеrткробус, электромобиль, городской автобус, городской транспортДавно ли самым вместительным трамваем в Москве считалась сцепка из двух самых обыкновенных вагонов? Теперь же на столичные рельсы встают трамваи-гиганты. Такие, как созданный специалистами «Трансмашхолдинга» 27-метровый «Витязь». Три секции, три двухосных тележки, не разделенный внутренними торцевыми перегородками салон, который кажется нескончаемым… А полная масса этого супертрамвая достигает 37 тонн! Сегодня Москва рассчитывает предельную загрузку общественного транспорта исходя из соотношения пять человек на квадратный метр. И даже в этом случае вместимость «Витязя» составит 185 пассажиров. Но в час-пик, когда не работают никакие предписанные соотношения, по субъективным ощущениям в салон войдут человек триста. Причем войдут без каких-либо затруднений: трамвай сделан низкопольным от носа до кормы. Правда, несколько удивило, что в салоне часть сидений установлена по ходу движения, как в автобусе, а часть – поперек, как в вагоне метро. Видимо, таким образом разработчики пытались оптимизировать их расположение исходя из рельефа пола в местах выступающих арок колесных пар. Кабина водителя по приборному оснащению несколько напоминает самолет. Но, если разобраться, управление не такое уж и сложное. Тем более, что в движении оно осуществляется по сути единственным джойстиком, несколько напоминающим автомобильный рычаг автоматической коробки передач.

Экспосититранс, элеrткробус, электромобиль, городской автобус, городской транспорт

Одним словом, с появлением в Москве таких супертрамваев, как «Витязь», меняется не только облик, но и роль данного вида транспорта. Если подобные трамваи начнут преобладать, они вполне смогут составить альтернативу метро, особенно если надо в короткие сроки обеспечить транспортную доступность новых спальных районов. Кстати, видимо, все так и произойдет: на «ЭкспоСитиТрансе» было объявлено, что «Трансмашхолдинг» выиграл открытый тендер ГУП «Мосгортранс» на сумму в 56 млрд руб., которым предусматривается поставка городу 300 «Витязей»: по сотне в течение трех следующих лет.

Экспосититранс, элеrткробус, электромобиль, городской автобус, городской транспорт

ДВС удерживает позиции

Несмотря на все чаще появляющиеся на различных выставках прототипы электробусов, сверхсовременных трамваев и троллейбусов с автономным ходом, оснащенная двигателями внутреннего сгорания (ДВС) пассажирская техника продолжает прочно удерживать позиции. Ведь городские автобусные перевозки и так повсеместно дотационные, а электробус – техника дорогая! Обзавестись ею по карману лишь самым обеспеченным регионам. Поэтому даже на проходившем в Москве «ЭкспоСитиТрансе» бок о бок с электрическими прототипами стоял и более традиционный пассажирский транспорт.

У «Группы ГАЗ» это новейший автобус среднего класса KURSOR: полностью низкопольный, с современным 210-сильным дизелем ЯМЗ-53403 экологического стандарта Евро-5 и автоматической коробкой передач, вмещающий в зависимости от компоновки салона 72-82 пассажира.

Экспосититранс, элеrткробус, электромобиль, городской автобус, городской транспорт

Компания «МАН Трак энд бас РУС» продемонстрировала MAN Lion’s Intercity – победителя в национальном конкурсе «Лучший коммерческий автомобиль года в России 2016» (номинация «Туристический/Междугородный автобус года»). Эта 12,3-метровая машина может использоваться как на маршрутах город – пригород, так и на междугородных маршрутах малой и средней протяженности. С 290-сильным дизелем агрегатирована автоматическая коробка передач ZF EcoLife, дополненная интардером. В салоне – 55 комфортабельных трансформируемых сидений, под полом – просторное багажное отделение.

Экспосититранс, элеrткробус, электромобиль, городской автобус, городской транспорт

 «ДАЙМЛЕР КАМАЗ РУС» продемонстрировал газовый автобус: городской низкопольный Mercedes-Benz Citaro NGT. Интересно, что компоновка его салона – чисто немецкая с передним «полуторным» сиденьем, с двумя местами для колясок по обе стороны центральной накопительной площадки, с двумя широкими откидными сиденьями в пределах упомянутой площадки, с низкой «калиткой» на входе в кабину водителя и с несколькими USB-разъемами. Удобная и просторная машина! И, что важно: с передовым по конструкции двигателем, обеспечивающим низкий уровень потребления метана. Или биогаза – двигатель адаптирован для него с расчетом на поставки в Швецию, где в ближайшие три года собираются перевести весь общественный транспорт на топливо биологического происхождения (страна планирует получать его из древесины, для чего намерена вырастить целые «энергетические» леса).

Экспосититранс, элеrткробус, электромобиль, городской автобус, городской транспорт

Как рассказал посетивший «ЭкспоСитиТранс» директор по маркетингу, продажам и послепродажному обслуживанию автобусов концерна Daimler Роман Бьонди, в Восточной Европе наблюдается растущий интерес к газовому пассажирскому транспорту, поэтому если ранее в общем объеме автобусного производства компании доля автобусов, работающих на природном газе, не превышала 10%, то теперь она должна заметно вырасти. Тем более, что впервые появится газовая модификация и в линейке Mercedes-Benz Conecto. Что же касается дальнейшего развития линейки Citaro, то сейчас в разработке находится электробус – его поставки заказчикам начнутся в 2018 году.

Константин Закурдаев




x
Вход на сайт
x
Регистрация
x
Новостная рассылка

С нами уже 1040 профессионалов

Image CAPTCHA
Введите символы с картинки