Техцентр «Гранд Т» -  занимается поставками дорожно-строительной техники WEHEAVY
view counter
Главная страница > Новости > Первые «Русаки». История ждет продолжения?
Первые «Русаки». История ждет продолжения?

Первые «Русаки». История ждет продолжения?

Это был один из самых перспективных и интересных проектов в российском автопроме. Каким получился первый «Русак» и как сложилась его судьба?
03.08.2018
2766
view counter

О том, как рождался и как совершенствовался «Русак», каким образом появился и развивался этот многообещающий проект, как сложилась судьба одного из самых перспективных отечественных грузовых автомобилей, мы попросили рассказать его главного идеолога и разработчика Василия Маньковского.

Русак, грузовик Русак, Василий Маньковский, ГК КОМ, ЗМТ, среднетоннажник, первый Русак, производство грузовиков, неизвестный грузовик

 – Василий Владимирович, возглавляемая Вами Группа компаний «КОМ» в середине 2000-х уже считалась одним из признанных лидеров в деле разработки и производства агрегатов трансмиссий. Как, когда и почему возникла идея заняться созданием грузовиков?

– Естественно, идея родилась не на пустом месте. Будучи выходцем с Камского автозавода, я знал многих работавших там высококлассных специалистов, среди которых был и Виктор Иванович Сердюк. Мы познакомились, когда Сердюк возглавлял НТЦ КАМАЗа, и продолжали поддерживать тесные контакты даже после того, как его пригласили в Нижний Новгород на ГАЗ, в дирекцию по развитию. В 2004 году, когда Горьковский автозавод испытывал значительные трудности, Сердюк поделился со мной мыслями о возможных направлениях развития предприятия, о расширении модельного ряда производимой им автотехники. У него было понимание, что ГАЗу необходим более современный, грузоподъемный и вместительный автомобиль по сравнению с серийно выпускаемыми в то время «Газонами». Я разделял это мнение, при этом учитывая, что в России не существует производства так называемых развозных грузовиков. В то же время в начале нулевых их в подержанном виде массово завозили к нам из-за рубежа. И в этом вопросе мы пришли к взаимопониманию, решив, что моя компания такой грузовик попробует разработать.

Естественно, прежде чем дать согласие, мы долго обсуждали намечающийся проект с ведущими специалистами предприятия, всесторонне взвешивали возможности своей компании. Конечно, у нас не было опыта создания автомобилей. Но когда-то у нас не было и опыта разработки и производства трансмиссий. Тем не менее за полтора десятка лет мы сформировали профессиональный конструкторский коллектив, создали в Набережных Челнах солидную производственную базу и освоили в серии более сотни трансмиссионных агрегатов. Поэтому у меня была уверенность: нам по силам создать задуманный автомобиль, по крайней мере не уступающий лучшим аналогам того времени.

Русак, грузовик Русак, Василий Маньковский, ГК КОМ, ЗМТ, среднетоннажник, первый Русак, производство грузовиков, неизвестный грузовик

– Сам ГАЗ в проекте как-то собирался участвовать?

– С ГАЗом мы должны были подписать договор, в котором он значился заказчиком, а мы – исполнителем работ. В соответствии с ним, Горьковский автозавод планировал передать нам два «Газона» для заимствования у них ряда узлов и деталей. Согласно условиям договора, мы должны были разработать, изготовить и представить ГАЗу опытный образец перспективного среднетоннажного грузовика.

К сожалению, обсуждение содержания договора сильно затягивалось, увязнув в бесконечных доработках и согласованиях. Поэтому мы с Виктором Ивановичем договорились, что не будем ждать подписания документа и приступим к работе немедленно.

У нас был свой старенький ГАЗ-52, еще один «Газон» мы купили – вот из них и был сделан первый образец будущего грузовика. Автомобиль нарекли «Русаком». Кстати, «Русак» на самом деле – аббревиатура, которая расшифровывается как «Русская автомобильная компания». Эта компания была образована в структуре Группы компаний «КОМ» специально для воплощения данного проекта в жизнь.

Русак, грузовик Русак, Василий Маньковский, ГК КОМ, ЗМТ, среднетоннажник, первый Русак, производство грузовиков, неизвестный грузовик

– Когда появился первый образец «Русака» и насколько широко в нем удалось использовать агрегатную базу «Газонов»?

– Первый образец мы изготовили в мае 2005 года. От одного «Газона» взяли переднюю часть рамы, от второго – заднюю, сварили их, усилив дополнительными швеллерами. Еще от «Газонов» позаимствовали задний и передний мосты, а также двери кабины, которые пришлось дорабатывать. А вот подвески, как передняя, так и задняя, были оригинальными, нашего собственного изготовления.

Переднюю подвеску оставили рессорной, но рессоры применили другие, малолистовые, большой длины, – их по нашему заказу изготовил Чусовской металлургический завод. А в задней подвеске использовали пневмобаллоны, чтобы и в порожнем, и в загруженном состоянии автомобиль сохранял постоянную погрузочную высоту. Рычаги переменного сечения для этой подвески по нашим чертежам также заказали в Чусовом. Привод коробки передач сделали тросовым – тросы нам поставил завод «Технопривод» из города Ровно. Рулевую колонку изготовили самостоятельно, а механизм рулевого управления получили с сербского завода «Первая пятилетка» – я сохранил контакты с одним из его представителей еще со времен работы на КАМАЗе. Двигатель использовали минский, хорошо известный у нас Д-245, коробку передач взяли смоленскую 5-ступенчатую. По сути, это был силовой агрегат, применявшийся на «Бычке». Серийную, газовскую кабину в бескапотном варианте использовать было невозможно, поэтому ее радикально переделали, как переделали передний бампер и передние крылья.

Другими словами, оригинальных деталей у «Русака» оказалось больше, чем заимствованных у грузовиков Горьковского автозавода…

Продолжение материала Константина Закурдаева – в электронной версии журнала «Спецтехника и коммерческий транспорт» №4, 2018




x
Регистрация
x
Новостная рассылка

С нами уже 1040 профессионалов

Image CAPTCHA
Введите символы с картинки