view counter
Главная страница > Коммерческий транспорт > Новинки полуприцепов ТОНАР. Нет пределов совершенству!

Новинки полуприцепов ТОНАР. Нет пределов совершенству!

Как и в каком направлении развиваются машиностроительный завод ТОНАР и выпускаемая им прицепная техника?
06.06.2023
2551
SPRINGER - Чусовская рессора
view counter

На традиционно проводимой в конце мая в подмосковном Губино презентации новинок и производственных достижений машиностроительный завод ТОНАР представил несколько обновлённых моделей прицепной техники. Обновления эти интересны тем, что заметно улучшают эксплуатационные характеристики полуприцепов, выводя их на уровень лучших зарубежных образцов.

ТОНАР, прицепы ТОНАР, полуприцепы ТОНАР, новинки ТОНАР, новый ТОНАР, новый полуприцеп, производство полуприцепов, СТ-КТ

Начну с самосвальных полуприцепов: на презентации был представлен подвергнутый модернизации популярный ТОНАР-958920. Поскольку такие полуприцепы в нашей стране повсеместно используют с перегрузом, конструкторы дополнительно усилили раму, выполнив её из высокопрочной стали и увеличив толщину полок с 8 до 12 мм, а также применили более выносливые оси, допустимая нагрузка на каждую из которых при заявляемых в характеристиках 9 тонн может доходить до 13 тонн. Кроме того, по просьбам перевозчиков был изменён механизм раскладки и свёртывания укрывающего кузов тента: вместо стальной трубы в его конструкции применили алюминиевую, которая при аналогичной прочности легче в три раза. Кроме того, раньше намотка тента выполнялась с земли, что было непросто. Теперь процесс сделали более лёгким, разместив перед кузовом так называемый балкон, то есть огороженную площадку, поднявшись на которую водителю гораздо проще управляться с тентом.

ТОНАР, прицепы ТОНАР, полуприцепы ТОНАР, новинки ТОНАР, новый ТОНАР, новый полуприцеп, производство полуприцепов, СТ-КТ

Главная новинка среди магистральной техники – изотермический ТОНАР-97861 габаритной длиной 13,6 м. Прежде изотермы завода были чуть ли не на тонну тяжелее аналогичных моделей ведущих европейских производителей. Теперь конструкторам удалось снизить снаряжённую массу ТОНАР-96861 на 630 кг, до 8,5 тонн – по этому показателю он почти сравнялся с самыми лёгкими зарубежными моделями. За счёт чего? Разработчики значительно уменьшили толщину рамы в наименее нагруженной передней части. В качестве компенсации её теперь изготавливают из высокопрочной стали, а пол кузова сделан несущим и часть нагрузок воспринимает на себя. Кроме того, несколько уменьшена толщина балок, окаймляющих проём задних дверей, и применён новый облегчённый осевой агрегат, позволивший сэкономить более 100 кг снаряжённой массы.

ТОНАР, прицепы ТОНАР, полуприцепы ТОНАР, новинки ТОНАР, новый ТОНАР, новый полуприцеп, производство полуприцепов, СТ-КТ

Есть у этой модели ещё одно важное преимущество: высота створа дверей и внутреннего пространства кузова-фургона увеличена на 50 мм, до 2615 мм. Вроде бы прибавка совсем небольшая, но теперь по данному показателю ТОНАР-96861 полностью соответствует европейским изотермическим полуприцепам. На самом деле данный показатель очень важен: полуприцеп не просто стал вместительнее на два дополнительных куба, он позволяет загружать грузы, упаковка которых по высоте с точностью до миллиметра рассчитана на геометрию европейских изотермических кузовов. То есть ТОНАР в виде модели 96861 предложил рынку импотрозамещающий продукт в полном понимании этого слова! Внешне новую изотерму проще всего отличить по изменённой конструкции крыльев – старые полукруглые на каждое колесо просто не поместились под фургон из-за опущенной ниже рамы.

ТОНАР, новый ТОНАР, изотермический ТОНАР

Теперь более детально – о новых осях ТОНАРа, испытания которых сейчас находятся в завершающей стадии. Прежде для всех типов полуприцепов завод использовал унифицированные оси со значительным запасом прочности. Для некоторых, в первую очередь часто перегружаемых самосвальных полуприцепов, такой запас жизненно необходим, тогда как для других, например, магистральных или сельскохозяйственных, избыточен. То есть для последних подобные оси явно перетяжелены. Поэтому завод разработал новую ось с блоками подшипников меньшего диаметра: они легче сами по себе и позволили сделать меньше и легче ступицы. Кроме того, после проведения тщательных расчётов решено было уменьшить на 1 мм толщину стенки балки оси. В результате, удалось снизить массу трёхосного осевого агрегата на 100 кг – очень хороший результат по меркам современного автомобилестроения! Возьмём в расчёт и то, что подшипник меньшего диаметра улучшает накат, что ведёт к сокращению потребления топлива. Сокращение это, конечно, небольшое, но для компаний с крупными парками магистральной техники вполне осязаемое.

ТОНАР, прицепы ТОНАР, полуприцепы ТОНАР, новинки ТОНАР, новый ТОНАР, новый полуприцеп, производство полуприцепов, СТ-КТ

И ещё одна новость, отчасти касающаяся осей. Весной прошлого года, когда давний партнёр ТОНАРа по поставке электронных тормозных систем полуприцепов (TEBS), компания VABCO, ушла с российского рынка, в качестве альтернативы ей был найден китайский поставщик. Правда, его системы TEBS, не уступающие по качеству и надёжности, оказались лишены некоторых уже ставших привычными для наших перевозчиков функций. В частности, функции автоматического подъёма оси при прохождении поворотов: для этого водителю теперь требовалось самому в нужный момент нажимать кнопку. Но китайцы взялись исправить ситуацию и слово сдержали: их TEBS тоже получили подобную функцию. Так что, начиная с июня автоматический подъём оси возвращён на всю серийно выпускаемую заводом прицепную технику, где он присутствовал прежде. Более того, данную функцию можно вернуть и на ранее выпущенные полуприцепы – для этого потребуется всего-то приехать для перепрошивки настроек в один из официальных сервисных центров.

ТОНАР, прицепы ТОНАР, полуприцепы ТОНАР, новинки ТОНАР, новый ТОНАР, новый полуприцеп, производство полуприцепов, СТ-КТ

Двухъярусные полуприцепы машиностроительный завод ТОНАР делал и прежде. Просто для этого использовались импортные стойки и поперечины. Теперь, когда поставки из недружественных стран сошли на нет, а импортных двухъярусных полуприцепов на нашем рынке не осталось, российский производитель решил вложиться в локализацию подобной конструкции, и теперь в линейке его шторных полуприцепов появился ТОНАР-97882: 16,5-метровый, с внутренним объёмом 110,6 м3 и с подъёмной крышей, позволяющий при загрузке использовать всю высоту кузова, которая составляет 2,7 м. Конечно, подобный двухъярусный полуприцеп тяжелее обычного одноярусного, но если у показанного в прошлом году ТОНАРом 13-метрового двухъярусного полуприцепа прибавка в весе составляла 1050 кг, то у нынешнего 16,5-метрового – всего 495 кг. Такой результат достигнут в первую очередь благодаря применению облегчённых алюминиевых, а не стальных поперечных балок.

ТОНАР, прицепы ТОНАР, полуприцепы ТОНАР, новинки ТОНАР, новый ТОНАР, новый полуприцеп, производство полуприцепов, СТ-КТ

Одна пара таких балок без деформации выдерживает нагрузку в 2,5 тонны, тогда как масса трёх устанавливаемых в пролёт между ними стандартных паллет – всего 1,2 тонны. То есть запас прочности более чем двукратный! За счёт специальных пазов в боковых стойках поперечные балки можно перемещать по высоте с интервалом в 50 мм. А если требуется использовать полуприцеп как одноярусный, поперечные балки, которые сделаны телескопическими, допускается снять, уменьшить по длине и установить продольно между боковыми стойками одного борта. При этом внутренние размеры кузова не уменьшаться ни на миллиметр и тент не будет соприкасаться с элементами крепежа, а потому не потрескается и не порвётся. Использование загрузки в два яруса повышает вместимость 13-метрового полуприцепа с 33 до 66, а 16,5-метрового – с 41 до 82 стандартных паллет.

ТОНАР, прицепы ТОНАР, полуприцепы ТОНАР, новинки ТОНАР, новый ТОНАР, новый полуприцеп, производство полуприцепов, СТ-КТ

Подобную двухъярусную систему размещения груза завод предложил и для своих изотермических полуприцепов: на презентации показали один из них: 85-кубовый трёхосный ТОНАР-97861 габаритной длинной 13,9 м и снаряжённой массой 8,55 тонн. В два ряда в его кузове можно перевозить 66 стандартных паллет. 

ТОНАР, прицепы ТОНАР, полуприцепы ТОНАР, новинки ТОНАР, новый ТОНАР, новый полуприцеп, производство полуприцепов, СТ-КТ

Новый трёхъярусный полуприцеп-скотовоз машиностроительный завод ТОНАР продемонстрировал ещё на прошлогодней презентации. Теперь эта модель, обозначение которой 9827, предстала в значительно изменённом варианте. В её конструкции применили облегчённые профили и стенки, а раму изготовили из высокопрочной стали. Но снижение снаряжённой массы, составившее 540 кг – не единственное достоинство модернизированного скотовоза. У него принципиально изменён погрузочный механизм: если раньше применялись подъёмные полы, то теперь они сделаны стационарными, а погрузка животных на второй и третий ярусы осуществляется с помощью лифта, в который трансформируется погрузочный трап. Обладая снаряжённой массой 10,7 тонн полуприцеп позволяет перевозить за один рейс две сотни свиней. Таким образом, новый полуприцеп-скотовоз получился более технологичным и более лёгким, а значит – более грузоподъёмным и более эффективным в применении. 

ТОНАР, прицепы ТОНАР, полуприцепы ТОНАР, новинки ТОНАР, новый ТОНАР, новый полуприцеп, производство полуприцепов, СТ-КТ

Расширение модельного ряда, совершенствование конструкции, а главное, непрерывное наращивание производственных мощностей вывели машиностроительный завод ТОНАР в лидеры среди российских производителей прицепной техники. Сегодня каждый третий новый полуприцеп в стране несёт марку ТОНАР. Но завод не собирается останавливаться на достигнутом: если в 2022 году он изготовил 5382 прицепа и полуприцепа (+6%), то текущий год собирается закончить с результатом как минимум в 9 000 ед., то есть прибавка составит более 67%! Не удивительно: даже выйдя на рекордный ежедневный темп выпуска в 35 прицепов и полуприцепов, завод не может удовлетворить имеющийся на них спрос, упираясь в узкие места своего производства. Расширение этих узких мест позволит к концу года нарастить выпуск до 42 прицепов и полуприцепов в день, но и такого их количества по сегодняшним меркам уже недостаточно!

ТОНАР, прицепы ТОНАР, полуприцепы ТОНАР, новинки ТОНАР, новый ТОНАР, новый полуприцеп, производство полуприцепов, СТ-КТ

Поэтому ТОНАР принял решение о кардинальном наращивании производственных мощностей, что позволит в будущем изготавливать до 100 ед. техники в день. Для этого на так называемой старой заводской территории начато строительно крупного заготовительного цеха – его введение в строй позволит резко нарастить количество свариваемых рам. Но у ТОНАРа теперь по соседству со старой появилась ещё и новая территория – на ней уже возведён под крышу производственный корпус, который должен войти в строй до конца лета. Главное его назначение – механообработка широкого профиля, выпуск деталей дисковых тормозных механизмов, а также производство мостов и раздаточных коробок для шарнирно-сочленённых самосвалов, серийный выпуск которых на ТОНАРе рассчитывают развернуть к началу следующего года.

ТОНАР, прицепы ТОНАР, полуприцепы ТОНАР, новинки ТОНАР, новый ТОНАР, новый полуприцеп, производство полуприцепов, СТ-КТ

Но и это ещё не всё: радом с новым корпусом скоро начнётся строительство ещё одного, в который планируют перенести сборочное и окрасочное производства всех магистральных полуприцепов. Таким образом, в ближайшие несколько лет ТОНАР превратится в крупный производственный комплекс, который сможет выпускать в три раза больше прицепной техники, чем сегодня. А ещё здесь будут серийно выпускать тяжёлые многозвенные автопоезда и шарнирно-сочленённые самосвалы. И, что не менее важно, за счёт собственного производства обеспечивать их многими важнейшими комплектующими, которые ещё недавно безальтернативно закупались за рубежом.

Константин Закурдаев

ТОНАР, прицепы ТОНАР, полуприцепы ТОНАР, новинки ТОНАР, новый ТОНАР, новый полуприцеп, производство полуприцепов, СТ-КТ




x
Вход на сайт
x
Регистрация
x
Новостная рассылка

С нами уже 1039 профессионалов

Image CAPTCHA
Введите символы с картинки