Техцентр «Гранд Т» -  занимается поставками дорожно-строительной техники WEHEAVY
view counter
Главная страница > Репортаж > Дорожный «Урал». Привыкание к асфальту

Дорожный «Урал». Привыкание к асфальту

Автозавод «Урал» выводит на рынок семейство дорожных грузовиков. Посмотрим, каковы их шансы прижиться в новой для марки рыночной нише.
03.10.2018
3776
view counter

В середине сентября 2018 года автомобильный завод «Урал» объявил о начале производства нового семейства грузовиков. Речь идет не о привычных для него внедорожниках, а о дорожных моделях с колесной формулой 6х4. Более того, допустимая полная масса этих «Уралов» лимитирована значением в 26–27 т. То есть они предназначены для движения по дорогам общего пользования с законодательным ограничением массы трехосных транспортных средств в 25 т без каких-либо претензий со стороны весового контроля. Получается, автомобильный завод «Урал» вторгается на абсолютно новую для себя территорию. Более того, на территорию чужую, где прочные позиции давно и уверенно занимают Минский и, особенно, Камский автозаводы.

Грузовик Урал, Урал 6х4, уральский грузовик, самосвал Урал, Уральский автозавод, испытания Урала. новый Урал,заднеприводный Урал

В целом ситуация в рассматриваемом рыночном сегменте следующая. Его емкость, согласно предоставленным специалистами автозавода «Урал» данным за 2017 год, составляет порядка 10,5 тыс. новых автомобилей, из которых чуть более полутора тысяч приходится на иномарки. Из почти 9 тыс. грузовиков отечественного производства львиная доля – за ПАО «КАМАЗ» (90%), остальное занимает ОАО «МАЗ». Самая востребованная модель – трехосное шасси КАМАЗ-65115, прямой конкурент «Уралам» с колесной формулой 6х4. Согласно данным «Автостат-Инфо», по итогам 2017 года КАМАЗ-65115 занял первое место в рейтинге внутрироссийских продаж Камского автозавода: автомобиль нашел почти шесть тысяч заказчиков. Это давно выпускаемая, проверенная, достаточно надежная и ремонтопригодная, неоднократно модернизированная машина. Для новых заднеприводных «Уралов» – сильный противник!

Грузовик Урал, Урал 6х4, уральский грузовик, самосвал Урал, Уральский автозавод, испытания Урала. новый Урал,заднеприводный Урал

И, тем не менее, автомобильный завод «Урал» расценивает свои шансы в новом рыночном сегменте достаточно уверенно. Еще до конца текущего года он рассчитывает изготовить 150 дорожных «Уралов», в следующем году – уже 500, а далее выпуск автомобилей этого семейства будет доведен до 2 тыс. в год. То есть стратегическая цель – занять 1/5 российского рынка 25-тонников.

Грузовик Урал, Урал 6х4, уральский грузовик, самосвал Урал, Уральский автозавод, испытания Урала. новый Урал,заднеприводный Урал

Наиболее востребован в рассматриваемом нами рыночном сегменте строительный самосвал с задней разгрузкой кузова. Не удивительно, что, выводя на рынок новое дорожное семейство, автомобильный завод «Урал» принял вполне логичное решение предложить потенциальным заказчикам прежде всего самосвалы. Но нужно понимать, что им будет сопутствовать успех, если удастся потеснить самосвалы на шасси уже упоминавшегося КАМАЗ-65115. Сделать это будет нелегко, поскольку влияющие на эффективность эксплуатации технические характеристики одного и другого весьма близки. Так, у обоих схожи и грузоподъемность, и кубатура кузова. У них близкие по мощности дизели, а коробки передач так и вовсе почти одинаковые – механические 9-ступенчатые, выпускаемые в Набережных Челнах силами СП «ЦФ-КАМА». Что касается вместимости самосвальной платформы, здесь все по-честному: если даже в 10-кубовый кузов засыпать песок или гравий с их повышенной плотностью, то перегруза не будет, а значит, не будет и штрафов за него.

Грузовик Урал, Урал 6х4, уральский грузовик, самосвал Урал, Уральский автозавод, испытания Урала. новый Урал,заднеприводный Урал

И все же «Урал» с колесной формулой 6х4 значительно отличается от КАМАЗа. Основная часть таких отличий обусловлена иной, то есть капотной, компоновкой, которая, как известно, дает автомобилю и свои плюсы, и свои минусы.

Среди минусов: несколько большая снаряженная масса, а также примерно на метр увеличенные габаритная длина и радиус поворота, что затрудняет маневрирование в условиях плотной городской застройки. Если говорить про самосвалы, то дорожный «Урал» длиннее КАМАЗ-65115 на 0,7 м, его база больше на 0,8 м, а снаряженная масса выше на 475 кг.

Кроме того, капотная схема именно в классе 25-тонников усложняет рациональную дозагрузку передней оси до ее допустимого конструкцией значения. Именно поэтому разработчикам уральского самосвала пришлось повозиться с формой его самосвального кузова. Именно ради перераспределения дополнительных килограммов на передние колеса днище кузова сделали с уклоном. У переднего борта он глубже, чем у заднего, в результате чего основная часть груза получается смещенной в сторону капота. Впрочем, глядя на кузов со стороны, никогда не догадаешься о скошенном днище: боковые борта почти по всей длине имеют форму прямоугольника. Чтобы максимально приблизить груз к передней оси, кузов как можно сильнее придвинули к кабине, перенеся гидроцилиндры его подъема от стенки переднего борта под днище, а сам передний борт сделав абсолютно вертикальным, без привычного у других самосвалов обратного наклона в несколько градусов.

Грузовик Урал, Урал 6х4, уральский грузовик, самосвал Урал, Уральский автозавод, испытания Урала. новый Урал,заднеприводный Урал

Понятно, что необычная форма кузова – решение вынужденное. А все потому, что просто сделать кузов короче, одновременно уменьшив колесную базу, не получается: тогда нагрузка на переднюю ось оказывается еще меньше. Противоположный вариант, то есть дозагрузку передней оси за счет увеличения колесной базы, разработчики посчитали тоже не самым подходящим: в этом случае страдает маневренность. А сегодня маневренность играет роль не ту, что прежде: важность этого показателя значительно возросла, когда стройки переместились в города, а плотность городской застройки растет год от года. 

Грузовик Урал, Урал 6х4, уральский грузовик, самосвал Урал, Уральский автозавод, испытания Урала. новый Урал,заднеприводный Урал

В общем, самосвальная платформа «Урала» – продукт компромисса нескольких противоречивых факторов. Хотя, лично с моей точки зрения, наилучшим выходом было бы все же несколько увеличить колесную базу, поставив на раму платформу с ровным днищем без всяких конструкторских ухищрений. Конечно, стремление максимально приблизиться по маневренности к КАМАЗ-65115 понятно, с точки зрения конкуренции двух машин это одна из наиболее важных характеристик. Сейчас у «Урала» габаритный радиус поворота составляет 9,7 м против 9 м, указанных в проспектах КАМАЗ-65115. Но ведь до рестайлинга габаритный радиус поворота у названного камского самосвала, согласно тем же проспектам, составлял 10 м, и никто не считал это критическим недостатком. Более того, у рассчитанного на перевозку более 20 т груза трехосного самосвала КАМАЗ-6520 радиус поворота и вовсе 12 м, что не мешает применять эту модель в Москве и других российских мегаполисах.

Грузовик Урал, Урал 6х4, уральский грузовик, самосвал Урал, Уральский автозавод, испытания Урала. новый Урал,заднеприводный Урал

Теперь перейдем к неоспоримым плюсам нового уральского самосвала. Из лежащих на поверхности – наличие капота: во-первых, как говорят водители, это полтора метра жизни, а во-вторых, при ремонте двигателя у грузовика зимой не выстужается кабина, поскольку ее не требуется откидывать. Кроме того, неоткидываемой кабине куда проще и дешевле сделать удлиненную версию со вторым рядом сидений. Но это, понятно, далеко не все. Для заднеприводного «Урала» конструкторы использовали переднюю ось с увеличенной до 7,5 т допустимой нагрузкой. Почему, ведь, на первый взгляд, можно было обойтись менее грузоподъемной осью? Причин здесь несколько. Это и удобство создания модификаций для расчистки дорог, которые можно комплектовать более крупным, а потому более тяжелым снежным отвалом, и удобство создания более грузоподъемных автокранов, крановую надстройку которых можно рациональнее расположить на шасси, сдвинув вперед. То есть на базе заднеприводных «Уралов» появилась возможность создавать автокраны с максимальной грузоподъемностью не 25 т, как обычно, а 32 т.

Грузовик Урал, Урал 6х4, уральский грузовик, самосвал Урал, Уральский автозавод, испытания Урала. новый Урал,заднеприводный Урал

И еще один важный момент в сравнении нового самосвала «Урал» с самосвалом КАМАЗ-65115, который сегодня оснащают преимущественно 6,7-литровым 300-сильным Cummins ISB6.7. Так вот, установленный под капот «Урала» ярославский дизель ЯМЗ-536 фактически того же рабочего объема на пике выдает на 30 л.с. и на 200 Нм больше.

Грузовик Урал, Урал 6х4, уральский грузовик, самосвал Урал, Уральский автозавод, испытания Урала. новый Урал,заднеприводный Урал

Понравилась кабина: здесь есть кондиционер и независимый отопитель, электростеклоподъемники и регулируемая в широком диапазоне рулевая колонка.

Грузовик Урал, Урал 6х4, уральский грузовик, самосвал Урал, Уральский автозавод, испытания Урала. новый Урал,заднеприводный Урал

Важный момент с учетом современного развития перевозок: конструкторы и испытатели автозавода «Урал» приложили много умений и сил, чтобы научить дорожный грузовик ездить не хуже машин зарубежных марок. Проверил на собственном опыте: по комфорту и по удобству управления это фактически европейский уровень! У «Урала» с колесной формулой 6х4 очень легкий руль со сбалансированной обратной связью и высокая курсовая устойчивость – машина не гуляет по дороге ни порожняком, ни с максимальной загрузкой. И плавность хода на высоте: ее обеспечивают удачно подобранные рессоры Чусовского металлургического завода. При движении что по асфальту, что по проселку не наблюдается ни тряски, ни раскачки. Именно у самосвала понравилась коробка передач.

Грузовик Урал, Урал 6х4, уральский грузовик, самосвал Урал, Уральский автозавод, испытания Урала. новый Урал,заднеприводный Урал

Как уже говорилось, в паре с ярославским дизелем здесь установлена 9-ступенчатая ZF. Хорошая коробка, с четким и легким переключением ступеней. И ряды удачно поделены: четыре нижних ступени – для сложных дорожных условий, когда, например, едешь по глине или песку на загрузку к экскаватору, а четыре верхних – когда выбрался на асфальт, где можно развить хорошую скорость. Если же под колесами оказались глубокая грязь или снег – включай ползущую передачу. А заодно – и механизмы блокировки межосевых и межколесного дифференциалов. Уточню: чтобы эти блокировки привести в действие, обязательно нужно остановиться. Одним словом, водить новый дорожный самосвал «Урал» легко, по ощущениям от управления он больше похож даже не на грузовик, а на большую легковую машину. Естественно, с поправкой на интенсивность разгона – все-таки полная масса 26,5 т.

Грузовик Урал, Урал 6х4, уральский грузовик, самосвал Урал, Уральский автозавод, испытания Урала. новый Урал,заднеприводный Урал

Другое дело – трехосный седельный тягач, рассчитанный на эксплуатацию в составе автопоезда полной массой до 55 т: с ним в ходе презентации новых автомобилей мне тоже удалось познакомиться. Так вот, у этого тягача в паре с более мощным ЯМЗ-653 установлена требующая куда большего профессионализма и сосредоточенности 16-ступенчатая коробка передач. Вот где пришлась бы к месту трансмиссия с автоматическим управлением! И такая трансмиссия у уральского седельного тягача скоро появится.

Грузовик Урал, Урал 6х4, уральский грузовик, самосвал Урал, Уральский автозавод, испытания Урала. новый Урал,заднеприводный Урал

Итак, как же в дальнейшем будет развиваться проект дорожных «Уралов»? С двигателями все предельно ясно: для шасси предназначен ЯМЗ-536, развивающий 328 л.с. и 1375 Нм, для седельного тягача – ЯМЗ-653, отличающийся более высокими выходными характеристиками: 420 л.с. и 2000 Нм. Что касается используемых коробок передач, в настоящее время конструкторы завода действительно заняты подбором их вариантов с автоматическим переключением. Прорабатывается вопрос комплектации автомобилей пневмоподвеской, в 2019 году увидят свет модификации, работающие на газовом топливе. Очень возможно, что седельный тягач предложат заказчикам в варианте с самой настоящей ГМП. Какой марки – пока точной информации нет, но из разговоров со специалистами завода можно сделать вывод, что место ее производства – Китай, где за последние годы удалось создать современное производство целой гаммы вполне конкурентоспособных гидромеханических трансмиссий. А вот самосвалы и другие шасси если и получат «автомат», то, скорее всего, это будет автоматизированный вариант устанавливаемых на них в настоящее время механических коробок ZF. Даже, вполне вероятно, челнинского производства.

Грузовик Урал, Урал 6х4, уральский грузовик, самосвал Урал, Уральский автозавод, испытания Урала. новый Урал,заднеприводный Урал

Несколько слов нужно сказать о применяемых мостах. Как передний, так и задние мосты новых «Уралов» поставляет китайская компания HANDE. По отзывам, мосты этого производителя очень неплохие, с высокими надежностью и ресурсом. Да и стоят они меньше в сравнении с ранее используемыми на некоторых моделях «Уралов» мостами RABA. Но, согласитесь, все же странно, имея в структуре холдинга собственное предприятие по выпуску автобусных мостов того же класса (я говорю о Канашском автоагрегатном заводе), за столько лет не организовать на нем производство собственных мостов для грузовиков.

Грузовик Урал, Урал 6х4, уральский грузовик, самосвал Урал, Уральский автозавод, испытания Урала. новый Урал,заднеприводный Урал

А как будет развиваться модельная линейка дорожных «Уралов»? В сегменте 25-тонников заказчикам первым делом предложат удлиненное шасси с увеличенной на 0,9 м колесной базой – его планируется использовать преимущественно для создания модификаций с бортовой платформой и с цистернами различного назначения. А дальше – организация производства более тяжелого дорожного трехосника с усиленными мостами, которые позволят поднять полную массу тех же самосвалов до 32–33 т. Конечно, формально они предназначены для использования вне асфальтированных дорог. Но, несмотря на это, в нашей стране подобные самосвалы, как правило, пользуются хорошим устойчивым спросом.

Грузовик Урал, Урал 6х4, уральский грузовик, самосвал Урал, Уральский автозавод, испытания Урала. новый Урал,заднеприводный Урал

Несколько удивило, что седельный тягач, во всяком случае на первых порах, планируют выпускать только с удлиненной кабиной со спальником – ее сделали на основе двухрядной кабины «Газона NEXT», зачем-то сохранив третью дверь. Именно из-за такой кабины колесная база у тягача получилась больше, чем у самосвала, – случай не частый! А как же облегченная версия седельника с короткой кабиной и, соответственно, с укороченной колесной базой? Таковой пока не будет, как пока не будет версий с колесной формулой 4х2 и с колесной формулой 6х6, но с сохранением дорожной «резины» на всех колесах. На заводе не отрицают, что подобные модификации значительно расширили бы сферу использования новых «Уралов». Но у конструкторов сейчас другой приоритет: автомобильный завод «Урал» на полных порах ведет разработку гаммы четырехосных заднеприводных грузовиков полной массой 48–50 т. Так что ждем скорого появления еще одного перспективного уральского семейства!  

Константин Закурдаев

 

«РМ-ТЕРЕКС»: в помощники самосвалам

Во время презентации новых уральских самосвалов на площадке, где им заполняли песком кузова, трудились еще две строительные машины: автогрейдер TG200 и экскаватор WX200, выпускаемые «РМ-ТЕРЕКС».

РМ-Терекс, TG-200, RM-Terex, Брянский арсенал, грейдер

Брянский автогрейдер TG200 с шарнирно-сочлененной рамой, эксплуатационная масса которого составляет 18,7 т, – на сегодня один из наиболее современных в стране. Он оборудован гидромеханической трансмиссией, гидростатическим приводом передних колес, дизелем с интеллектуальной системой управления и современной эргономичной кабиной с рычагами управления по бокам рулевого колеса, что значительно облегчает работу оператора.

RM-terex, WX200, колесный экскаватор, тверской экскаватор, РМ-Терекс, ТВЭКС

Одним из самых современных среди аналогов считается и изготавливаемый заводом «Тверской экскаватор» колесный экскаватор WX200 эксплуатационной массой 23,3 т. Он отличается высокой транспортной скоростью, хорошей проходимостью за счет возможности блокировки межколесных дифференциалов, а также применением многорежимной интеллектуальной системы управления двигателем и гидравлической системы, совмещающей неограниченное количество операций в рабочем цикле. Среди одноклассников у WX200 наилучшие показатели по объему ковша, а также по глубине, радиусу и усилию копания.




Интересное от редакции:
x
Вход на сайт
x
Регистрация
x
Новостная рассылка

С нами уже 1040 профессионалов

Image CAPTCHA
Введите символы с картинки