DAF Trucks. Когда больше не значит лучше
Новости отрасли
Самое читаемое
– Ари, для начала скажите несколько слов о том, каково на сегодня положение DAF Trucks в России и в мире.
– Для DAF Trucks главным рынком сбыта была и остается Европа, где по итогам 2012 года в сегменте грузовиков полной массой свыше 16 т наша компания занимает вторую позицию, вопреки общему спаду продаж нарастив свою долю с 15,5 до 16%. А в некоторых из европейских государств мы прочно удерживаем лидерство. Как удерживаем общеевропейское лидерство по продажам двухосных магистральных тягачей.
В отличие от Европы, в России рынок тяжелых грузовиков последние несколько лет увеличивался. Например, если в 2011 году на нем было реализовано около 26 тыс. «европейцев», то в 2012-м – уже около 33,5 тыс. При этом доля DAF Trucks росла быстрее среднерыночных показателей: с момента появления в стране два года назад нашего официального представительства продажи компании увеличились в восемь раз, и если взять данные по прошлогодним российским продажам европейской большой семерки, то наша доля в них достигла 13,3%. В текущий год мы вошли в сильно изменившихся рыночных условиях, и тем не менее по состоянию на июль указанная цифра выросла уже до 14,2%.
– Раз меняются рыночные условия, видимо, стоит ждать и изменений показателей продаж?
– Смотрите, какая складывается ситуация. В первой половине этого года компания прилагала огромные усилия для загрузки своего головного завода. В Европе сейчас экономическая рецессия, продажи коммерческой техники сильно упали, и чтобы удерживать привычный темп выпуска, составляющий 164 автомобиля в день, мы были вынуждены максимально нарастить свои усилия на внешних рынках, и в том числе в России. Но летом ситуация изменилась: в преддверии перехода с января 2014 года на Евро-6 многие из европейских перевозчиков, стремясь успеть приобрести менее дорогие автомобили стандарта Евро-5, сделали крупные заказы, и сейчас наш завод заработал с максимальной производительностью, выпуская по 212 грузовиков в день. На первый взгляд, это здорово: компания вложила в модернизацию производства и переход к новому поколению техники миллиард евро и теперь успешно отбивает эти затраты. Но есть у этого бума и обратная сторона.
Во-первых, с наступлением следующего года он однозначно закончится, и мы снова будем вынуждены думать, как загрузить завод, поскольку европейский рынок по-прежнему слаб.
Во-вторых, загрузив до максимума свои мощности заказами из Европы, заказы из других стран мы вынуждены переносить на следующий год, что негативно отразится на нашем зарубежном бизнесе. На российском рынке стране ваться Европе, например, наша доля во втором полугодии, скорее всего, уменьшится: у других членов большой семерки расположенные в Европе заводы тоже сильно загружены, но у них, в отличие от DAF Trucks, в России успел сформироваться большой сток, за счет которого, вероятно, заказчики не ощутят нехватки машин.
Ситуация осложняется еще и тем, что российский рынок после нескольких лет роста сегодня не только сокращается, но и меняется по своей структуре: спрос на магистральную технику падает, за первое полугодие уменьшившись примерно на две тысячи единиц, а на строительную, напротив, растет, за полгода прибавив порядка 1200 автомобилей. Для DAF Trucks это в первую очередь новый вызов: марка всегда была сильна прежде всего своими магистральными тягачами.
– Недавно как раз прошла информация о появлении в производственной программе DAF Trucks специальных строительных моделей.
– Верно, на базе моделей LF и CF нового поколения компания разработала целую линейку модификаций под общим названием Construction для работы в сложных дорожных условиях, прежде всего в строительстве. Но заказчики смогут получить такие автомобили не ранее следующей весны.
Пока же в нашем распоряжении нет широкой гаммы специальных строительных машин, поэтому в ситуации снижения спроса на магистральные тягачи свою рыночную долю в России компания поддерживает за счет более активного продвижения среднетоннажников семейства LF. Прежде продажи этих грузовиков носили единичный характер, но в первом полугодии этого года мы реализовали их в количестве более ста! Правда, сейчас такой LF уже снят с производства и вместо него на европейский рынок вышла новая модель с двигателем стандарта Евро-6. Я прекрасно понимаю, что этот двигатель – не для России: он дороже, сложнее в эксплуатации, а главное – из-за отсутствия в большинстве регионов страны требуемого по качеству топлива EN590 применение оснащенных им грузовиков ограничено. Поэтому сейчас наши конструкторы прорабатывают возможность адаптации для нового DAF LF двигателей стандарта Евро-5. Пока же роль данного автомобиля выполняет облегченная версия модели, стоящей на ступеньку выше, – я имею в виду DAF CF 65.
– В сентябре на выставку COMTRANS компания привезла свой новый флагман DAF XF. Поскольку этот автомобиль тоже оснащен двигателем стандарта Евро-6, то как обстоят дела с перспективой его поставок нашим заказчикам? Модель предложат в модификации с двигателем предыдущего поколения?
– Все дело в том, что этот магистральник получил принципиально новые дизели PACCAR MX11 и MX13, а посему в его моторный отсек просто не впишутся двигатели, применявшиеся ранее. Значит, компания не имеет возможности предложить модификацию этого автомобиля, отвечающую требованиям менее высоких экологических стандартов. Впрочем, в России новейший DAF XF все же продаваться будет: в таком тягаче заинтересована определенная часть международных перевозчиков, автопоезда которых регулярно совершают рейсы в европейские страны, где существует густая сеть платных дорог, тариф проезда по которым сильно колеблется в зависимости от экологической чистоты транспортного средства.
А для остальных российских перевозчиков останется доступно семейство DAF XF предыдущего поколения с двигателями стандарта Евро-5: выпуск новых и старых моделей будет вестись параллельно. И это правильно: по характеристикам, надежности, долговечности и стоимости владения до сих пор пользующийся высоким спросом DAF XF105 – лучший из магистральных автомобилей компании за все время ее существования!
– Не могли бы Вы прояснить ситуацию, касающуюся сотрудничества DAF Trucks и чешской TATRA?
– Как представителю компании в России мне трудно комментировать данный вопрос, который больше относится к компетенции нашего европейского офиса. Скажу только, что DAF Trucks и дальше продолжит поставки двигателей и кабин для модели TATRA Phoenix. Отрадно, что среди потенциальных заказчиков в России, где у чешской марки богатое прошлое, данная модель была встречена с очень большой заинтересованностью. Мне же со своей стороны остается только добавить, что здесь, как и во всех остальных странах мира, в течение гарантийного периода TATRA Phoenix, безусловно, будет обязательно обслужена в случае обращения на любую из наших фирменных сервисных станций при отказе какого-либо узла, поставляемого DAF Trucks.
– Как DAF Trucks собирается выстраивать свой российский бизнес в обозримой перспективе?
– Как я уже говорил, в Европе в начале следующего года мы ожидаем новый спад продаж, что делает российский рынок для нас еще более важным! Из основных стоящих перед ООО «ДАФ Тракс Рус» задач я бы прежде всего назвал наращивание возможностей фирменной дилерско-сервисной сети. Речь в данном случае идет не только об ее расширении, что тоже важно и к чему мы упорно стремимся: только в течение шести дней работы выставки COMTRANS были проведены переговоры с представителями 37 российских компаний, которые хотят работать с техникой DAF. Не меньшие усилия наша компания приложит для дальнейшего повышения профессионального мастерства занятых в дилерско-сервисной структуре специалистов и их обучения с целью совершенствования навыков продвижения и послепродажного обслуживания не только магистральной, но и строительной техники. Потому что именно с техникой класса Construction мы связываем укрепление своих позиций и дальнейшее расширение присутствия в стране.
С нами уже 1039 профессионалов