Техцентр «Гранд Т» -  занимается поставками дорожно-строительной техники WEHEAVY
view counter
Главная страница > Спецтехника > Подземные работяги

Подземные работяги

Самоходное горное оборудование на пневмоколесном ходу – сравнительно недавно появившийся сегмент машин для горно-добывающей промышленности, сделавших применяемые в ней технологи более производительными и безопасными.
14.01.2014
15250
view counter

На примере погрузочно-доставочных машин (ПДМ), подземных самосвалов, специального транспорта особенно ярко проявляется влияние технического прогресса на горное машиностроение.

Портрет в интерьере

На протяжении последнего времени для погрузки и доставки руды на передовых зарубежных и российских рудниках используются самоходные ковшовые погрузочно-доставочные машины (ПДМ) как с дизельным, так и электрическим приводом. Опыт использования таких машин показал, что для повышения эффективности процесса доставки руды необходимо увеличивать их грузоподъемность.

самосвал
Транспортировку горной массы выполняют специальные самосвалы

Транспортирование горной массы также осуществляется автосамосвалами грузоподъемностью до 40-50 т.

Самоходные дизельные или электрические ковшовые погрузочно-доставочные машины с ковшом, расположенным спереди, применяются на многих рудниках черной и цветной металлургии. Ковш с гидравлическим приводом может подниматься, опускаться и переворачиваться. Опущенным ковшом машина набирает руду из навала, затем приподнимает его, поворачивает и доставляет руду к месту разгрузки, где ковш поднимается и опрокидывается. Для удобства работы движение вперед и назад осуществляется без разворота, а для повышения маневренности в узких выработках ее конструкция сделана шарнирно-сочлененной.


В будущем все больше станет применяться дистанционное управление

За последнее время произошли большие изменения в конструкциях ПДМ: увеличились объем ковша, грузоподъемность, изменились габариты: ковш стал шире, а высота машины меньше. При погрузке рудной массы мощные ПДМ, внедряясь в навал руды и приподнимая ковш, производят встряхивание выпускаемого столба, полностью ликвидируя какие-либо зависания или смерзания кусков руды. На рудниках, где есть проблемы при доставке или необходимость выхода в открытое очистное пространство, для большей безопасности используют дистанционное управление.

Погрузочно-транспортные машины отличаются тем, что их ковш предназначен для загрузки собственного бункера. Их чаще всего применяют в выработках сравнительно малого поперечного сечения при длине доставки до 600 м.


Прочность кабина оператора как правило достигнута мощным каркасом безопасности

К особенностям подземных самосвалов относятся низкий профиль, шарнирно-сочлененная компоновка, разгрузка кузова за счет или его опрокидывания с помощью гидропривода, или выталкивания груза подвижным бортом, а также возможность движения с одинаковой скоростью вперед и назад.

Среди наиболее известных производителей ПДМ и шахтных самосвалов можно отметить компании Sandvik, Atlas Copco, Caterpillar, MTI -Mining Technologies International Inc., Dux Machinery Corp., GHH Fahrzeuge, PAUS, Wagner, Eimco, Jarvis clark, Gutenhoffnungshutte, HERBST SMAG, Schopf, Equipment Miner и Kawasaki.

По пути совершенствования

Специалисты считают, что возможности для совершенствования подземной техники велики. В первую очередь это касается системы привода: двигателей, коробок передач, ведущих мостов, а также электроники. Например, почти все машины PAUS могут по желанию заказчика комплектоваться дистанционным управлением основных функций машины или видеокамерами.

Многие модели полностью компьютеризированы: электроника подбирает оптимальный с точки зрения производительности, экономичности и безопасности режим работы. Компьютер одновременно отслеживает и обрабатывает огромный массив информации, включая расход топлива, состояние основных узлов машины, горно-геологические условия и расстояния, оставляя оператору главным образом функция контроля.


Могилевский автозавод – крупнейший в СНГ производитель ПДМ и шахтных самосвалов

Предполагается все шире использовать дистанционное управление. Связано это с тем, что горно-геологические условия постоянно усложняются: все беднее становятся руды, все опаснее условия труда горняков. Причем возможно не только дистанционное управление из-под земли, но и с поверхности.

Все современные модели обеспечивают высокий комфорт оператора (звукоизоляция, очистка воздуха, температура), тем самым повышая его производительность и внимательность. Безопасность подразумевает максимальный обзор и надежную кабину. Например, на всех погрузчиках и самосвалах Atlas Copco рабочее место оператора (закрытая кабина или защитный козырек) сертифицировано по стандарту MSHA-ISO ROPS/FOPS, на который сегодня ориентируются все производители. И сверху, и сбоку кабина выдерживает удар до 10 т!

Еще одно важное направление технического прогресса – специализация. Возьмем, к примеру, оборудование для низких выработок – специально для них создан ряд низкопрофильных машин. Совершенствование идет и по пути повышения надежности техники, их безотказности, ремонтопригодности, долговечности.

В число насущных задач рынка горно-шахтного оборудования входит расширение ассортимента шахтных самосвалов и ПДМ. За рубежом используется модельная линейка грузоподъемностью от 4,5 до 80 т и мощностью от 102 до 770 л.с. Типаж отечественных машин не столь разнообразен.

Незавидное положение

На территории СНГ шахтные самосвалы производят два завода, и еще два делают погрузочно-доставочные машины. Конструкция этой техники устаревшая, да и качество сборки оставляет желать лучшего. Их главный козырь – дешевизна. Начиная с 1995 года, многие отечественные предприятия пытались освоить производство такой техники, но на сегодняшний день только два из них продолжают активно работать над такими проектами.


Шахтный самосвал ШС-35 и погрузочно-доставочная машина МПД-4

Главное, в чем российское оборудование проигрывает лучшему зарубежному – это надежность. В производительности, экономичности, в условиях работы оператора превосходство иностранных образцов тоже налицо. Поэтому сегодня в России парк самоходного горного оборудования формируется в основном за счет импорта: ежегодно оно закупается за рубежом на миллиарды долларов!

Есть ли шансы у производителей такого оборудования из СНГ? Испытания машин МПД-4 и МДП-14, изготовленных ООО «Автомаркет Майнинг», показали, что это первая на рынке конкурентоспособная отечественная продукция. Данная компания также стала пионером в создании российских шахтных самосвалов ШС-27 и ШС-35.

Новинки для российских горняков

Среди новинок можно отметить ПДМ Fadroma LK2АС, которую отличают низкий профиль и короткая колесная база (3255 мм). Чтобы машина могла работать в тесных подземных выработках, ее сделали шарнирно-сочлененной с углом складывания в горизонтальной плоскости 42° в каждую сторону. В передней части разместили стрелу с 3-кубовым ковшом, а в задней – силовое отделение и кабину оператора. В мотоотсеке – 178-сильный Detroit Diesel S40 7.6LTA, либо 190-сильный Deutz TCD 2012 LO62V. Гидромеханическая коробка передач – 3-диапазонная Dana SOH R32000. Подвеска переднего моста жесткая, а задний мост, установленный шарнирно, обеспечивает преодоление преград высотой до 200 мм без отрыва колес от грунта.


Погрузочно-доставочная машина Fadroma LK2АС

Выполненная в виде прочной капсулы кабина расположена сбоку по левой стороне, причем оператор сидит перпендикулярно оси машины, что обеспечивает хороший обзор при челночной работе и погрузке породы в самосвалы. Интересно, что проем входной двери одновременно служит передним окном.

Погрузочно-доставочную машину R1700G компании Caterpillar комплектуют ковшами объемом от 5 до 8,8 м3. Шарнирно-сочлененная конструкция ее рамы позволяет изменять положение секций на угол 44° в каждую сторону. Дизель Cat C11 ACERT мощностью 353 л.с. работает в паре с автоматической 4-диапазонной коробкой передач с электронным управлением, позволяющей выбирать автоматический или ручной режим переключения. Моноблочные стальные стрелы выдерживают высокие нагрузки без снижения прочности и долговечности, а конструкция рычажного механизма обеспечивает больший вылет ковша и высоту разгрузки. Кабина закреплена на упругих элементах, а сиденье оператора установлено на пневмоподвеске. На джойстик выведено управление рулевым механизмом, коробкой передач и рабочим оборудованием.


Погрузочно-доставочная машина Caterpillar R1700G

Шахтный самосвал Minetruck MT42 компании Atlas Copco в своем 21-кубовом (с шапкой) кузове способен перевозить до 42 т груза. Машина обладает приземистым силуэтом (габаритная высота около 2,7 м), а малый радиус поворота (менее 9 м) обеспечен шарнирно-сочлененной конструкцией с углом поворота 45°.

Роль силовой установки выполняет дизель Cummins QSX15 EPA мощностью 520 л.с. Трансмиссия включает гидромеханическую коробку передач Dana 8822H с автоматически блокируемым гидротрансформатором, восемью передними и двумя задними диапазонами. Ведущие мосты Kessler 102 снабжены планетарными редукторами, вмонтированными в ступицы колес. Передний мост подвешен с помощью гидропневматических элементов, а задний жестко прикреплен к раме.

К услугам оператора, располагающегося в закрытой кабине, сиденье с пневмоподвеской и регулировкой положения подушки и спинки, многофункциональный дисплей высокой четкости и кондиционер. MT42 снабжен видеокамерой заднего вида, резервной камерой и камерой обзора кузова, позволяющими водителю следить за процессом погрузки и разгрузки, не выходя из кабины.


Шахтный самосвал Minetruck MT42

Подземный самосвал MK-A20 компании GHH Fahrzeuge представляет собой одноосный тягач с самосвальным полуприцепом, шарнирно-сочлененное соединение между которыми обладает углом складывания 42о в каждую сторону. Он отличается низким профилем (габаритная высота 2555 мм) и малым внешним радиусом поворота (около 8 м). В моторном отсеке – дизель Deutz F8L413 FW мощностью 185 л.с. либо 237-сильный Deutz F10L413 FW. Коробка передач – 4-диапазонная гидромеханическая Dana Serie 32000. По заказу самосвал оснастят альтернативной энергетической установкой EDS, представляющей собой гибридную гидростатическую трансмиссию. Подвеска переднего ведущего моста выполнена жесткой, задний мост установлен с возможностью качания в вертикальной поперечной плоскости. В качестве варианта предложена кабина закрытого типа. Все органы управления и контрольно-измерительные приборы легко доступны и находятся в поле зрения оператора, сиденье которого регулируется. Управление движением в зависимости от выбора заказчика осуществляется с помощью рычага, традиционной «баранки» или джойстика.




x
Вход на сайт
x
Регистрация
x
Новостная рассылка

С нами уже 1040 профессионалов

Image CAPTCHA
Введите символы с картинки