view counter
Главная страница > Спецтехника > Новинки «складных» самосвалов

Новинки «складных» самосвалов

Развитие шарнирно-сочлененных самосвалов неумолимо движется вперед: за последние несколько месяцев на мировой рынок вышло сразу несколько их новых моделей.
16.07.2015
view counter

BELL

В предыдущем материале мы уже коснулись новых шарнирно-сочлененных самосвалов, производимых компанией BELL. Напомним, что речь идет о недавно предложенной заказчикам серии «Е», включающей четыре полноприводных трехосных модели грузоподъемностью от 18 до 28 т: В18Е, В20Е, В25Е и В30Е полная масса которых, соответственно, 33,3, 33,5, 42,8 и 47,2 кг, а максимальная вместимость кузова – 11,0 (первые два), 15,0 и 17,5 м3. Если кратко, упомянутые машины отличаются полностью переработанной кабиной с улучшенными шумоизоляцией и органами управления, двигателями Mercedes-Benz с более высокими экологическими характеристиками (уровень Tier 3), сохранившими при этом прежние приемистость и возможности холодного пуска, а также применением легких высокопрочных материалов в конструкции ходовой части, что позволило улучшить соотношение полезной нагрузки к полной массе.

Шарнирно-сочлененный самосвал ШСС Bell

Из технических особенностей самосвалов серии «Е» отметим 6-диапазонную планетарную коробку передач Allison с возможностью блокировки гидротрансформатора, применение межколесных дифференциалов повышенного трения и автоматически блокируемого дифференциала в раздаточной коробке, с помощью которых регулировка тягового усилия происходит без участия водителя, а также эффективную на крутых и продолжительных спусках систему автоматического торможения с использованием мощного тормоза-замедлителя, удерживающего самосвал на невысокой скорости при отпускании педали газа. В защищенной в соответствии со всеми современными требованиями кабине обращают на себя внимание регулируемое сиденье на пневмоподвеске с настраиваемой жесткостью и пневматической спинкой, система пуска двигателя без ключа, а также отображающий наиболее актуальную информацию, включая диагностику и выбранные настройки, 10-дюймовый цветной монитор. Добавим, что применяемые дисковые тормозные механизмы на колесах самосвалов серии «Е» по выбору заказчика могут быть как сухого, так и мокрого типа.

А в следующем году стартует производство самого грузоподъемного в мире шарнирно-сочлененного самосвала BELL B60D: двухосного, со сдвоенной ошиновкой задних колес, рассчитанного на перевозку до 60 т груза.

Но не один BELL задает тонн на рынке шарнирно-сочлененных самосвалов: конкуренты не дремлют! С их стороны заказчикам предложен целый ряд довольно интересных новинок.

Caterpillar

Компания Caterpillar приступила к выпуску усовершенствованных шарнирно сочлененных самосвалов трех моделей: 735С, 740С и 745С. Их грузоподъемность составляет, соответственно, 32,7, 38 и 41 т, а грузовместимость кузовов достигает 20,5, 23 и 25 м3. Первый оснащен 452-сильным двигателем Cat C15 ACERT мощностью 452 л.с., а двое других – двигателем C18 ACERT, развивающим 511 л.с.

Для рынков со строгим контролем экологических параметров самосвалы оснащают версиями вышеупомянутых дизелей стандарта Tier 4 Final/Stage IV с системой избирательной каталитической нейтрализации. Но, при этом, по прежнему возможна и установка менее совершенных с экологической точки зрения силовых агрегатов.

Новая коробка передач Cat CX38 с возможностью переключения под нагрузкой наделена девятью передачами переднего и двумя передачами заднего хода, а также рядом электронных систем, увеличивающих производительность машины, включая систему управления давлением в муфтах сцепления (ECPC), повышающую плавность переключения, и систему управления производительностью (APECS), обеспечивающую оптимальный выбор передаточных ступеней с целью снижения расхода топлива.

Шарнирно-сочлененный самосвал ШСС CAT Caterpillar

В трансмиссии предусмотрен автоматический выбор передач в соответствии с рабочими условиями, а также автоматическое понижение передаточной ступени для интенсивного ускорения. Неполное раскрытие дроссельной заслонки позволяет переключать КПП при малых оборотах двигателя, обеспечивая повышенную топливную эффективность, снижение шумности и упрощая маневрирование на низких скоростях.

В зависимости от вида находящегося под колесами грунта система автоматического регулирования тяги изменяет уровень блокировки межосевого и межколесных дифференциалов трех мостов, освободив оператора от необходимости ручного включения блокировок, экономя топливо за счет пропорционального включения блокировки муфт в зависимости от рабочих условий и не препятствуя маневрированию на узких участках.

Кроме того, предусмотрена система автоматического управления замедлением. Для этого используется комбинированная работа моторного тормоза, коробки передач и рабочего тормоза без вмешательства со стороны оператора.

К другим способствующим увеличению общей производительности функциям относятся система помощи при начале движения на подъем и система, включающая рабочие тормоза во время пауз в движении, будь это ожидание на месте погрузки или задержка из-за заторов на площадке.

Komatsu

Компания Komatsu America Corp. порадовала своих приверженцев двумя новыми моделями шарнирно-сочлененных самосвалов: HM300-5 и HM400-5 грузоподъемностью, соответственно, 28 и 40 т. Высота расположения бортов кузова (2,8 и 3,1 м) и его грузовместимость позволяют машинам работать в одной технологической цепочке с гидравлическими экскаваторами и колесными погрузчиками с объемом ковша 3,8 - 7 м3.

Машины оснащены соответствующей всем современным требованиям безопасности унифицированной кабиной повышенной комфортности, оборудованной гидропневматической подвеской. Дизайн приборной панели имеет более плавные, чем прежде, очертания. Сиденье водителя с многочисленными регулировками положения подушки и высокой спинки оснащено пневмоподвеской и системой подогрева. Рядом с ним – сиденье инструктора. Кабина оборудована регулируемой рулевой колонкой, кондиционером, аудиосистемой и электростеклоподъемниками, а ее эффективная звукоизоляция позволяет снизить внутренний уровень шума до 73 дБ(А).

Шарнирно-сочлененный самосвал ШСС Komatsu

Вся необходимая информация о работе машины и «подсказки» по оптимизации расхода топлива выводятся на многофункциональный 7-дюймовый монитор, «говорящий» на 25 языках. Сюда же передается изображение с видеокамеры заднего обзора. Самосвалы оснащены эксклюзивной системой Komatsu EMMS с расширенными диагностическими возможностями, что позволяет оперативно отслеживать все неполадки и уменьшить время, необходимое на ремонт. Дополняет картину Komtrax – система удаленного мониторинга с возможностью доступа через Интернет или приложение для смартфонов и планшетных компьютеров.

Оба самосвала оснащают рядным 6-цилиндровыми дизелями Komatsu (модель HM300-5 – 11-литровым 324-сильным, а модель HM400-5 – 15,2-литровым 473-сильным), которые снабжены турбокомпрессором с изменяемой геометрией (KVGT), интеркулером, системой впрыска топлива высокого давления Common Rail, системой избирательного каталитического восстановления (SСR), устройством рециркуляции отработавших газов (EGR) и передовой системой электронного управления. Эти двигатели отвечают американскому экологическому Tier 4 Final и европейскому экологическому стандарту Stage IV Engine.

С каждым из двигателей агрегатируется 6-диапазонная гидромеханическая коробка передач. Раздаточная коробка снабжена понижающей передачей. Система тяги K-TCS (Komatsu Traction Control System), контролируемая электроникой, вкупе с фирменной антипробуксовочной системой автоматически блокирует межосевой дифференциал, а при необходимости притормаживает колеса при ухудшении дорожных условий. В нужный момент водитель может заблокировать дифференциалы всех мостов прямо во время движения. Централизованная система контроля K-Atomics управляет работой двигателя и коробки передач.

Шарнирно-сочлененный самосвал ШСС Komatsu

Все ведущие мосты новых самосвалов снабжены гидропневматическими упругими элементами. Спереди установлена полузависимая подвеска типа De Dion, задние мосты связаны с рамой А-образными направляющими рычагами, а между собой – продольными балансирами, которые опираются на резиновые подушки. Многодисковым тормозам с гидравлическим приводом, работающим в масляной ванне, во время движения на спуске помогает тормоз-замедлитель.

У HM300-5 геометрический объем кузова составляет 13,4 м3, а «с шапкой» – 17,1 м3, тогда как у HM300-5, эти параметры, соответственно, 18,2 и 24 м3.

Sandvik

После успешных испытаний в Австралии двух новых подземных самосвалов компании Sandvik Mining началось их серийное производство. Двухосные полноприводные модели TH551 и TH663 грузоподъемностью 51 т и 63 т разработаны для горных выработок размером, соответственно, 5х5 и 6х6 м. Чтобы обеспечить эффективную работу звеньев производственной цепи, в кузова самосвалов помещается ровно три ковша подземного погрузчика: для первого это Sandvik LH517, а для второго – Sandvik LH621.

Новинки отличаются повышенной производительностью и оснащены более чем 60 системами безопасности, призванными защитить оператора, обслуживающий персонал и сам самосвал. Среди других особенностей машин можно отметить самое лучшее в своем классе тяговое усилие, уменьшенные габариты и увеличенную скорость преодоления подъемов.

Шарнирно-сочлененный самосвал ШСС шахтный самосвал Sandvik

Увеличенная на 35% по сравнению с предыдущими моделями кабина оснащена регулируемым сиденьем водителя с индивидуальной подвеской и четырехточечным ремнем безопасности, а также сиденьем инструктора. На дисплей автоматизированной системы управления выводится вся информация о состоянии основных систем. Плавность хода повышает подвеска ведущего моста на передней полураме – новшество для машин такого типа. Добавим, что в распоряжении оператора – небольшой холодильник, соединенный с системой климат-контроля.

В стандартом варианте TH551 оснащают 700-сильным 6-цилиндровым Volvo TAD1642VE-B (16,1 л), в заказном – Volvo TAD1662VE той же мощности, но удовлетворяющим экологическому стандарту Tier 4-Interim или Stage IIIB, что позволяет отказаться от сажевого фильтра и сократить затраты, связанные с вентиляцией шахт. На TH663 ставят «шестерку» Cummins QSK19 (19 л) мощностью 771 л.с. С двигателями агрегатируют гидромеханические коробки передач с электронным управлением. Замедление и остановку обеспечивают дисковые тормоза всех колес, охлаждаемые маслом.

Применение в конструкции несущей рамы высокопрочных сталей снизило массу TH663, позволив поднять его грузоподъемность на три тонны по сравнению с предшественником. У кузовов TH551 TH663 полезным объемом 28 и 36 «кубов» нижние углы для лучшей сходимости перевозимого материала сделаны скругленными.

Шарнирно-сочлененный самосвал ШСС шахтный самосвал Sandvik

Обе машины оснащены внешними световыми индикаторами, по которым оператор погрузчика определяет, насколько заполнен кузов. Другая система контролирует массу груза в платформе и позволяет, к примеру, оценить производительность с учетом информации о положении самосвала и действующей смене.

Чтобы избежать длительных простоев из-за частых приколов шин, в конструкцию передней и задней полурам самосвалов могут встраиваться бортовые гидравлические домкраты. Также применяется система контроля давления и температуры воздуха в шинах, с помощью которой, в частности, удается избежать возгорания шин.

JCB

У компания JCB – тоже новая линейка шарнирно-сочлененных самосвалов. Правда, с приставкой «мини», поскольку их грузоподъемность лежит в пределах от 1 до 10 т. Машины оснащенны двигателями мощностью от 20 до 120 л.с. и предназначены для работ в стесненных условиях стройплощадок и на труднодоступной для обычной техники местности. В данную линейку включены шарнирно-сочлененные высокопроходимые самосвалы четырех наиболее востребованных классов грузоподъемности: компактные на 1-2 т груза (для подрядчиков, занимающихся строительством домов и благоустройством территорий), на 3-3,5 т груза (для общестроительных работ и аренды), а также более крупные самосвалы грузоподъемностью 6 и 9-10 т, спроектированные для использования при проведении масштабных земляных работ.

Шарнирно-сочлененный самосвал ШСС JCB

Всю вышеназванную технику компания JCB предложит с классическим подъемным или с вращающимся кузовом, а также с механической или гидростатической трансмиссией. Отметим, что самосвалы грузоподъемностью 6 т оснастят инновационным двигателем JCB Ecomax, отвечающим наиболее строгим европейским стандартам по выбросам Stage IIIB/US Tier 4. Что интересно: этот двигатель не требует установки дорогостоящего сажевого фильтра (DPF), тем самым упрощая техническое обслуживание и снижая стоимость эксплуатации.

ЯМАЛ

Российские предприятия не оставляют попыток занять свое место на отечественном рынке шарнирно-сочлененных самосвалов. Наш журнал уже рассказывал о чебоксарском трехосном ЧЕТРА С33 грузоподъемностью 33,5 т и двухосном К-708.2 Петербургского тракторного завода грузоподъемностью 25 т: первый дебютировал на выставке СТТ-2013, второй – на выставке СТТ-2014. Оба пока относятся к опытным образцам, хотя их разработчики полны решимости запустить упомянутые машины в серийное производство.

Теперь к названным самосвалам присоединились шарнирно-сочлененные внедорожники серии «Ямал». Инициатор проекта – компания «Ямалспецмаш», производственные мощности которой находятся в Ульяновске. В качестве партнера она привлекла ООО «Уральский завод специальной техники» (УЗСТ) из Миасса (входит в холдинг «Уралспецмаш»). Отправной точкой можно считать создание базового шасси «ЯМАЛ В4» (4х4), первый образец которого изготовили на Петербургском тракторном заводе. А самосвалом «ЯМАЛ В-4 DT» (В-422) машина стала после установки на нее 8,5-кубового (с «шапкой» 12-кубового) самосвального кузова.

Шарнирно-сочлененный самосвал ШСС Ямал В4 Уралспецмаш

Данную модель разработали для всесезонной перевозки сыпучих и навалочных грузов массой до 20 т в условиях полного бездорожья и при значительных отрицательных температурах. В первую очередь это территории Ямало-Ненецкого и Ханты-Мансийского автономных округов. А заказчиками новинки выступили МЧС, компании «НОВАТЭК» и «Газпром».

Особое внимание проектировщики уделили прочности и вездеходным качествам самосвала: широкопрофильные шины размером 1650x1050 или 1760x1176 мм обеспечивают удельное давление на грунт на уровне 350 г/см2, а дорожный просвет – более полуметра! Машина может форсировать полутораметровые броды, а в случае проведения подготовительных работ – преодолевать водные препятствия глубиной до 2 м. При этом, чтобы вписаться в допустимые габариты по ширине (2550 мм) для применения на дорогах общего пользования самосвал оснащают шинами 23.5R25.

Шарнирно-сочлененный самосвал ШСС Ямал В4 Уралспецмаш

Передняя и задняя полурамы коробчатого сечения связаны между собой центральным шарниром, который допускает их значительное перемещение. Первоначально машину предлагали с 6-цилиндровым 240-сильным дизелем Cummins 6CTA8.3-C240 (8,3 л) и «автоматом» ZF 4 WG-190 с четырьмя передними и тремя задними скоростями. Однако теперь для удешевления ее также собираются выпускать в комплектации с V-образной «восьмеркой» ЯМЗ-238 (14,86 л, 300 или 330 л.с.), а также с 6-цилиндровым дизелем ММЗ Д-262.2S2 (7,98 л, 250 л.с.). Ту же цель преследует установка более доступной по цене полуавтоматической коробки передач модели 744 R1 1700 либо механической ХТА 158.37.001-1 (6 передних ступеней и 2 задние) с плавным переключением под нагрузкой. Во всех случаях встроенная в коробку передач двухступенчатая «раздатка» обеспечивает полный привод или же привод только на задние колеса. Неразрезные мосты с гипоидными главными передачами и ступичными планетарными редукторами оборудованы самоблокирующимися дифференциалами. Причем передний мост получил рессорную подвеску с амортизаторами, а задний жестко крепится к полураме. В штатное оснащение входит предпусковой подогреватель двигателя Webasto.

Самосвал, полная масса которого достигает 35,5 т, оснащен рабочими барабанными тормозами с раздельным пневматическим приводом для переднего и заднего мостов. Гидравлическая система объединена и задействуется как в системе рулевого управления, так и для подъема грузовой платформы. Пара гидроцилиндров опрокидывает кузов на угол 60°.

Двухместная герметизированная кабина, заимствованная от грузовика МАЗ-MAN, установлена на четырех жестких креплениях. Она снабжена встроенным каркасом безопасности, термо- и шумоизоляцией, системой вентиляции, подрессоренным регулируемым сиденьем с трехточечным ремнем, обогревом и обдувом ветрового стекла, а также воздушным отопителем Webasto. Предусмотрено и откидное спальное место.

Шарнирно-сочлененный самосвал ШСС Ямал В4 Уралспецмаш

Самым недавним творением «Ямалспецмаш» и УЗСТ стал трехосный самосвал «ЯМАЛ A-6425» с колесной формулой 6х6, который в значительной степени унифицирован с двухосной моделью. Машина оснащена 330-сильным дизелем ЯМЗ-238 ДЕ2 (альтернатива – ММЗ Д-262.2S2 мощностью 250 л.с.). Средний ведущий мост с самоблокирующимся дифференциалом выполнен проходным. Геометрическая вместимость кузова 10,6 м3 (с «шапкой» – 13,5 м3). Телескопический гидроцилиндр, расположенный у переднего борта, опрокидывает грузовую платформу на угол 50°.

Испытания «ЯМАЛ-6425» показали необходимость доработки его конструкции, поэтому решение о серийном выпуске этой модели пока не принято.

МОАЗ

Сегодня Могилевский автозавод, традиционно специализирующийся на разработке различных машин шарнирно-сочлененной конструкции, входит в состав «БЕЛАЗ-ХОЛДИНГ». Специально для шахтеров его конструкторами недавно создана и сейчас готовится к производству новая погрузочно-транспортная машина для подземных работ МоАЗ-75290. От ныне выпускаемых предприятием моделей данного класса и назначения она отличается несколькими значительными нововведениями. В частности, МоАЗ-75290 оснастили соответствующим экологическим требованиям MSHA дизелем Cummins SL-C280 мощностью 280 л.с. с электронной системой управления и диагностики, новой гидромеханической 6-диапазонной коробкой передач, современной объединенной гидросистемой, а также усовершенствованной кабиной с улучшенными отделкой, шумоизоляцией и эргономикой, которая удовлетворяет стандартам безопасности ROPS и FOPS.

Шарнирно-сочлененный самосвал ШСС БелАЗ МоАЗ шахтный самосвал

Эксплуатационная масса 9-метрового МоАЗ-75290 составляет 22 т, грузоподъемность – 25 т, габаритная высота – 2,63 м. Шарнирно-сочлененный самосвал с приводом на все колеса оснастили 10,2-кубовым кузовом, емкость которого с «шапкой» достигает 12 «кубов».

Но что еще более важно – в Могилеве спроектированы и проходят испытания сразу несколько моделей шарнирно-сочлененных самосвалов! Их семейство включает три модели, которые оснащены дизелями Cummins и автоматическими планетарными трансмиссиями Allison. Первая, МоАЗ-75041, рассчитана на перевозку 27 т груза, а объем ее кузова составляет 13 «кубов» (16,5 «кубов» с «шапкой»). Двигатель развивает 340 л.с. Средний в линейке по тоннажу МоАЗ-7506 в своем 17-кубовом кузове (с «шапкой» 22,4 м3) может перевозить до 36 т, а мощность его двигателя 457 л.с. Двигатель третьего шарнирно-сочлененного самосвала, получившего обозначение МоАЗ-75035, развивает 608 л.с. Грузоподъемность этой модели выше, чем у многих аналогов и достигает 50 т, а полная масса машины 90 т. Геометрический объем кузова МоАЗ-75035 и объем кузова с «шапкой», соответственно, 23 и 29 м3.

Шарнирно-сочлененный самосвал ШСС БелАЗ МоАЗ

Все перспективные белорусские шарнирно-сочлененные самосвалы укомплектованы предпусковым подогревателем и эффективными многодисковыми тормозными механизмами с масляным охлаждением. Раздаточная коробка двухступенчатая, межколесные и межосевые дифференциалы для улучшения проходимости снабжены механизмами блокировки. Кабина подрессорена и изолирована от рамы, сиденье водителя установлено на пневмоподвеске.

Думается, будет верно предположить, что большинство из описанных здесь новинок в обозримой перспективе предложат российским заказчикам. Причем очень возможно, что конкуренцию «иномаркам» в какой-то мере смогут составить российские и белорусские аналоги. Если, конечно, у разработчиков этой прежде никогда не производившейся у нас техники хватит энергии, опыта, а главное – средств довести ее до серийного производства.

Валерий Васильев, Константин Закурдаев

Шарнирно-сочлененный самосвал ШСС БелАЗ МоАЗ




Интересное от редакции:
x
Вход на сайт
x
Регистрация
Информация об учетной записи
Существующий адрес электронной почты. Все почтовые сообщения с сайта будут отсылаться на этот адрес. Адрес электронной почты не будет публиковаться и будет использован только по вашему желанию: для восстановления пароля или для получения новостей и уведомлений по электронной почте.
User Roles
Юридическая информация
CAPTCHA
This question is for testing whether you are a human visitor and to prevent automated spam submissions.
Image CAPTCHA
Введите символы с картинки
x
Новостная рассылка

С нами уже 848 профессионалов

CAPTCHA
This question is for testing whether you are a human visitor and to prevent automated spam submissions.
Image CAPTCHA
Введите символы с картинки