view counter
Главная страница > Коммерческий транспорт > Next generation Scania. С чистого листа!

Next generation Scania. С чистого листа!

Эта Scania – новее не бывает: инженерам компании поставили задачу сделать принципиально новый грузовик, и они успешно с ней справились!
07.09.2016
view counter

Два десятка лет назад я уже бывал в шведском Сёдертелье по аналогичному поводу: в 1995 году компания Scania представляла принципиально новый грузовик. Это была модель четвертого поколения, фактически ничем не пересекающаяся ни по дизайну, ни по конструкции со своей предшественницей. Потом, в середине нулевых, появилась следующая Scania, оборудованная наиболее передовыми на тот момент электроникой, двигателями и трансмиссией. Но конструкция кабины, да и ее внешность фактически не претерпели изменений, как не сильно изменились и агрегаты ходовой части. То есть речь в ту пору шла пусть о весьма значительной, но все же модернизации. И вот теперь снова настал черед грузовиков, созданных, что называется, с чистого листа. Действительно, речь идет о the next generation Scania, то есть об автомобилях следующей генерации.

Scania, Скания, Next generation Scania, Новая Скания, New Scania, Скания нового поколения, Новая Scania

Десять лет и 2,1 млрд евро – вот цена разработки принципиально нового поколения шведских тяжелых грузовиков. На что же были потрачены столь продолжительное время и столь внушительные средства?

Scania, Скания, Next generation Scania, Новая Скания, New Scania, Скания нового поколения, Новая Scania

От прежней кабины у новичка не осталось даже каркаса. Всё действительно спроектировано с нуля! Более того, базовых кабин теперь не три, а четыре: к сериям P, G и R добавилась кабина серии S, самая высокая и просторная, впервые в истории компании получившая ровный пол. А еще новые кабины стали длиннее: высота стандартной крыши выросла на 10 см, а высокой – на 16 см. Пространство салона удалось увеличить и за счет смещения водительского места на 6,5 см вперед и на 2 см влево. Такой шаг, кстати, положительно отразился и на обзорности, для улучшения которой разработчики также несколько опустили нижнюю кромку ветрового стекла.

Scania, Скания, Next generation Scania, Новая Скания, New Scania, Скания нового поколения, Новая Scania

Интересна опционально предлагаемая нижняя спальная полка: при максимально сдвинутом к рулю водительском сиденье ее ширину можно увеличить до 100 см, потянув на себя соответствующую рукоятку. При этом матрац тоже становится шире, причем без всяких зазоров со стороны задней стенки кабины: его недостающая часть синхронно с перемещением полки вперед плавно вытянется снизу. Подобную выдвижную полку на своих магистральниках компания использовала и прежде, но теперь увеличение ширины составляет не 15, а 20 см.

Scania, Скания, Next generation Scania, Новая Скания, New Scania, Скания нового поколения, Новая Scania

В качестве опций также предложены видеокамеры, которыми для улучшения обзорности и снижения сопротивления воздуху можно заменить часть боковых зеркал, – они помогут обеспечить в городских условиях фактически круговой обзор. Но еще более необычная опция – кстати, применяемая впервые на грузовиках – мгновенно надувающиеся в аварийной ситуации боковые шторки безопасности. Для чего они нужны? Для защиты водителя при опрокидывании грузовика, что случается не так уж и редко, причем с весьма плачевными последствиями. Шторки должны примерно на четверть снизить вероятность фатального исхода.

Scania, Скания, Next generation Scania, Новая Скания, New Scania, Скания нового поколения, Новая Scania

Если говорить об экстерьере, то первые изображения перспективной Scania у многих вызвали неоднозначную реакцию: дизайн получился хотя и современным, но стилистически достаточно спорным. Впрочем, живьем новинка выглядит по-иному, чем на фотографиях: более цельно, собранно и экспрессивно. Но вряд ли после выхода машины на дороги дискуссии на тему ее внешности прекратятся: об экстерьере как спорили, так и будут спорить, пусть и не с тем накалом. Единственное, что сомнению не подлежит: фамильные черты, благодаря которым Scania не спутаешь ни с одним другим грузовиком, у дизайнеров сохранить получилось, что в наши дни редкость необычайная!

Scania, Скания, Next generation Scania, Новая Скания, New Scania, Скания нового поколения, Новая Scania

Что нового во внешности автомобиля, помимо стилистики?

Знакомясь с многочисленными предсерийными образцами, нельзя было не отметить появившиеся прямо под лобовым стеклом фары. Оказывается, это фары дальнего света, установленные в помощь основным блок-фарам. Раньше они располагались в самом низу бампера, но теперь там обосновались противотуманки вместе с фарами для подсветки поворотов. Понятно, что верхние фары – опция: на дорогах общего пользования с жесткими требованиями к высоте расположения световых приборов с ними не очень-то поездишь. Но ведь есть страны, где находят спрос модификации нынешних Scania, у которых дополнительные фары дальнего света встроены в крышу! Кстати, у нового поколения автомобилей они тоже никуда не делись: опционально можно заказать и те, и те!

Scania, Скания, Next generation Scania, Новая Скания, New Scania, Скания нового поколения, Новая Scania

Прикрывающие с обеих сторон раму нижние боковые обтекатели теперь сделаны составными. С одной стороны, это облегчает и удешевляет их ремонт: можно ограничиться заменой всего лишь одного элемента, с другой – позволяет использовать такие обтекатели, чтобы прикрыть раму не только короткого тягача, но и длиннобазного шасси – просто для этого понадобится большее их количество.

Scania, Скания, Next generation Scania, Новая Скания, New Scania, Скания нового поколения, Новая Scania

Не пройдем мимо еще одной занятной детали: у «головы», то есть у кабины, вновь отросли «уши». В свое время разработчики отказались от чем-то напоминавших их в открытом состоянии боковых частей облицовки радиатора, которые распахивались вбок, тогда как центральная часть облицовки традиционно поднималась вверх. Теперь к «ушам» решено вернуться: увеличившаяся в размерах единая деталь получилась бы слишком громоздкой и тяжелой. Причем за правым «ухом» спрятан пульт управления опционально предлагаемой автоматикой подъема кабины. Правда, вряд ли такая опция будет у нас востребована: она, к сожалению, полностью исключает применение механического подъемного механизма, что в наших условиях и с нашими расстояниями многие дальнобойщики сочтут абсолютно неприемлемым.

Scania, Скания, Next generation Scania, Новая Скания, New Scania, Скания нового поколения, Новая Scania

Если «уши» у следующей генерации Scania появились, то боковые дефлекторы кабины, наоборот, исчезли. Как же тогда осуществляется обдув нижней части дверей с целью воспрепятствования их забрызгиванию? Эту функцию закрепили за идущими над фарами головного света небольшими, едва заметными глазу выштамповками, заворачивающими набегающий воздушный поток на дверные боковины. Исчез и расположенный над ветровым стеклом внешний противосолнечный козырек – теперь он отнесен к числу опций. Иными словами, разработчики очистили кабину фактически от всех внешних элементов, которые хоть как-то повышали аэродинамическое сопротивление. В результате потребление топлива автомобилями нового поколения сократилось на 2%. А оставшиеся проценты из обещанных пяти дали новые двигатели и ходовая часть.

Scania, Скания, Next generation Scania, Новая Скания, New Scania, Скания нового поколения, Новая Scania

Самая большая заслуга в повышении экономичности лежит на силовых агрегатах. В их основе – 12,7-литровые и 16,4-литровые дизели. Первые – рядные 6-цилиндровые, мощностью 370, 410, 450 или 500 л.с., причем последняя из названных версий появилась только с выходом на рынок следующей генерации Scania. Вторые – V-образные 8-цилиндровые, развивающие 520, 580 или фантастические 730 л.с.

Scania, Скания, Next generation Scania, Новая Скания, New Scania, Скания нового поколения, Новая Scania

В двигателях рабочим объемом 12,7 литра более не применяется система рециркуляции отработавших газов EGR – соответствие нормам Евро-6 достигается исключительно за счет системы каталитической нейтрализации SCR, что упростило и удешевило конструкцию. Обратим внимание: бак для мочевины у грузовиков нового поколения перенесен в пространство между лонжеронами рамы, чтобы высвободить дополнительное место с ее боковой стороны для увеличенного топливного бака. Еще одно нововведение: теперь вместо турбины с изменяемой геометрией сечения в 12,7-литровых двигателях устанавливают технически более простую и надежную турбину с постоянным сечением. Кроме того, у двигателей данного литража сделан короче масляный щуп – им теперь можно воспользоваться, лишь откинув кабину. Почему? Разработчики посчитали, что в повседневной эксплуатации водителю вполне достаточно показаний датчика уровня масла на приборном щитке.

Scania, Скания, Next generation Scania, Новая Скания, New Scania, Скания нового поколения, Новая Scania

Применяемые на новых Scania двигатели получили модернизированные камеры сгорания и измененные форсунки. За счет этого, а также за счет увеличения рабочей температуры удается на несколько десятых процента снизить потребление топлива. С целью улучшения экономичности в систему смазки двигателей встроен термостат маслоохладителя, поддерживающий оптимальную температуру моторного масла. Интересно отметить, что двигатели, которыми комплектуют следующую генерацию грузовиков Scania, с равным успехом могут потреблять как обычное дизельное топливо, так и биодизель. А в самой ближайшей перспективе моторная линейка пополнится двигателями, работающими на природном газе и биогазе.

Scania, Скания, Next generation Scania, Новая Скания, New Scania, Скания нового поколения, Новая Scania

Еще одна интересная инновация в силовом агрегате – тормоз, встроенный в корпус масляного насоса автоматизированной коробки передач Scania Opticruise. Он уменьшает скорость вращения ее промежуточного вала при переключениях вверх, тем самым снижая время перехода со ступени на ступень почти в два раза, до 0,4 секунды, а также сокращая износ синхронизаторов. Этот тормоз, набранный из стальных и карбоновых фрикционных дисков, активируется с помощью пневмопривода и охлаждается масляным насосом. Еще один его плюс: благодаря более быстрому переключению удалось обеспечить стабильность давления турбонаддува – переход на следующую передаточную ступень происходит с более высокими мощностью и плавностью.

Scania, Скания, Next generation Scania, Новая Скания, New Scania, Скания нового поколения, Новая Scania

Наконец, примененные в силовом агрегате инновации поддержаны модернизированной системой адаптивного круиз-контроля: теперь она функционирует на любых скоростях вплоть до полной остановки, снижая расход топлива и помогая водителям даже при движении на низкой скорости в автомобильных заторах.

Scania, Скания, Next generation Scania, Новая Скания, New Scania, Скания нового поколения, Новая Scania

Что еще нового появилось у следующего поколения Scania? Уже в базовой комплектации автомобили комплектуют 30-дюймовыми камерами дисковых тормозов переднего моста. Это позволило сократить тормозной путь: у 40-тонного автопоезда с двухосным седельным тягачом, двигающимся со скоростью 80 км/ч, он уменьшился на 5%. У перевозчиков появилась возможность заказать задний ведущий мост с «быстрой» главной передачей, то есть с уменьшенным до 2,35 передаточным отношением: он позволит еще больше снизить расход топлива, но только в условиях отсутствия на дорогах подъемов значительной крутизны. Многофункциональный руль включен в базовую комплектацию, как включено в нее голосовое управление с помощью микрофона, встроенного в крышу. И еще одна небольшая, но полезная изюминка: за кабиной сделан рычаг, вращением которого можно изменять угол наклона верхнего обтекателя, регулируя его высоту в зависимости от высоты полуприцепа.

Scania, Скания, Next generation Scania, Новая Скания, New Scania, Скания нового поколения, Новая Scania

Итак, новшества – в изобилии, инженеры и технологи честно отработали средства, вложенные в разработку автомобиля. И теперь уже ему самому предстоит отрабатывать деньги, которые заплатят за него перевозчики. В том числе – российские: новое поколение Scania быстро вытеснит предшественников из производственной программы, а значит, новинка скоро, во второй половине следующего года, появится и на наших дорогах. А в Европе ее продажи уже начались. Более того, шведский завод компании, расположенный в Сёдертелье, выпуск прежнего семейства грузовиков завершит еще в текущем году, а завод в Южной Америке его свернет в 2018-м. За это время к магистральникам, с которых решено начать производство автомобилей следующей генерации, присоединятся строительные и другие специальные модели. Кстати, что касается спецтехники: лесовозы, коими Scania знаменита на всю Европу, уже пополнили линейку перспективных грузовиков.

Константин Закурдаев




x
Вход на сайт
x
Регистрация
Информация об учетной записи
Существующий адрес электронной почты. Все почтовые сообщения с сайта будут отсылаться на этот адрес. Адрес электронной почты не будет публиковаться и будет использован только по вашему желанию: для восстановления пароля или для получения новостей и уведомлений по электронной почте.
User Roles
Юридическая информация
CAPTCHA
This question is for testing whether you are a human visitor and to prevent automated spam submissions.
Image CAPTCHA
Введите символы с картинки
x
Новостная рассылка

С нами уже 835 профессионалов

CAPTCHA
This question is for testing whether you are a human visitor and to prevent automated spam submissions.
Image CAPTCHA
Введите символы с картинки