Техцентр «Гранд Т» -  занимается поставками дорожно-строительной техники WEHEAVY
view counter
Главная страница > Репортаж > NEXT electro: пересаживаемся на электрические грузовики?

NEXT electro: пересаживаемся на электрические грузовики?

«Газель NEXT» с электроприводом? Насколько работоспособен и насколько жизнеспособен российский электрический малотоннажник?
10.07.2017
3179
view counter

Газель NEXT, NEXT electro, электрокар, электромобиль, электротрак, электровэн, электрический грузовик, электрическая Газель, ВостриковС получением одобрения типа транспортного средства перед электрической «Газелью NEXT» – она называется NEXT electro – открыта реальная перспектива запуска в серию. О том, каковы технические особенности этого электромобиля-малотоннажника и каким видится его будущее, мы поговорили с руководителем отдела разработки и инноваций компании «СпецАвтоИнжиниринг» Алексеем Востриковым.

 

– Алексей, когда стартовал проект создания электрического малотоннажника NEXT electro?

– В начале 2014 года компания «СпецАвтоИнжиниринг» обратилась к «Группе ГАЗ» с предложением о создании грузового электромобиля. И получила согласие. В качестве базы для него выбрали грузопассажирский цельнометаллический фургон «Газель NEXT». В декабре 2015 года появился первый образец такого электромобиля. А в 2016-м на основе все той же «Газели NEXT» был построен второй образец, который с полным правом можно назвать предсерийным.

Газель NEXT, NEXT electro, электрокар, электромобиль, электротрак, электровэн, электрический грузовик, электрическая Газель

– До этого компания «СпецАвтоИнжиниринг» уже имела опыт работы над электромобилями?

– Конкретно электромобилями «СпецАвтоИнжиниринг» не занимался, но тема электричества – одно из основных направлений его деятельности. К примеру, компания разрабатывает оборудование неразрушающего контроля. Если говорить конкретно обо мне, то, прежде чем начать работать над электромобилем, я занимался созданием электролабораторий и бригадных мастерских. Кстати, NEXT electro очень удачно подходит для подобных сфер применения.

Газель NEXT, NEXT electro, электрокар, электромобиль, электротрак, электровэн, электрический грузовик, электрическая Газель

– Если заглянуть в будущее, в каком основном качестве Вы видите применение NEXT electro?

– Это может быть служебная машина для самых разных ремонтных бригад, инкассаторский автомобиль или же развозной грузовичок для обслуживания торговых точек и для доставки товаров их конечным получателям. Во всех упомянутых случаях электромобиль работает в каком-то одном районе, с заранее известным плечом, что позволяет уложиться в ограничения, накладываемые емкостью аккумуляторных батарей, и выбрать в графике перевозок окна для их подзарядки.

Газель NEXT, NEXT electro, электрокар, электромобиль, электротрак, электровэн, электрический грузовик, электрическая Газель

– Не будет ли ограничивать применяемость NEXT electro полное отсутствие в наших городах инфраструктуры специальных зарядных станций?

– Особенность NEXT electro в том, что он располагает собственной зарядной станцией: если вы откроете капот, то увидите ее прямо посередине, под блоком коммуникационной разводки. Поэтому машину можно без всякого дополнительного оборудования полностью зарядить всего за два с половиной – три часа от 380-вольтовой промышленной электросети. Или, как резервный вариант, – от бытовой электросети в 220 В. Но на это уйдет уже 15–17 часов.

Газель NEXT, NEXT electro, электрокар, электромобиль, электротрак, электровэн, электрический грузовик, электрическая Газель

– С точки зрения основных эксплуатационных характеристик NEXT electro сильно отличается от аналогичной по кузову обычной «Газели NEXT»?

– Сразу оговорюсь, что наш электромобиль разработан на базе грузопассажирского фургона с полной массой 4,2 т. Из-за значительной массы аккумуляторных батарей его снаряженная масса сравнительно велика – ровно 3 тонны. Таким образом, грузоподъемность составляет 1,2 т. Максимальная скорость – 110 км/ч, чего вполне достаточно, чтобы держаться в транспортном потоке. А запас хода, обеспечиваемый аккумуляторами общей емкостью 51 кВт.ч, – в пределах 130–150 км.

Что касается грузовместимости, то NEXT electro здесь ни в чем не уступает «Газели NEXT»: если у первого его варианта в грузовом отсеке располагались два внушительных по размеру блока аккумуляторов, то теперь они разделены на четыре блока и перенесены в пределы рамы: один в передней части, один – в заднем свесе и два – между осями.

Газель NEXT, NEXT electro, электрокар, электромобиль, электротрак, электровэн, электрический грузовик, электрическая Газель

– Чем еще нынешний вариант NEXT electro отличается от первого образца?

– Внешне это фактически та же машина. Главные нововведения во втором образце, помимо уже упомянутого переноса блоков аккумуляторов, состоят в изменении местоположения электродвигателя, который прежде был под капотом, а теперь – в центральной части рамы, а также в полном отказе от коробки передач и в появлении системы подогрева аккумуляторов. Последняя, реализованная за счет установки двух обогревателей Webasto, автоматически включается после того, как температура воздуха опустится ниже 5 оС, что позволяет избежать сокращения запаса хода в холодное время года.

Газель NEXT, NEXT electro, электрокар, электромобиль, электротрак, электровэн, электрический грузовик, электрическая Газель

– За счет чего удалось полностью отказаться от применения коробки передач?

– Для второго образца NEXT electro специалисты «Группы ГАЗ» разработали специальный одноступенчатый редуктор – он расположен сразу за электродвигателем. С таким редуктором NEXT Electro разгоняется и трогается в горку не хуже, чем дизельная «Газель NEXT» с классической коробкой передач. 

Газель NEXT, NEXT electro, электрокар, электромобиль, электротрак, электровэн, электрический грузовик, электрическая Газель

– Раз мы все сильнее углубляемся в особенности конструкции, поясните, как устроен силовой привод NEXT electro.

– Как известно, напряжение электросети у нас переменное, а электродвигатель работает на постоянном токе. Поэтому после аккумуляторной батареи он проходит через специальный преобразователь, получающий команды от блока управления. Этот блок связан с педалью газа – чем сильнее на нее жмешь, тем выше сила тока, подаваемого на двигатель, и тем выше выдаваемая им мощность. Крутящий момент через упоминавшийся выше одноступенчатый редуктор и короткую карданную передачу передается на главную передачу ведущего моста – такого же, как у серийно выпускаемых ГАЗом малотоннажников. А тормозная система NEXT electro снабжена системой рекуперации, пополняющей аккумуляторы при каждом нажатии на педаль тормоза.

Добавлю, что вся вспомогательная электротехника NEXT electro, например фары, приборная панель, приводы стекол, стеклоочистители, питается от отдельно установленного обычного автомобильного аккумулятора: напряжение бортовой сети – привычные 24 В.

Газель NEXT, NEXT electro, электрокар, электромобиль, электротрак, электровэн, электрический грузовик, электрическая Газель

– Планируется ли продолжить совершенствование конструкции NEXT electro?

– Доработки, конечно же, будут вноситься в конструкцию NEXT electro по мере получения результатов проводимой в настоящее время его тестовой эксплуатации. Некоторые из них уже намечены. Например, электродвигатель Siemens мощностью 98 кВт в рамках импортозамещения попытаемся заменить отечественным аналогом. Есть планы взамен используемых литий-ионных аккумуляторных батарей попробовать иные их варианты, чтобы снизить массу конструкции и поднять пробег на одной зарядке до 150–170 км.

Газель NEXT, NEXT electro, электрокар, электромобиль, электротрак, электровэн, электрический грузовик, электрическая Газель

– Будут ли разработаны другие электромобили в рамках сотрудничества с «Группой ГАЗ»?

– Сейчас мы работаем над созданием электрической модификации микроавтобуса «Газель NEXT». Рассчитываем, что она будет готова в сентябре.

Константин Закурдаев

Газель NEXT, NEXT electro, электрокар, электромобиль, электротрак, электровэн, электрический грузовик, электрическая Газель

 

Константин ЗакурдаевКонстантин Закурдаев, главный редактор ST-KT.RU

В роли повелителя электричества

Убери с бортов пояснительные надписи, и с виду NEXT Electro будет неотличим от выпускаемых в Нижнем Новгороде серийных грузопассажирских фургонов-малотоннажников. Даже лючок бензобака на своем месте. Причем функционирующий – в него заливается бензин для обогревающих кабину и аккумуляторы отопителей Webasto. Под ногами водителя – всего две педали. Как в автомобиле с АКП. Но рычага коробки передач нет вообще, поскольку нет самой коробки. Управление трансмиссией – всего двумя кнопками на приборной панели: нажимаешь одну – едешь вперед, другую – назад. Проще не бывает!

Газель NEXT, NEXT electro, электрокар, электромобиль, электротрак, электровэн, электрический грузовик, электрическая Газель

Поворачиваю ключ зажигания, жму кнопку «вперед», слегка надавливаю на педаль газа, и NEXT electro начинает движение. Причем в очень хорошем темпе! Ощущения даже лучше, чем на автомате – ступеней-то в трансмиссии нет вообще, отчего набор скорости абсолютно ровный. Рулится электромобиль легко, но как-то непривычно, с резким ростом усилия при сбросе скорости. Потом сообразил – здесь же электропривод рулевого механизма, отсюда и несколько иные характеристики.

Общее впечатление – управлять NEXT electro легче и проще, чем его серийным дизельным аналогом. Поэтому на вопрос, смог бы подобный электромобиль найти массового покупателя, говорю однозначное да! Но – при одном условии.

Газель NEXT, NEXT electro, электрокар, электромобиль, электротрак, электровэн, электрический грузовик, электрическая Газель

Условие простое: на мой взгляд, настоящий спрос на электромобили появится тогда, когда они будут продаваться не более, чем хотя бы в два раза дороже дизельных аналогов, и хотя бы не более чем в два раза будут уступать им по пробегу на одной заправке. Прошу прощения – на одной зарядке. Пока же разница что по одному, что по другому показателю примерно четырехкратная. Понятно, вся загвоздка – в аккумуляторах. Потому что без них электромобиль куда проще, легче и дешевле дизельного аналога: здесь нет такого сложного узла, как КПП, а электромотор меньше весит и менее сложен в сравнении с двигателем внутреннего сгорания.

Газель NEXT, NEXT electro, электрокар, электромобиль, электротрак, электровэн, электрический грузовик, электрическая Газель

Не могу не признать, что в деле создания электрического малотоннажника «СпецАвтоИнжиниринг» и «Группа ГАЗ» достигли впечатляющего результата. Уже одно то, что удалось обойтись без коробки передач, до предела упростив трансмиссию – несомненное достижение! Вспомним самую первую электрическую «Газель», показанную «Группой ГАЗ» пять лет назад – тогда полный отказ от КПП разработчики называли нереальным. Еще бы заменить топливные отопители на электрические, окончательно закрыв вопрос с необходимостью посещения АЗС (согласитесь, для владельца коммерческого электромобиля это неудобно и в плане логистики, и в плане бухгалтерии). Но здесь мы опять упираемся в эффективность используемых аккумуляторных батарей – если расходовать их энергию еще и на обогрев, то насколько ее вообще тогда хватит? Это еще раз свидетельствует о необходимости аккумуляторной революции: появятся более емкие и менее дорогие аккумуляторы, и мы не успеем оглянуться, как электромобили окажутся в большинстве. 




x
Вход на сайт
x
Регистрация
x
Новостная рассылка

С нами уже 1040 профессионалов

Image CAPTCHA
Введите символы с картинки