view counter
Главная страница > Спецтехника > Мобильная опора горняков

Мобильная опора горняков

Автомобильный карьерный транспорт благодаря своей высокой эффективности получил широкое распространение на открытых разработках полезных ископаемых во всем мире. Не стала исключением и Россия.
01.03.2014
view counter

Основа карьерного транспорта

Основу карьерного автотранспорта составляют самосвалы, наряду с которыми применяют выемочно-транспортирующие машины, попросту говоря скреперы (при совмещении экскавационных работ) и фронтальные погрузчики (особенно на схемах разработки с применением драглайна или кранлайна).

Самосвалы предпочтительнее конвейерного транспорта в условиях перевозки горных пород с разными физико-механическими свойствами. При этом в отличие, например, от железнодорожного транспорта, достигается упрощение процесса отвалообразования, есть возможность передвигаться по относительно крутым (4-5°) подъемам автодорог, сокращая длину транспортных коммуникаций. Основные недостатки автотранспорта – цикличность, зависимость от состояния дорог, снижение производительности в сезон дождей, гололедицу и снегопад, загрязнение атмосферы отработавшими газами, а также высокие энергоемкость и эксплуатационные затраты.

Сегодня в карьерах наиболее широко применяют три типа самосвалов: строительные грузоподъемностью 10-30 т для движения по дорогам общего пользования, строительные с шарнирно-сочлененной рамой грузоподъемностью 10-50 т и внедорожные карьерные грузоподъемностью 23-363 т. Менее распространены карьерные автопоезда в составе тягача и самосвального полуприцепа.

самосвал Perlini DP 705
Модернизированный карьерный самосвал Perlini DP 705

Карьерные самосвалы выпускают около двух десятков компаний, среди которых крупнейшие расположены в Германии, США, Японии и Белоруссии. Основная часть мирового рынка, более 95%, приходится на самосвалы грузоподъемностью до 40 т.

Объем российского рынка карьерных самосвалов – около 2 тыс. машин, что в стоимостном выражении составляет порядка 1,1 млрд. долларов. Присутствие БЕЛАЗа во всех сегментах российского рынка – 70-80%, причем свыше 40% приходится на самосвалы грузоподъемностью 120-220 т. Однако, в последнее время в России увеличилось влияние таких компаний, как Caterpillar, Komatsu и Terex, наладивших выпуск своих карьерных самосвалов на территории нашей страны.

В связи с присоединением России к ВТО с 2016 года заложено снижение таможенных пошлин с 15 до 3% на импортируемые самосвалы жесткой и шарнирно-сочлененной рамой. Такое изменение тарифа может негативно сказаться на доле рынка БЕЛАЗ, поскольку из зарубежных производителей автосамосвалов только его продукция у нас не облагалась пошлиной.

По прогнозам, в ближайшие несколько лет различные сегменты отечественного рынка карьерных самосвалов будут увеличиваться со среднегодовым темпом 3-10%. К наиболее емким сегментам этого рынка как по итогам 2013 года, так и в более ранние периоды следует отнести классы самосвалов с полезной нагрузкой 30-60 т, 90-100 т, 120-150 т и 218-240 т.

Caterpillar 770G
Caterpillar 770G

По мнению специалистов

По мнению специалистов, конкуренция производителей карьерных самосвалов ведется преимущественно в следующих сферах: цена, в том числе стоимость эксплуатации и обслуживания; особенности конструкции мостов, рам, несущих элементов и подвесок; качество, необходимая частота и стоимость сервисного обслуживания; удобство и безопасность эксплуатации.

Из-за того, что с каждым годом разрабатываемые карьеры становятся все глубже и глубже, для работающих в них самосвалов на первый план выходят такие характеристики, как мощность, способность преодолевать затяжные уклоны и, конечно же, грузоподъемность. Ограничениями здесь выступают сложность повышения нагрузок на шины и создание высокомощных силовых установок без потери их эффективности.

Кроме того к числу наиболее перспективных направлений развития карьерных самосвалов можно отнести наращивание проходимости посредством увеличения диаметра колес, увеличение прочности и долговечности сочленений и осей, автоматизацию систем управления и диагностики, а также повышение компактности без потери грузоподъемности. Отмечается, что интенсивность подземных разработок в связи с исчерпанием карьеров и переходом на добычу в более глубоких пластах будет нарастать и, как следствие, ожидается рост конкуренции в сегменте подземных самосвалов. А значит, следует ожидать диверсификации модельных рядов крупнейших производителей такой техники.

Caterpillar 772G
Caterpillar 772G

Обновляя производственные программы

Итальянская компания Perlini вывела на европейский рынок модернизированный карьерный самосвал DP 705, рассчитанный на перевозку 65 т груза и оборудованный кузовом геометрическим объемом 30,5 м3 (с «шапкой» 42 м3). Модель оснащена V-образным 12-цилиндровым 760-сильным турбодизелем Detroit Diesel MTU 12V-2000 рабочим объемом 23,9 л. С ним агрегатируется автоматическая 6-диапазонная коробка передач Allison H 6610. Применение мощной гидравлической системы производительностью 400 л/мин позволяет поднимать груженый кузов на максимальный угол в 53º всего за 16 с. Эффективно замедлять и останавливать самосвал призваны как рабочие дисковые тормоза диаметром 710 мм, так и трансмиссионный тормоз-ретардер. Подвеска всех колес – независимая, оригинальной конструкции с применением гидравлических и пневматических элементов. Она позволила улучшить курсовую устойчивость машины, сделать руль более легким, а также снизить пробуксовку колес. Кабина соответствует последним стандартам безопасности EEC 2006/42. В ней установлены регулируемое по высоте кресло с двойной амортизацией, настраиваемый в двух плоскостях руль и кондиционер. Уровень внутреннего шума снижен до 79 дБа.

Компания Caterpillar выпустила новые карьерные самосвалы 770G и 772G. Их максимальная грузоподъемность, соответственно, 36,3 и 47,1 т, мощность – 477 и 550 л.с. Оба предложены в конфигурациях, соответствующих экологическим стандартам Tier 2/Stage II, Tier 3/Stage III, и Tier 4 Final/Stage IV. При этом двигатели могут быть запрограммированы с учетом конкретных требований заказчика для достижения большей экономии топлива. Доступно два программируемых режима: стандартной экономии (Economy) и адаптивной экономии (Adaptive Economy). Еще одной особенностью моделей 770G и 772G стала новая система управления трансмиссией APECS (Advanced Productivity Electronic Control Strategy). Она позволяет улучшить качество переключения передач, ускорить разгон, достичь лучших скоростных характеристик на подъеме и сократить время циклов в целом. При переключении минимизируются скачки крутящего момента, тем самым снижается нагрузка на привод.

Haulmax 3900-D
Haulmax 3900-D

По заказу на самосвалах установят систему управления тягой TCS, которая при проскальзывании использует не вспомогательный тормоз, а рабочие гидравлические тормоза. Это улучшает быстродействие срабатывания системы при потере тяги на малых скоростях и повышает скорость на влажном и скользком грунтах. Система также учитывает поворот передних колес, отличая его от пробуксовки. При этом, оценивая угол поворота, она компенсирует потерю тяги на внешнем колесе, которое вращается с большей скоростью, тем самым дополнительно улучшая сцепление с дорогой.

Другой американский производитель, Oshkosh, выпустил новый карьерный самосвал капотной компоновки M 1070 8x8. Он предназначен для применения в угольных разрезах, карьерах, на рудниках, в дорожном строительстве, при транспортировке технологических грунтов для отсыпки кустовых площадок. В кузове объемом 18 м3 можно перевозить до 36 т груза. Самосвал получил широкую несущую раму. Осевая конфигурация шасси выполнена по схеме 1+3 с передним ведущим управляемым мостом и тройной задней тележкой по типу tridem. При этом колеса последнего моста выполнены управляемыми. Под капотом – двухтактный дизель Detroit Diesel 8V92TA мощностью в 550 л.с., работающий в паре с гидромеханической автоматической коробкой передач Allison CLT-755, оборудованной эффективным гидродинамическим замедлителем. По заказу применяются двигатели мощностью 700 или 800 л.с. Самосвал оборудован двухступенчатой «раздаткой» с возможностью блокировки дифференциалов. В кабине – пневмоподрессоренные подогреваемые сиденья и кондиционер, регулируемый по вылету и углу наклона руль, а также автономный жидкостной отопитель.

Komatsu 730E-8 AC
Komatsu 730E-8 AC

Австралийская компания Haulmax выпустила карьерный самосвал 3900-D (6х4) грузоподъемностью 77 - 85 т. В зависимости от типа перевозимого материала машину оснащают кузовом с задней или боковой разгрузкой объемом от 35 до 90 м3. В отличие от двухосных конкурентов, Haulmax работает на значительно больших расстояниях (до 50 км), часто – на разработке вторичных месторождений полезных ископаемых. Он оснащен V-образным 12-цилиндровым дизелем Caterpillar Cat С27 ACERT рабочим объемом 27 л и мощностью 740 л.с., с которым агрегатируют 7-диапазонный «автомат». Ведущие мосты с полностью разгруженными полуосями снабжены планетарными редукторами в ступицах колес. Передняя подвеска независимая, на всех осях применены гидропневматические стойки, способные изменять дорожный просвет. Дублированное рулевое управление с гидравлическим приводом и угол поворота управляемых колес, увеличенный до 31°, позволяют вписываться в крутые повороты. Модель получила дисковые тормоза с масляным охлаждением. Установленная в кабине система фильтрации позволяет работать в сильно запыленных условиях, а широкие лестницы, подножки и поручни по обеим сторонам грузовика облегчают посадку и высадку водителя.

Самый большой в Китае карьерный самосвал XCMG DE400
Самый большой в Китае карьерный самосвал XCMG DE400

Компания Komatsu представила модель 730E-8 AC, которую от предшественника отличает обновленная конструкция, улучшенные гидравлика и привод, а также возросшие на 15% скоростные характеристики, что стало возможным благодаря использованию электродвигателя переменного тока. Этот самосвал оборудовали системой Komtrax Plus, способной удаленно передавать информацию о состоянии машины. Кабина стала более комфортной и современной. В ее стандартную комплектацию включены сиденья с пневмоподвеской, система климат-контроля и система MineCare, которая следит за техническим состоянием самосвала.

Oshkosh M 1070 8x8
Oshkosh M 1070 8x8

И в заключение нашего обзора – о достижениях китайских автомобилестроителей. Компания XCMG создала самый мощный в Поднебесной карьерный самосвал DE400 грузоподъемностью 363 т. Он оснащен V-образным 20-цилиндровым дизелем MTU-20V4000C22 мощностью 3650 л.с. Полная масса машины превышает 600 т, вместимость кузова «с шапкой» достигает 265 кубов, а максимальная скорость – 50 км/ч. Самосвал оснащен электротрансмиссией переменного тока. Подвеска – гидропневматическая, а несущая рама выполнена из модульных секций. В базовую комплектацию включены автоматизированные системы измерения массы груза, смазки и пожаротушения.

Валерий Васильев




x
Вход на сайт
x
Регистрация
Информация об учетной записи
Существующий адрес электронной почты. Все почтовые сообщения с сайта будут отсылаться на этот адрес. Адрес электронной почты не будет публиковаться и будет использован только по вашему желанию: для восстановления пароля или для получения новостей и уведомлений по электронной почте.
Укажите пароль для новой учетной записи в обоих полях.
User Roles
Юридическая информация
CAPTCHA
This question is for testing whether you are a human visitor and to prevent automated spam submissions.
Image CAPTCHA
Введите символы с картинки
x
Новостная рассылка

С нами уже 901 профессионалов

CAPTCHA
This question is for testing whether you are a human visitor and to prevent automated spam submissions.
Image CAPTCHA
Введите символы с картинки