Техцентр «Гранд Т» -  занимается поставками дорожно-строительной техники WEHEAVY
view counter
Главная страница > Репортаж > Минский автозавод. Немецкий вектор диверсификации

Минский автозавод. Немецкий вектор диверсификации

МАЗ стремится к расширению сотрудничества с Daimler и ZF. Тем более за последние десятилетия под такое сотрудничество подведен прочный фундамент.
29.06.2017
3514
view counter

Минский автозавод, как не имеющий собственного производства силовых агрегатов, уже много лет стремится диверсифицировать их поставки. В результате на сегодняшний день помимо привычных ярославских дизелей и КПП на свои грузовики и автобусы МАЗ устанавливает двигатели Mercedes-Benz, MAN, Cummins и Weichai, а также коробки передач немецкой ZF и китайской Fast Gear. Причем Daimler, выпускающий двигатели Mercedes-Benz, и специализирующаяся на производстве широчайшего спектра агрегатов трансмиссии и ходовой части компания ZF среди упомянутых партнеров МАЗа занимают особое место. И вот почему.

МАЗ, Даймлер, Цанрат фабрик, MAZ, Daimler, Mercedes-Benz, ZF, МАЗ с двигателем Мерседес

Во-первых, сотрудничество Минского автозавода с двумя вышеназванными немецкими компаниями уже принесло без преувеличения выдающиеся результаты. Начиная с 2003 года Daimler отгрузил минчанам более 18 тыс. двигателей. Девять из десяти автобусов, несущих эмблему МАЗа, отправляются заказчикам с двигателями Mercedes-Benz. Это, в частности, позволило МАЗу стать для Daimler их крупнейшим сторонним заказчиком!

МАЗ, Даймлер, Цанрат фабрик, MAZ, Daimler, Mercedes-Benz, ZF, МАЗ с двигателем Мерседес

В сотрудничестве с ZF тоже достигнут значительный прогресс: поставки компании Минскому автозаводу коробок передач, ведущих мостов, раздаточных коробок и систем рулевого управления недавно перевалили за 50-тысячную отметку!

МАЗ, Даймлер, Цанрат фабрик, MAZ, Daimler, Mercedes-Benz, ZF, МАЗ с двигателем Мерседес

Во-вторых, силовой агрегат в составе дизеля Mercedes-Benz и коробки передач ZF наиболее приемлем как для эксплуатирующих МАЗы автоперевозчиков, работающих на зарубежные страны, так и для экспортной программы самого Минского автозавода, год за годом упорно осваивающего восточноевропейский рынок и достигшего на этом пути ощутимых успехов.

МАЗ, Даймлер, Цанрат фабрик, MAZ, Daimler, Mercedes-Benz, ZF, МАЗ с двигателем Мерседес

Поэтому не удивительно, что руководство МАЗа решило организовать конференцию, к участию в которой пригласили руководителей и специалистов Daimler и ZF. Такая конференция состоялась 23 июня в Минске. Что интересно: в ходе ее проведения белорусские и немецкие партнеры не только подвели весьма впечатляющие итоги сотрудничества, но и затронули ряд проблемных вопросов.

МАЗ, Даймлер, Цанрат фабрик, MAZ, Daimler, Mercedes-Benz, ZF, МАЗ с двигателем Мерседес

Что же представляет собой линейка автотехники Минского автозавода, оснащенная дизелями Mercedes-Benz и агрегатами ZF? В нее включены практически все производимые на данный момент автобусы, а также магистральные и среднетоннажные грузовики: двухосные и трехосные седельные тягачи, тяжелые трехосные шасси (включая модификацию с третьей подъемной осью), среднетоннажник и даже трехосный и четырехосный самосвалы. Широкий спектр! Часть из этих грузовых автомобилей и автобусов завод продемонстрировал во время прошедшего после конференции показа автотехники на расположенном под Минском испытательном полигоне. 

МАЗ, Даймлер, Цанрат фабрик, MAZ, Daimler, Mercedes-Benz, ZF, МАЗ с двигателем Мерседес

Впрочем, нельзя утверждать, что МАЗ ставит на свои грузовики и автобусы немецкие силовые агрегаты исключительно с прицелом на эксплуатацию за рубежом. Завод стремится продвигать оснащенную ими автотехнику и на свой домашний, и на российский рынки. Есть ли там заказчики? Есть, и немало! Например, крупная белорусская компания «Металлургтранс», руководитель которой выступил на конференции, осуществляет перевозки в Европу с использованием более сотни двухосных седельных тягачей МАЗ-5440Е9 с двигателями Mercedes-Benz и 16-ступенчатыми механическими КПП ZF. С его слов, эти автомобили даже в таком непростом виде перевозок вполне конкурентоспособны в сравнении с аналогами европейской «большой семерки». Тем более что, по собранной «Металлургтрансом» статистике, минские тягачи, оснащенные дизелями Mercedes-Benz и КПП ZF, экономичнее аналогичных тягачей MAN в среднем на 0,5 л/100 км.

МАЗ, Даймлер, Цанрат фабрик, MAZ, Daimler, Mercedes-Benz, ZF, МАЗ с двигателем Мерседес

Другое дело, где обслуживать МАЗы с немецкими дизелями? Соответствующую аккредитацию компании Daimler первый из расположенных в Беларуси мазовских сервисов пока только готовится получить. По данной причине для решения связанных с двигателем вопросов перевозчику приходится отправлять минские тягачи в фирменный сервис Mercedes-Benz, где ожидание оказывается неоправданно долгим. Аналогичная ситуация – в Украине, где Минский автозавод активно стремится нарастить свою долю на рынке грузовиков и уже стал крупнейшим поставщиком автобусной техники. Понятно, оснащенной двигателями производства Daimler. Так что для украинских сервисов МАЗа тоже весьма актуально получение аккредитации на обслуживание мерседесовских дизелей – пока таковой нет ни у одного из них.

МАЗ, Даймлер, Цанрат фабрик, MAZ, Daimler, Mercedes-Benz, ZF, МАЗ с двигателем Мерседес

В России ситуация несколько иная: здесь двигатели производства Daimler могут официально обслуживать и ремонтировать 10 фирменных сервисных станций МАЗа. И еще три присоединятся к ним в ближайшее время. Иначе и быть не может: счет только автобусам с дизелями Mercedes-Benz, поставленным в нашу страну, уже давно идет на сотни. Тем не менее, на заводе считают, что аккредитованных на сегодняшний день российских сервисов все же недостаточно, ведь общее их количество в нашей стране у МАЗа более ста!

МАЗ, Даймлер, Цанрат фабрик, MAZ, Daimler, Mercedes-Benz, ZF, МАЗ с двигателем Мерседес

А как планируется развивать конструкцию минских грузовиков и автобусов, оборудованных немецкими агрегатами? Большинство грузовых автомобилей на сегодня оснащены V-образной «шестеркой» семейства Mercedes-Benz ОМ 501. В паре с ней ставят главным образом 16-ступенчатую «механику» ZF. У среднетоннажного грузовика – иной силовой агрегат: дизель ОМ 924 в паре с 6-ступенчатой механической коробкой передач ZF 6S850. Поскольку в недалеком будущем Daimler собирается свернуть производство дизелей ОМ 501, для всех своих новых модификаций Минский автозавод адаптировал более современный ОМ 457. Шаг, надо сказать, логичный: этими же дизелями сегодня комплектуют набирающий популярность КАМАЗ-5490, так что в России перевозчики уже давно знакомы с ОМ 457 не понаслышке.

МАЗ, Даймлер, Цанрат фабрик, MAZ, Daimler, Mercedes-Benz, ZF, МАЗ с двигателем Мерседес

Что касается автобусов, то здесь применяются мерседесовские дизели девятисотой серии. Коробки передач – тоже ZF. Интересно, что помимо «механики» есть модификации и с «автоматом». Причем «автоматом» классическим: 6-диапазонным ZF Ecolife с гидротрансформатором.

МАЗ, Даймлер, Цанрат фабрик, MAZ, Daimler, Mercedes-Benz, ZF, МАЗ с двигателем Мерседес

Самое интересное, что до самого последнего времени Daimler не поставлял на МАЗ свои коробки передач. Даже в составе силовых агрегатов. Дело сдвинулось с мертвой точки, когда минчане взялись за разработку нового поколения магистральников, удовлетворяющих экологическому стандарту Евро-6. Их первый опытный образец, двухосный седельный тягач МАЗ-5440М9, увидел свет осенью 2014 года. За ним были построены трехосное шасси МАЗ-6312М7 и четырехосный самосвал МАЗ-6516М9. Всю тройку оснастили как двигателями, так и коробками передач Mercedes-Benz. Причем КПП сразу решили адаптировать не простую – автоматизированную. Не удивительно, ведь в Европе, на которую, собственно, и нацелено новое поколение МАЗов, все идет к тому, что коробки-роботы очень скоро перейдут из числа опций в число базового оборудования грузовиков среднего и тяжелого классов.

МАЗ, Даймлер, Цанрат фабрик, MAZ, Daimler, Mercedes-Benz, ZF, МАЗ с двигателем Мерседес

Впрочем, чтобы обзавестись МАЗом с полностью мерседесовским силовым агрегатом, перевозчикам, скорее всего, не придется ждать запуска в серию следующего поколения этих грузовиков. Такой силовой агрегат в скором времени появится и у автомобилей нынешнего поколения – первым его получит двухосный седельный тягач МАЗ-5440Е9. Причем в паре с дизелем здесь тоже будет стоять автоматизированная КПП. На заводе обещают, что производство такой модификации стартует до конца текущего года.

Константин Закурдаев

МАЗ, Даймлер, Цанрат фабрик, MAZ, Daimler, Mercedes-Benz, ZF, МАЗ с двигателем Мерседес




x
Вход на сайт
x
Регистрация
x
Новостная рассылка

С нами уже 1040 профессионалов

Image CAPTCHA
Введите символы с картинки