view counter
Главная страница > Общественный транспорт > Автобус «Газель NEXT». Наряд вне очереди

Автобус «Газель NEXT». Наряд вне очереди

Следом за бортовой «Газелью NEXT» в серию пошел каркасный автобус.
13.02.2015
view counter

За базу для нового автобуса ГАЗа, который наверняка будет востребован прежде всего в качестве маршрутного такси, разработчики взяли стандартное шасси «Газели NEXT». А вот кузов у него оригинальный: в его основе трубчатый каркас с наружными пластиковыми панелями. Нельзя не обратить внимание и на непривычно огромные боковые окна.

Почему маршрутка пошла в серию раньше цельнометаллического фургона? Подоплеку раскрыл на пресс-конференции президент «Группы ГАЗ» Вадим Сорокин.

Дело в том, что выпустить каркасно-панельный автобус технологически проще, чем цельнометаллический фургон. Оборудование для изготовления последнего надо еще доставить из Южной Кореи, где оно заказано (а это несколько железнодорожных составов), установить и запустить. Иное дело – наладить производство каркасных кузовов. Для этого на ГАЗе изготовили необходимую оснастку на базе уже имевшихся мощностей. В частности, трубчатые каркасы окрашивают на той же линии, где прежде обрабатывали кузова легендарных «Чаек». Фактически, освоение производства каркасных кузовов заняло примерно столько же времени, сколько «превращение» однорядной кабины «Газели NEXT» в двухрядную.

Но главное – маркетинговый подтекст произошедшего. Как прежде появлялись на нашем рынке маршрутки? Специализированные компании покупали цельнометаллические фургоны, включая «Газели» прежнего поколения, и переоборудовали их, врезая в глухие боковины окна, устанавливая сиденья, поручни, ремни безопасности, дополнительные отопители и прочее оборудование. Теперь же газовцы берут производство «маршруток» в собственные руки.

Газель NEXT новый автобус микроавтобус маршрутка маршрутное такси

Главное – чтобы костюмчик сидел!

Итак, уже неплохо зарекомендовавшее себя шасси «Газель NEXT» примерило обновку: полукапотный кузов каркасного типа. Такая конструкция расширила возможности проектировщиков: им не потребовалось подстраиваться под жесткие геометрические рамки фургона. Каркас сваривают из стальных труб, защищенных от коррозии двухкомпонентным грунтом PPG толщиной 20-22 микрон. Метод его нанесения – катафорез. Технология обработки позволяет антикоррозионному составу проникать в том числе внутрь трубок каркаса.

Панели крыши, задней маски, передней части с рамкой ветрового стекла, а также передние крылья выполнены из пластика и приклеены к каркасу высокопрочным клеем-герметиком. На ощупь и на звук эти изделия очень основательные и, несмотря на кажущуюся «воздушность», кузов маршрутки не производит впечатление легковесного и непрочного. Есть в его «одежке» и металл: капот и цельные боковые панели выполнены из оцинкованной стали. Прочность каркаса кузова и креплений сидений, планировка салона и травмобезопасность внутреннего оборудования полностью соответствуют требованиями Правил ООН по безопасности пассажирских автобусов.

Газель NEXT новый автобус микроавтобус маршрутка маршрутное таксиЭластичное крепление трубчатого кузова к раме и виброизоляция кузовных панелей снижают уровень шумов и вибраций, а дополнительная термоизоляция салона способствует сохранению в нем тепла, хотя кажется, что «аквариумное» остекление не может его эффективно удерживать. На самом деле, как показал наш тест, при легком «минусе» на улице в салоне было жарко! На его обогрев работают два жидкостных отопителя: кабинный и салонный, в придачу к которым предлагается дополнительный топливный отопитель мощностью 5 кВт.

Высота салона в 1900 мм позволяет большинству пассажиров перемещаться по нему в полный рост. Такая же высота и у проема передней одностворчатой двери поворотного типа, ширина которого составляет 550 мм. Высота нижней ступеньки небольшая, всего 340 мм. Эта дверь снабжена электромеханическим приводом с возможностью аварийного открывания как изнутри, так и снаружи. Управляется она ярко-желтой кнопкой на торпедо (говорят, выделить ее предложил один из журналистов). Нажал на эту кнопку – дверь открылась, еще раз нажал – закрылась. И что интересно, для закрывания двери кнопку можно не нажимать: как только автобус придет в движение, механизм сработает автоматически.

Задняя дверь – поворотная, на накладных петлях, открывается только вручную. По ней, кстати, можно заметить, что кузов изготавливали немного наспех: сварные швы на углах неаккуратные, петли выглядят хлипкими, страховка от открытия настежь – кусок ремня безопасности. Также, словно впопыхах, привинчены к полу алюминиевые уголки окантовок ступеней. Увы, повсюду в салоне на пластмассовых деталях отделки сверкают серебристые головки саморезов и заклепок. Хочется верить, что все это – огрехи первых партий, и впоследствии ГАЗ подретуширует недостатки.

В салоне автобуса класса «А» для городских перевозок (модификация ГАЗ-А64R42) могут разместиться 19 пассажиров. Сиденья, отделанные винилискожей или тканью, не имеют ремней безопасности. Автобус класса «B» для междугородных перевозок (модификация ГАЗ-А63R42) вмещает на одного пассажира меньше, но все его сиденья оснащены ремнями, а вот обивка – только тканевая. В варианте «школьный автобус» – целых двадцать отделанных красивым велюром сидений плюс одно сиденье установлено для сопровождающего.

Газель NEXT автобус микроавтобус

Во всех «взрослых» модификациях сиденья расположены попарно справа и слева от прохода. Для междугородных маршрутов с редкими остановками это вполне подходящий вариант, но для города… Пожалуй, в узком проходе будет проблематично разойтись двум пассажирам, особенно нагруженным поклажей. А ведь сменяемость пассажиров в салоне маршрутки очень активная, особенно в часы пик! Понятно, что перевозчики заинтересованы в максимальном количестве пассажирских мест. Но почему ГАЗ не сертифицировал маршрутку с меньшим количеством кресел и с более широким проходом, в которой часть пассажиров могла бы ехать стоя?

Журналисты задали этот вопрос Вадиму Сорокину на пресс-конференции. Ответ был таким: если рынок потребует, компоновка салона будет пересмотрена. Пока же маршрутка спроектирована именно под требования перевозчиков. Что же, настало время попробовать себя в этой роли.

Газель NEXT новый автобус микроавтобус маршрутка маршрутное такси

Передавайте за проезд!

Напоминание о плате за проезд дежурно произносил каждый журналист, стоило ему оказаться за рулем тестовой маршрутки. А сидящие в салоне коллеги в ответ предлагали громче объявлять остановки. Требование, кстати, напрасное: шумит двигатель, шумят оба отопителя, водитель отделен от салона жесткой перегородкой, и тем не менее на его рабочем месте прекрасно слышно, когда пассажиры простят остановиться. А те, в свою очередь, хорошо слышат все объявления водителя.

Водительское сиденье может сдвигаться вперед-назад, регулироваться по высоте и по углу наклона спинки. Рулевое колесо также регулируется по высоте, так что устроиться на рабочем месте можно удобно. А вот пройти на него… Отдельной двери для водителя здесь нет, а со стороны пассажирской на пути встают рычаги КПП и стояночного тормоза. Сюда бы «джойстик» переключения передач, как на европейских моделях, а вместо длиннющего «ручника» – компактный краник. Другой вариант – установить «ручник» слева от водительского кресла, там, где сейчас расположены домкрат и прочие принадлежности.

Газель NEXT новый автобус микроавтобус маршрутка маршрутное таксиПеред глазами водителя – четкая «новогазелевская» комбинация приборов с тахометром, на котором выделена зона оптимальных рабочих оборотов (от 1600 до 2400 мин-1). В торпедо сделаны выемки для полулитровых бутылок. Большая шторка позволяет прикрыть часть гигантского ветрового стекла от встречного солнца. Еще раз отмечаю удачно спроектированные наружные зеркала, которые позволяют с легкостью контролировать борта автомобиля при маневрах в стесненных условиях.

Дизель Cummins ISF рабочим объемом 2,8 л и мощностью 120 л.с. слегка перенастроен для движения в городских условиях: ему изменили камеру сгорания и турбокомпрессор. Тянет он прекрасно, с самых «низов», и передачи можно порой переключать при оборотах даже ниже оптимального диапазона, который соответствует «полке» максимального крутящего момента (295 Нм). Но для уверенного разгона лучше все же раскручивать мотор до 3000 оборотов.

Газель NEXT новый автобус микроавтобус маршрутка маршрутное такси

Коробку передач модернизировали существеннее, чем двигатель. Она получила промежуточную пластину для повышения жесткости вторичного и промежуточного валов, фланцевое соединение карданной передачи (исчез существовавший прежде хвостовик), более грузоподъемные подшипники и шестерни с увеличенной шириной зубчатых венцов. Благодаря всему перечисленному максимальный передаваемый крутящий момент вырос с 250 до 330 Нм. Как заявляет производитель, повышены надежность и увеличен ресурс КПП. К слову, межсервисный интервал у маршрутки-NEXT составляет 20 000 км.

Хотя четкость выбора передач по-прежнему не идеальна, все-таки она заметно повысилась. Не вызывает нареканий привод сцепления. Первое упражнение нашего тест-драйва, проводимого на гоночной трассе «Нижегородское кольцо» – старт и разгон на коротком прямом участке. Площадка заснеженная и обледенелая, что очень напоминает плохо очищенные улицы городов. Маршрутка с легкостью срывает задние колеса в пробуксовку, но этого можно и избежать, тронувшись плавно. Каждый из участников выезжает в «рейс» практически пустым: инструктор плюс два-три пассажира из числа коллег не в счет. В конце прямого участка надо «дать по тормозам» и проверить таким образом работу ABS. Под стрекот педали тормоза автомобиль замедляется, не сбиваясь с курса. Отметим, что ABS компании Bosch перенастроена специально для российских условий.

Затем организаторы предлагают описать небольшой круг, ведя автомобиль слегка боком – в скольжении. Для этого требуется поймать «момент», подбирая обороты двигателя и угол поворота рулевого колеса, и тогда процесс пойдет правильно. Удается это не всем: «Газель» даже в поколении NEXT – автомобиль далеко не драйверский. Да и пассажиры вряд ли оценят подобную манеру вождения. Но это упражнение позволяет раскрыть весьма полезное свойство: маршрутка не слишком охотно идет в занос и вполне позволяет пройти обледеневший круг без всякого скольжения – спасибо тяговитому двигателю и информативному приводу механизма сцепления. Пожалуй, стоит отметить и сцепные свойства штатно установленных шин Cordiant.

Следующее упражнение – змейка. Шестиметровый автомобиль без труда прописывает виражи размеченного участка (минимальный радиус поворота по колее переднего колеса у него составляет 6,6 м), не пугая водителя и пассажиров излишними кренами. Организаторы предлагают вести его здесь на второй передаче, однако вполне подходит и третья. А упражнение «заезд в бокс» демонстрирует все плюсы наружных зеркал, конструкция которых позволяет отлично контролировать окружающее пространство.

Второй этап теста – поездка по маршруту с остановками. Под колесами – то голый лед, то раскатанный снег. Ох, не завидую я профессиональным «маршрутчикам», которые в таких условиях водят автомобили, битком набитые пассажирами!

Газель NEXT новый автобус микроавтобус маршрутка маршрутное такси

У меня в салоне на этом этапе – три человека: инструктор и двое журналистов, постоянно отпускающих язвительные замечания. Как я ни стараюсь вести автомобиль плавно, они то и дело комментируют: «Не дрова везешь!» Им, как и мне, не очень нравится «ступенька» между холостыми и рабочими оборотами двигателя Cummins, особенно отчетливо заметная при сбросе газа. Но данные претензии нужно адресовать тем, кто дорабатывал двигатель. Заметят ли эту «ступеньку» пассажиры серийных маршруток в реальных поездках? Думаю, вряд ли: при хорошей загрузке автомобиль пойдет более плавно.

Между тем, я получаю подлинное удовольствие от тестового маршрута! Пользуясь возможностью, прохожу его второй, а затем и третий раз, точнее вписываясь в повороты и контролируя скольжение на обледеневших виражах. Маршрутка ведет себя все более предсказуемо, скорость на перегонах между отмеченными местами остановок раз от раза возрастает. Там, где первоначально я пользовался второй передачей, к третьему кругу все чаще выбираю четвертую. Скорость доходит до 70 км/ч, обороты двигателя практически не выходят за пределы зеленой зоны тахометра.

Бортовой компьютер позволяет водителю постоянно контролировать напряжение, выдаваемое генератором (14,2 – 14,6 В, отличные показатели), а также мгновенный и средний расход топлива. Условия нашего теста, думаю, приблизительно соответствовали городскому циклу движения (частые остановки, разгоны и торможения, длительная работа на холостом ходу). Так вот, пассажирская «Газель NEXT» в этом ритме расходовала 14,9 л/100 км. Заявленный производителем расход солярки на «сотню» в городском цикле – 15,7 л, в загородном – 9,4 л. А при равномерном движении со скоростью 60 км/ч, то есть так называемый контрольный расход, заявлен на уровне 6 л/100 км.

Реечный механизм добавил точности рулю, однако управляемость автомобиля по-прежнему не легковая, (читай – не как у европейских конкурентов). Я расположил бы руль немного ближе к вертикали, но регулировка по углу наклона отсутствует. Подвеска – излишне жесткая. Спереди она независимая пружинная, с двумя поперечными рычагами, а сзади применены усиленные 4-листовые рессоры без подрессорников. На обоих осях установлены стабилизаторы поперечной устойчивости. Задний мост – увеличенной несущей способности: его «банджо» выполнено из специальной стали с добавлением титана. Такая технология применяется на автомобилях, изготавливаемых на ГАЗе для российской армии. Просвет под картером ведущего моста составляет 170 мм.

Газель NEXT новый автобус микроавтобус маршрутка маршрутное таксиГазель NEXT новый автобус микроавтобус маршрутка маршрутное такси

 

В добрый путь!

В целом, «газовская» новинка произвела положительное впечатление. Основных недочетов, на мой взгляд, у нее всего три: очень высокая ступенька со стороны задней двери, затрудненная посадка на водительское сиденье и узкий проход между сиденьями в салоне. В остальном модель имеет практически сплошные плюсы и преимущества, хотя допускаю, что недостатки могут «всплыть» в процессе эксплуатации. Но заводская гарантия на автобусы для маршрутных коммерческих перевозок составляет 2 года или 100 000 км. А гарантия на спецавтомобили и автобусы, для подобных перевозок не предназначенные, увеличена до 3 лет при тех же 100 000 км.

Какова же стоимость маршрутки-NEXT? Предназначенный для города автобус (А64R42) обойдется покупателю примерно в 1 100 000 руб., пригородный (А63R42) – в 1 130 000 руб. Цены приведены на ноябрь 2014 года и сейчас наверняка повысились, однако все равно российский автомобиль на 20-40% дешевле конкурентов.

Газель NEXT новый автобус микроавтобус маршрутка маршрутное такси

Спрос на новинку сразу же вдвое превысил предложение. Завод оценил годовые потребности рынка в 2500-3000 автобусов, а заявок было получено сразу на 6000! Что же будет, когда перевозчики оценят их качество и ремонтопригодность, а главное, ценовые преимущества? Тем временем первые экземпляры нижегородских «аквариумов» уже выехали на улицы российских городов. Видя, как они проезжают мимо, с удовольствием подмечаешь, что «костюмчик» у новинки получился завидным, сидит отлично, да и обошелся недорого!

Андрей Михайлов




x
Вход на сайт
x
Регистрация
Информация об учетной записи
Существующий адрес электронной почты. Все почтовые сообщения с сайта будут отсылаться на этот адрес. Адрес электронной почты не будет публиковаться и будет использован только по вашему желанию: для восстановления пароля или для получения новостей и уведомлений по электронной почте.
Укажите пароль для новой учетной записи в обоих полях.
User Roles
Юридическая информация
CAPTCHA
This question is for testing whether you are a human visitor and to prevent automated spam submissions.
Image CAPTCHA
Введите символы с картинки
x
Новостная рассылка

С нами уже 899 профессионалов

CAPTCHA
This question is for testing whether you are a human visitor and to prevent automated spam submissions.
Image CAPTCHA
Введите символы с картинки