view counter
Главная страница > Производство > Арзамасский КОММАШ, или Куда идет слон?

Арзамасский КОММАШ, или Куда идет слон?

Идущий слон – эмблема Арзамасского завода коммунального машиностроения. Чтобы узнать, куда и в каком темпе этот слон шагает, я отправился в Арзамас.
07.10.2015
view counter

Знакомство со слоном

Арзамасский завод коммунального машиностроения КОММАШ вакуумная каналопромывочная машина мусоровоз КДМ коммунально-дорожная машина КАМАЗ МАЗЕсли разыскать у дилеров десять вакуумных машин, то у восьми, а то и у девяти из них на бортах окажется изображение слона – эмблемы Арзамасского завода коммунального машиностроения. Вакуумные, илососные, каналопромывочные автомобили – специализация арзамасского ОАО «КОММАШ» еще с конца 1960-х годов. Их продолжают делать и сегодня. Но теперь спектр выпускаемой продукции расширен: предприятие смело вторглось в новые рыночные сегменты, сумев значительно потеснить традиционно работающих в них конкурентов.

Арзамасский завод коммунального машиностроения КОММАШ вакуумная каналопромывочная машина мусоровоз КДМ коммунально-дорожная машина КАМАЗ МАЗ

Переходя из цеха в цех, разговаривая с руководителями и ведущими специалистами завода, я то и дело ловил себя на мысли, что недавно уже видел нечто подобное. Не прекращающиеся вопреки экономическим кризисам и спадам инвестиции в модернизацию станочного парка и реорганизацию производства, использование современных систем организации труда и управления рабочими процессами, активное, но не затрагивающее качества конечного продукта импортозамещение, формирование профессионального рабочего и конструкторского коллектива, столь немодная сегодня социальная ответственность… Пять месяцев назад я стал свидетелем всего этого на ГРАЗе – Грабовском автомобильном заводе, где выпускают автоцистерны и топливозаправщики. Что, впрочем, не удивительно: оба предприятия относятся к ООО «ТК «КОММАШ-ГРАЗ», а значит, принципы управления и работы у них схожи. Даже площадь территории у обоих заводов близка, как близки по сочному ярко-оранжевому цвету выпускаемые машины. И, тем не менее, предприятие в Арзамасе имеет свои отличия, что резонно, поскольку оно специализируется на изготовлении несколько иной, чем в Грабово, техники.

Если говорить о развитии производства на арзамасском КОММАШе, то прежде всего обращают на себя внимание несколько важных моментов.

Арзамасский завод коммунального машиностроения КОММАШ вакуумная каналопромывочная машина мусоровоз КДМ коммунально-дорожная машина КАМАЗ МАЗ

Первое: отказ от собственной «литейки»: завод располагается фактически в центре города, а литейное производство никогда не отличалось высокими экологическими характеристиками.

Второе: вместо устаревшего прессово-штампового хозяйства с 2008 года здесь начали внедрять так называемые ячейки: пары из плазменного и гибочного станков, изготавливающие изделия быстрее, точнее и дешевле.

Арзамасский завод коммунального машиностроения КОММАШ вакуумная каналопромывочная машина мусоровоз КДМ коммунально-дорожная машина КАМАЗ МАЗ

Третье: коренным образом модернизирован сварочный цех: вместо 90% отечественных полуавтоматов еще советского производства на основе обширного тендера предприятие закупило австрийские сварочные полуавтоматы с ЧПУ Fronius. Автоматизация сварочных процессов и переход на сварку аргонной смесью «Линда-газ» положительно отразились на качестве и долговечности сварочных швов, а это, в свою очередь, в целом повысило качество и долговечность выпускаемой техники.

Арзамасский завод коммунального машиностроения КОММАШ вакуумная каналопромывочная машина мусоровоз КДМ коммунально-дорожная машина КАМАЗ МАЗ

Четвертое: в сборочном цехе, где разрозненные комплектующие монтируются на шасси, тем самым превращаясь в готовые спецмашины, есть как конвейерная линия, так и отдельные посты, на которых собирают наиболее сложные с точки зрения конструкции экземпляры. Такая структура позволяет гибко реагировать на запросы клиентов, изготавливая технику в полном соответствии с их запросами.

Арзамасский завод коммунального машиностроения КОММАШ вакуумная каналопромывочная машина мусоровоз КДМ коммунально-дорожная машина КАМАЗ МАЗА самое главное впечатление, сложившееся во время пребывания на заводе, – он работает, причем работает с хорошей загрузкой. Свидетельство тому – в цехах полно кузовов и надстроек самой разной степени готовности, которые на моих глазах сваривали, шлифовали, красили или монтировали на автомобильные шасси. Редкая по нынешним временам картина!

– Конечно, следом за падением российского рынка коммерческой автотехники продажи предприятия тоже сократились, – сказал заместитель генерального директора ООО «ТК «КОММАШ-ГРАЗ» Бажен Козловский. – Но сокращение это оказалось не столь значительным: на протяжении 2015 года мы ежемесячно изготавливаем по 100–120 спецмашин.

За счет чего удается сохранять высокую производительность в условиях падающего рынка? На этот вопрос есть несколько ответов, суммирование которых позволяет понять, почему разразившийся в экономике страны экономический кризис не смог и, судя по всему, не сможет подкосить один из ведущих российских заводов по выпуску коммунальной техники.

Арзамасский завод коммунального машиностроения КОММАШ вакуумная каналопромывочная машина мусоровоз КДМ коммунально-дорожная машина КАМАЗ МАЗ

Сильные стороны слона

Арзамасский завод коммунального машиностроения КОММАШ вакуумная каналопромывочная машина мусоровоз КДМ коммунально-дорожная машина КАМАЗ МАЗКак уже говорилось, завод модернизирует производство, в результате предлагая более совершенную, чем у конкурентов, продукцию: рынок коммунальной техники падает, но доля арзамасского КОММАШа на нем растет, тем самым отчасти компенсируя это падение. Судя по всему, руководству предприятия удалось нащупать тонкий баланс между инвестициями и их окупаемостью, когда, с одной стороны, вложения в модернизацию не обременяют производство неподъемными в кризис кредитами, а с другой – позволяют наращивать качество и эксплуатационные характеристики выпускаемой продукции следом за ростом требований к ней со стороны основной массы покупателей.

Арзамасский завод коммунального машиностроения КОММАШ мусоровоз КАМАЗ МАЗ

Модернизация расширила возможности производственных мощностей, что, в свою очередь, позволило расширить линейку спецмашин. Помимо автомобилей для водно-канализационного хозяйства завод освоил выпуск мусоровозов и комбинированных дорожно-уборочных машин, на которые, по словам Бажена Козловского, сегодня приходится уже более половины от всей изготавливаемой предприятием техники. Чтобы одним рывком догнать зарубежных конкурентов, на заводе развернули лицензионное производство современных чешских мусоровозных кузовов KOBIT, причем сделали это с максимально возможной локализацией.

Арзамасский завод коммунального машиностроения КОММАШ ГАЗ вакуумная илососная машина мусоровоз КАМАЗ МАЗ KOBIT КОБИТ

Арзамасский завод коммунального машиностроения КОММАШ ГАЗ вакуумная илососная машина мусоровоз КАМАЗ МАЗ Газон NEXT Еще один важный фактор успеха – даже в условиях падения экономики арзамасский КОММАШ продолжает создавать и внедрять в серию новые образцы продукции. В числе наиболее свежих разработок, выведенных на российский рынок в этом году: комбинированные дорожно-уборочные машины КО-829N на шасси недавно поставленного на конвейер в Нижнем Новгороде «Газона NEXT» и КО-829Д1 с автоматическим управлением на шасси двухосного КАМАЗа, илососные машины КО-524 и КО-507К на базе двухосных МАЗа и КАМАЗа, вакуумная машина КО-520К с увеличенным объемом цистерны (8 кубов) на шасси КАМАЗ-43253, 11-кубовая вакуумная машина КО-505Б1 на более грузоподъемном шасси КАМАЗ-53605 в исполнении «премиум» с целым набором облегчающих работу оператора систем и устройств, 4-кубовая вакуумная машина КО-522N опять же на базе «Газона NEXT», а также гамма подметально-уборочных навесок собственной разработки. По нынешним меркам – впечатляющий перечень!

Арзамасский завод коммунального машиностроения КОММАШ мусоровоз КАМАЗ МАЗ

Обилие новинок – прямое следствие создания на предприятии машиностроительного инжинирингового центра – когда-то проектированием перспективных спецмашин занимались КБ автозаводов, поставлявших шасси, теперь же все конструкторские работы ОАО «КОММАШ» сконцентрировало в своих руках, что обеспечило самый настоящий прорыв в деле создания новых образцов продукции. Интересно наблюдать за совершенствованием «вооружения» работающих в инжиниринговом центре конструкторов: до 1997 года они по старинке чертили на кульманах, в 1998-м здесь появилось компьютерное программное обеспечение, позволяющее делать чертежи в 2D, в 2004-м – в 3D, а с 2012 года применяется сквозное проектирование, связывающее воедино разработку изделия и последующую постановку его на производство. Благодаря внедрению передового программного обеспечения повышены гибкость, оперативность и эффективность конструкторских работ, оптимизирован штат конструкторов и технологов. Например, если в 1990-х на заводе последних числилось более 40 человек, то сейчас – всего восемь, и это при значительно возросших темпах обновления производственной программы!

Арзамасский завод коммунального машиностроения КОММАШ ГАЗ вакуумная илососная машина мусоровоз КАМАЗ МАЗ конструктор

Эффективность инжинирингового центра наглядно проявилась, когда перед предприятием встал вопрос об импортозамещении.

– Санкции почти не отразились на выпуске нашей техники, – рассказал директор по закупкам ОАО «КОММАШ» Олег Смирнов. – Мы ни разу не сталкивались с отказом зарубежных партнеров поставлять те или иные комплектующие. Другое дело, что в ряде случаев увеличиваются сроки доставки.

Арзамасский завод коммунального машиностроения КОММАШ ГАЗ вакуумная илососная машина мусоровоз КАМАЗ МАЗ КДМКуда серьезнее увеличения сроков резкий рост цен на импортные компоненты в результате падения курса рубля. Так что, судя по всему, у набирающей обороты локализации не столько политические, сколько экономические корни. Естественно, к повышению степени «русификации» выпускаемой продукции в Арзамасе подходят аккуратно: некоторые комплектующие в принципе нельзя локализовать без ущерба для качества конечного продукта. К примеру, завод расширил поставки гидравлики из Белоруссии, но все равно закупает ее образцы исключительно с импортными прокладками, иначе падения качества и долговечности просто не избежать.

 

Арзамасский завод коммунального машиностроения КОММАШ ГАЗ вакуумная илососная машина мусоровоз КАМАЗ МАЗ КДМА качество и долговечность – это сегодня именно то, на что потенциальный покупатель смотрит в первую очередь. Как смотрит он на возможность производителя оперативно осуществлять ремонтно-сервисное обслуживание: в нынешней обстановке простои техники вне зависимости от причин ведут к краху эксплуатирующих организаций. Именно поэтому начальник службы развития сервиса ОАО «КОММАШ» Вадим Патрин особо упирал на увеличение гарантийных сроков на мусоровозы и комбинированные дорожно-уборочные машины с 12 до 18 месяцев при отказе для всех выпускаемых предприятием спецмашин от привязанности гарантии к величине пробега. Потому что каждый потребитель понимает: без роста качества гарантия не растет. А чтобы это качество поддерживать во время всей эксплуатации, арзамасский КОММАШ довел количество своих сервисных центров до 42 – расчет строится на том, что для любого из заказчиков фирменный сервис должен находиться не дальше чем за 250 км.

Константин Закурдаев

Арзамасский завод коммунального машиностроения КОММАШ ГАЗ вакуумная илососная машина мусоровоз КАМАЗ МАЗ КДМ




x
Вход на сайт
x
Регистрация
Информация об учетной записи
Существующий адрес электронной почты. Все почтовые сообщения с сайта будут отсылаться на этот адрес. Адрес электронной почты не будет публиковаться и будет использован только по вашему желанию: для восстановления пароля или для получения новостей и уведомлений по электронной почте.
User Roles
Юридическая информация
CAPTCHA
This question is for testing whether you are a human visitor and to prevent automated spam submissions.
Image CAPTCHA
Введите символы с картинки
x
Новостная рассылка

С нами уже 930 профессионалов

CAPTCHA
This question is for testing whether you are a human visitor and to prevent automated spam submissions.
Image CAPTCHA
Введите символы с картинки